Jul 08, 2017 13:29
Очень красивый квартет, несомненный шедевр Брамса, не уступающий по качеству и значению обоим его квинтетам (Фортепианному и Кларнетовому), но находящийся по отношению к ним в некоторой тени. Композитор долго работал над этим произведением - около 9 лет - и опубликовал его только в 1874 году, когда ему был 41 год. До формального позднего периода еще далеко, однако квартет вполне можно назвать "осенним" из-за господствующих в нем грустных, тревожных, мнительных настроений. Конечно, здесь есть место и страсти, и даже определенной жесткости, а в кульминации четвертой части появляется нечто вроде жизнеутверждающей патетики, но тихий финал все равно видится тревожным и неопределенным (тематически эта часть напоминает 1-ю часть драматической Третьей скрипичной сонаты, написанной 12 лет спустя).
Жемчужина Квартета, несомненно, роскошное Анданте изумительной красоты. Оно начинается с выразительного соло виолончели, которая ведет мечтательную мелодию, напоминающую романс, а затем передает ее скрипке. Эта медленная часть - одна из лучших лирических страниц в музыке Брамса. Очень хотелось бы обратить на нее внимание П.И. Чайковского, который ругал своего немецкого коллегу за то, что он якобы не способен сочинить ни одной яркой мелодии. Вот наглядный пример - красивейшая и при этом сложная, вовсе не тривиальная в своем развитии мелодия.
Третий фортепианный квартет содержит все лучшее, на что был способен в своем творчестве Брамс: идеальная форма, яркий тематизм, сочетание страсти, жесткости, лирики, патетики, тревоги, сомнения, которые распределяются на протяжении произведения очень гармонично, без эмоционального насилия в духе Чайковского, за которое я его несколько недолюбливаю. Произведение очень концентрированное и, как писал один критик, трагически-углубленное. Впрочем, углубленный трагизм всегда был свойственен Брамсу. Он и начал свой творческий путь, по сути, зрелым человеком. Видимо, таков был склад его личности.
Классическая музыка,
Чайковский,
Брамс,
XIX век