Иисус из Назарета, часть 3

Sep 17, 2012 10:28


Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал Сына Моего...
Книга Осии 11:1

В прошлой главе мы установили основные черты, которые должны были отличать жизненный путь Иисуса, однако здесь мы попытаемся точнее очертить контуры его биографии и становления его убеждений.

Здесь за отправную точку логично взять его родной город - Назарет, и родную местность - окрестности Сепфориса. Именно из этой чисто иудейской среды Иисус вынес патриотизм, восхищение своим народом и своей страной, которую полемически был готов защищать и в годы своего служения (Иоанн 4:22 ср. Матфей 15:26), когда сурово бичевал беды и недостатки сограждан.

Патриотизм Иисуса был, конечно, религиозно окрашен: его семья, во всяком случае, Мария, была очень религиозной, и часто ездила на праздники в Иерусалим к стенам Храма. Но для патриотизма Иисуса не могли не быть характерны элементы национальной героики. Память о военных победах Маккавеев, создавших Израильскую державу, разделенную теперь на части и оказавшуюся под оккупацией. Была здесь и память о совсем недавних событиях.

Скорее всего, Иисус еще ребенком запомнил страшные казни, охватившие окрестности Сепфориса после разгрома антиримского восстания Иуды. По римской традиции бунтовщиков - распинали на крестах, подвергая тяжелой и мучительной казни, которая могла длиться часами. К месту распятия казнимых вели с табличкой, описывающей вину, на шее, их также заставляли нести на плечах перекладину собственного креста. Видимо, мужество казнимых мучеников за иудейский образ жизни, и, в конечном счете, - веру, восхитило Иисуса, недаром спустя много лет он сравнивал подвиг служения - именно с несением креста (Матфей 10:38, Марк 8:34).



Можно строить догадки о том, занимался ли Иисус до начала своего служения Человечеству какой-либо политической и общественной деятельностью, однако логичнее всего предположить, что его жизнь была ничем не примечательной, учитывая сколь поразила назаретцев его перемена в годы служения. Скорее всего, в начала первого столетия для Иисуса тянулись одинаковые годы: детство, изучение Писания, работа пастухом и плотником, походы на городские стройки, работа в поле…

Однако важно учесть, что некоторые черты Иисуса позволяют предположить, что в его жизни был иной период, оставивший свой отпечаток, - жизнь в какой-то мультикультурной среде, которую было не сыскать в Сепфорисе и Назарете.



Руины двухкомнатного дома, стоявшего в древнем Назарете.

На это указывают следующие эпизоды. В ходе Нагорной проповеди Иисус убежденно говорит о сходстве и различиях в жизни евреев и язычников, демонстрируя хорошее знание предмета (Матфей 5:47, 6:7), обращаясь к жителям Капернаума, приграничного таможенного поселения, которые видели гораздо больше иноземцев, чем назаретский плотник. Нужно было быть очень уверенным в своих познаниях, чтобы говорить так убежденно перед такой аудиторией. На пребывание в среде с различными культурами свидетельствует и эпизод с самарянкой, которую даже удивило, сколь непринужденно обращается к ней представитель народа-антагониста (Иоанн 4:9). Можно предположить, что Иисуса уже где-то немало приходилось общаться с иноверцами и инородцами, что позволяло легко преодолевать культурные барьеры.

В принципе, учитывая отмеченную нами ранее склонность к путешествиям, это вполне логично. Однако мы пойдем дальше и выскажем предметные предположения о том, где побывал Иисус.

Вавилонский Талмуд (например, Шабат 104b) и антихристианская книга Цельса (Против Цельса II:35) передают предание, что Иисус, как и его отец Иосиф, какое-то время прожил в Египте, где был поденным рабочим. Нельзя исключать, что это ошибка при передаче сообщения Евангелия Матфея о бегстве семьи в Египет от гонений Ирода, однако здесь возможно и наличие рационального зерна. Для жизненных обстоятельств Иисуса и его склонностей была вполне логична поездка на заработки в Средиземноморскую житницу, где у его семьи после пребывания там Иосифа могли остаться какие-то связи.

Необходимость передавать часть заработка домой в Назарет вряд ли должна рассматриваться как серьезное препятствие. Достоверно известно, что в I в. существовал значительный поток средств из диаспоры в Израиль. Иудеи диаспоры долгие годы совершали сбор своего рода налога на Храм, который свозился нарочными со всего Средиземноморья в Иерусалим, вплоть до запрета на перевозку золота, наложенного при Калигуле в азиатской части империи (Цицерон Речь в защиту Флакка XXVIII). Хищение собранных пожертвований было событием редким и чрезвычайным (Флавий Иудейские древности XVIII:3:5).

Для нужд личных денежных переводов израильские трудовые мигранты могли пользоваться системами аналогичными современной «хавале», которая возникла на Ближнем Востоке в VIII в.. Кроме того, сельскохозяйственные рабочие могли возвращаться на зиму домой в Израиль, принося с собой получку. Известно, что при возникновении массовой трудовой миграции эта проблема всегда решается довольно успешно без помощи современных банковских институтов, что мы знаем на примере Афганистана 1960-1970 гг., десятки тысяч жителей которого уходила на заработки в соседний Пакистан.

В силу изложенных соображений гипотеза трудовой миграции в Египет представляется вполне возможной.
Следует, конечно, указать, нет каких-либо признаков того, что Галилея находилась в кризисе к началу I века. Доступные источники позволяют утверждать, что в эти годы шел интенсивный восстановительный рост экономики после потрясений прошлого столетия. Нет и признаков массового возникновения сельского пролетариата. Особенно обстановка могла быть благоприятной в окрестностях Сепфориса, где шло масштабное строительство на деньги тетрарха.
Однако можно возразить, что, например, для современного Таджикистана характерен быстрый рост ВВП, однако страна остается крупным поставщиком рабочей силы в Россию, где условия все равно - лучше. Кроме того, поездка Иисуса могла иметь не только экономические, но и личные цели. Египет, следует напомнить, был точкой Исхода Израиля, местом начала деятельности Моисея, что влекло бы в эти места любого иудея, интересующегося религией и своим историческим прошлым.

Достоверно известно, что Египте той эпохи жило множество евреев. В Александрии 2 района из 5 считались еврейскими, причем представители этого народа были и в других квартала, и окрестных деревнях (Филон Александрийский О посольстве к Гаю 19; Он же Против Флакка 8). Возможно, где в этих местах жил и работал и Иисус из Назарета.

Скорее всего, он был членом бригады бродячих сельскохозяйственных рабочих, пастухов и виноградарей, нелегкому труду которых посвящена масса его притч. Можно даже предположить, что в этом аспекте автобиографичен образ «блудного сына», молодого человека, ушедшего на заработки в далекий край, перенесшего массу бед и лишений. «Пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему…» (Лука 15:15-16). Не о собственном ли опыте и тоске по Родине рассказывал Иисус?

Скорее всего, он снимал какой-то угол в Александрии, но большую часть времени ходил по сельской местности Египта, подыскивая работу вместе с коллегами по ремеслу. Как мы уже писали, в стране существовала нехватка рабочих рук, мелкие арендаторы бежали с земли, и крупные землевладельцы, скупавшие наделы, были заинтересованы в услугах поденщиков.
Судя по всему, Иисус предпочитал везде ходить налегке: позже он советовал своим ученикам не брать в дорогу даже сумы (Матфей 10:10). Кроме обычной израильской одежды, цельной рубахи, похожей на греческий хитон (Иоанн 19:24), Иисус брал с собой только теплую накидку - гиматий (ср. Марк 15:20, скорее всего, простой шерстяной отрез), которой, видимо, пользовался как одеялом в холодные ночи.

Возможно, израильских разнорабочих, подобных Иисусу преследовала вечная беда гастарбайтеров - подозрения в нечестности и криминальных наклонностях (ср. притчу о злых виноградарях Лука 20:9-18). Иисус мог сталкиваться с этой, а также этнической враждебностью, угрозами или даже насилием. (Крупный еврейский погром был зафиксирован в Александрии спустя более 10 лет, однако отдельные инциденты могли случаться и ранее).

В египетской жизни Иисуса, возможно, был и иной аспект, связанный со знакомством с местной интеллектуальной элитой. В первую очередь - Филоном Александрийским, чьи работы мы уже здесь цитировали. На знакомство Иисуса с его идеями указывает тезис о несвободе создаваемой грехом, повторяющий идеи Филона (ср. Иоанна 8:34 с трудом Филона Quod omnis probus liber). Кроме того, Иоанн, ученик Иисуса, применяет для характеристики божественности Иисуса термин "логос" используемый в таком контексте - Филоном (ср. Иоанн 1:1 с Филон Вопросы и ответы о творении II:62). (Впрочем, последний аргумент, несмотря на свой "классицизм" является спорным). Разумеется, эти обстоятельства можно объяснить тем, что Иоанн сам позже читал труды Филона или вынес термин из работ греческих стоиков.

Полагаем, что Иисус провел в Египте несколько лет, но вряд ли слишком долгий срок. Он не успел стать в Назарете чужим, однако время было вполне достаточным, чтобы в его жизни произошли важные события и перемены.

Речь, в частности, о классическом вопросе: был ли Иисус женат? Мы уже писали о социально-этическом императиве на размножение в иудаизме. Эта религия не знала целибата, женились даже раввины (учителя закона), отказ от брака и деторождения был бы довольно странным и даже порицаемым поступком.

Впрочем, к I в. с ростом продолжительности жизни и стали появляться ситуации, при которых люди отказывались от брака и продолжения рода из-за различных в т.ч. религиозных причин. Известно, что от брака отказывались многие члены секты ессеев, не был женат апостол Павел. Сам Иисус говорил о возможности отказа от брака для того, чтобы посвятить себя Богу (Матфей 19:12), аналогичную возможность допускал - апостол Павел, который сам, видимо, никогда не был женат (1-е Коринфянам 7:1, 7-8, 33-34).

Мы точно можем утверждать, что к моменту проповеднической деятельности Иисуса в родном Назарете не было известно о наличии у него жены и детей (Марк 6:3). Более того, будь у него семья, она непременно оказалось бы в поле зрения апостолов: Иисус был противником развода (Матфей 5:28, ср. Иоанна 4:18), очень любил детей (Марк 10:13-14), так что апостолы точно знали бы о наличии его семьи и при смерти Учителя получили бы наказ заботиться о них. «Благочестивое умолчание» здесь невозможно, потому что Иисус и апостолы не были современными католическими священниками: наличие у Господа жены и детей смутило бы их гораздо меньше, чем наличие матери и братьев.

Исходя из этих соображений мы с высокой вероятностью можем утверждать, что у Иисуса не было детей. Это могло объясняться тем, что в силу каких-либо причин он не мог иметь потомства.

На это подозрение наводит, например, его довольно подробное обсуждение этого предмета скопчества и импотенции (Матфей 19:1-12). Кроме того, в Талмудической литературе упоминает, что будто бы Иисус имел какие-то разрезы на теле, возможно - на бедре (Шабат (Вавилонский талмуд) 104b, см. также Шабат (Иерусалимский) 13d, а также ряд более поздних тольдотов, йеменской и страсбургской рукописей). Приводится нелепое предположение, что он сам разрезал бедро, чтобы вывести контрабандой магические свитки из Египта. Однако возможно, что в земной жизни Спаситель действительно получил какую-то травму, которая исключала возможность потомства?

Впрочем, на эту гипотезу есть очень веский аргумент: если бы Иисус имел подобный физический недостаток, то был бы объектом оскорблений противников (в древнем Израиле импотенты и скопцы не имели гражданских прав), Иоанн довольно подробно приводит брань в адрес Иисуса иерусалимских иудеев, но таких выпадов никто из них не допускал.

Возможно еще, что Иисус все-таки находился в браке, но не имел потомства (не мог или не успел), а его жена к моменту его служения - умерла. Это событие могло стать отправной точкой радикальных изменений - поездки в Египет, если она была, или начала проповеднической деятельности. Если принимать гипотезу о браке, то вероятнее всего он имел место в египетской диаспоре, а не в Израиле, иначе бы этот факт не остался вне поля зрения его учеников, среди которых были двоюродные братья.

Следует учитывать, что по нормам иудаизма тех лет брак - не являлся таинством христианского образца, поэтому в личной жизни в нестандартной диаспоральной среде грань между браком и «отношениями» в современном смысле могла быть очень тонка.

Впрочем, большая часть жизни Иисуса с трудом поддается реконструкции, и здесь мы должны быть очень осторожны в гипотезах. Евангелисты, как мы уже немало жаловались, мало и без интереса писали о жизни Иисуса до Крещения. «Свет, падающий от них на жизнь Иисуса, расположен так, что она похожа на узкую длинную и темную комнату, где только у выхода -- смерти -- одна ослепительно-яркая точка света - Воскресенье; по мере же того, как мы от нее удаляемся, тьма густеет, - гуще всего у входа - Рождества» - пишет Мережковский о Евангелиях в своей книге.

Значительную часть жизни Иисус прожил в Галилее, Назарете и его окрестностях. Хранил вместе с земляками память о героическом восстании Иуды и великом прошлом Израиля. Иисуса отличал достаточно яркий патриотизм, который, впрочем, как мы увидим, имел во многом религиозный характер. В какой-то момент покинул родной город и несколько лет прожил вне Израиля, скорее всего, в Египте. Там он занимался наемным трудом пастуха и виноградаря в чужих хозяйствах, узнавал жизнь других народов. Жизнь его была очень непроста и физически, и морально. Возможно, какое-то время Иисус был женат, однако детей не имел.

Однако пребывание в Египте интересно в первую очередь тем, какое влияние оно могло оказать на религиозные взгляды Иисуса. Об этом мы поговорим в следующий раз.

ОПК

Previous post Next post
Up