Эволюция вальса

Jun 12, 2014 18:45

Интересно то, как преломляется семантика вальса, салонного, часто - праздничного, парадного танца в 19 веке, в контексте 20 столетия. В музыке композиторов нового времени вальс нередко полностью утрачивает свою танцевальность в прямом смысле этого слова и становится средством для выражения куда более глубинных пластов. Это, например, проявляется в ( Read more... )

Хачатурян, Равель, Классическая музыка, XX век, Малер, Шостакович, Шёнберг, Прокофьев, Рахманинов, Свиридов

Leave a comment

Comments 11

reminor June 12 2014, 17:20:48 UTC
у Шост. в Танцах кукол абсолютно романтический вальс

Reply


amphibia08 June 12 2014, 20:20:29 UTC
Мне кажется, это разные линии интерпретации идеи венского вальса. Наша - "садово-парковая" от Вальса-фантазии Глинки и штраусовых концертов в Павловске (Вальс из Маскарада, Метели, Войны и Мира, Золушки и тд.).
А французская - от Шуберта к Берлиозу и Гуно (инфернальное там тоже есть). У Равеля конечно, тоже Вена, но "парижская".
Между прочим, Дягилев, заказав Вальс Равелю, послушав, отказался его ставить. Равель был страшно оскорблен.

Reply

mendelbookinist June 12 2014, 20:43:58 UTC
Дорогая Амфибия, спасибо. Насчет "садово-парковой линии" согласен, хотя позднего Рахманинова не стал причислять в этом смысле к "нашим". Что касается Вальса Равеля, то он, конечно, тоже был вдохновлен Штраусом, а также Шубертом, однако таких "сокрушительных вихрей" музыка этих двух австрийцев, конечно, не знала, поскольку эти вихри, по сути, порождены 20-м веком. Вторая часть Вальса Равеля - это что-то вроде тонущего Титаника, изображенного музыкально. Гуно я совсем не знаю, но Вальс из Фантастической симфонии Берлиоза даже близко не напоминает, на мой взгляд, равелевскую инфернальность, это вполне себе красивый, канонический вальс первой половины 19-ого столетия ( ... )

Reply

amphibia08 June 13 2014, 20:10:52 UTC
Ну я конечно, с очень многим у вас согласна - и про Титаник, и про Берга с Веберном. Касательно Фантастической - ну там инфернальность, она просачивается из соседних частей)). Как и у Гуно в Фаусте.
У Равеля мне нравится еще и та изумительная изысканная беззаботность, что в среднем, ре-мажорном эпизоде. Я готова его играть бесконечно, там потрясающая секвенция - из Ре мажора и си минора как бы по квинтам, а на самом деле, со сбоем, кажется (вместо квинты - секста), через бемоли и диезы и выныривает обратно в Ре чудесным образом.
В Благородных и сентиментальных вальсах она же (то есть не секвенция, а благородная изысканность, само собой).
И она же, попроще, конечно, у Рихарда Штрауса в Кавалере роз.

Reply

mendelbookinist June 15 2014, 13:48:15 UTC
А не могли бы Вы по времени указать этот эпизод на ссылке? Очень интересно, правильно ли я думаю, что Вы именно этот фрагмент имеете в виду.

http://www.youtube.com/watch?v=KpMjYboGpEE

Reply


Leave a comment

Up