Был ли Иисус женат? (обзор мифов)

Apr 16, 2014 10:43

В связи с очередным обсуждением в сети титульной темы с упоминанием т.н. «Евангелия жены Иисуса» - дам совсем краткие пояснения.
Нет никаких надежных исторических данных, что Иисус в своей земной жизни был или не был женат. Анализ доступных евангельских материалов показывает, что к моменту своего Служения Иисус не имел ни жены, ни детей (см., например, мой анализ биографии Иисуса). Разумеется, это не исключает возможности, что он был, например, вдов, а также вовсе не касается вопроса о том, был он когда-либо близок с женщинами. Доступные источники не говорят в этом вопросе ни да, ни нет.
Однако это же можно сказать и на вопрос о том: умел ли Иисус петь, играть на свирели или вкусно готовить? И то, и другое, и третье не противоречит известным фактам, однако это не дает нам права уверенно утверждать: «Да, Иисус был певцом, музыкантом и умелым кулинаром».

Новомодные теории «брака Иисуса», из которых черпал вдохновение Дэн Браун, основываются на апокрифе «Евангелие Филиппа», где Мария, - как полагают Магдалина, - упоминается в качестве «спутницы» Иисуса (стих 32), а также указывается, что он часто целовал ее (55).
Подчеркну, во-первых, в оригинале этого апокрифа (вернее богословского сочинения какого-то гностика II-III вв.) нет ни слова о браке, а равно поцелуях «в уста». В последнем случае текст прерывается и остается неясным, как именно, по мнению автора, Иисус «часто лобзал» Марию. Современные искатели сенсаций просто автоматически подставляют наиболее интимный вариант. Здесь нужно учесть и то, что до сексуальной революции XX века поцелуи - были более нейтральны, чем сейчас, и не имели вероятного сексуального подтекста особенно при отношениях «учитель-ученик». Этому есть масса примеров от «поцелуя Иуды» до эпизодов из общения Брежнева и Хонеккера.
Однако в случае «Евангелия от Филиппа» все еще забавнее. Автор вообще не считает всех Марий в биографии Христа - реальными людьми, а полагает неким единым литературным образом, символизирующим святой Дух. Причем поцелуй в его понимании обряд передачи указанного Духа между верующими (31).
Замечу, что «Евангелие от Филиппа» очень сомнительный источник с точки зрения истории христианства I века-. Автор явно знал массу вещей из поздних и недостоверных источников, которые к тому же сам творчески переосмыслял.
Итоговый продукт его творчества мало общего имеет с четким конспективным изложением фактов, это скорей - «взгляд и нечто». Но если брать его перетолковывать и переосмысливать, то можно придумать и брак Иисуса, и 40 бочек арестантов.

В 2012 году стал широко известен, найденный в конце XX века кусок папируса, где присутствует фраза: «Иисус сказал им: «Моя жена…»». Данный артефакт получил известность как «Евангелие жены Иисуса». В целом текст сохранился довольно плохо, но по доступным фрагментам можно установить, что в предыдущих строках упоминались мать («давшая жизнь») героя и «Мария», а в последующих - «ученики», что наводит на мысль, что речь о том самом Иисусе из Назарета, сыне Марии. Однако важно не преувеличивать историческую ценность этого фрагмента.
Во-первых, по наиболее точным данным радиоуглеродной датировки сам кусок папируса относится к VIII в. [1]. Судя по сохранившимся обрывкам, это коптский текст, т.е. в лучшем случае - перевод какого-то древнего источника, в худшем - чье-то достаточно позднее сочинение на евангельские темы.
Во-вторых, ряд ученых высказывают серьезные аргументы в пользу того, что «Евангелие жены» - подделка второй половины XX века, выполненная на куске старого папируса, технически умело, но - исторически недостоверно. Факт подделки точно не доказан, но высказанные аргументы уже заставляют сомневаться в аутентичности документа.
В-третьих, из доступного куска нельзя заключить, в каком контексте Иисус упоминает «жену» в этом тексте. Нельзя исключить, что речь идет или о каких-то аллюзиях на упомянутое выше «Евангелие Филиппа», или даже на евангельский текст, где Иисус называет родными, матерью и братьями, своих учеников (Марк 3:35 др.), просто автор добавил этот ряд «жену».

Наконец, поясню просто для общей информации. В библейской традиции Ветхого Завета Бог аллегорически назывался мужем Израиля (Исайя 54:5). В пророческой литературе Израиль характеризуется как неверная жена (например, Иеремия 3:6), сам Иисус сравнивал себя в году служения с женихом на свадьбе (Марк 2:19-20). В апостольских текстах также есть аналогичный образ (Откровение 19:7 и др.).
Однако все эти аллюзии не касаются земной биографии Христа, а - раскрывают эмоциональность отношений между Богом и человеком.

[1]Информация по исследованию этого текста представлена в King K. L. Jesus said to them, 'My wife...': A New Coptic Papyrus Fragment // Harvard Theological Review, Volume 107, Issue 2, 2014. P. 136.

ОПК, история

Previous post Next post
Up