В.А. Моцарт и Л. Бетховен - Два концерта для фортепиано с оркестром До минор (K. 491; op.37)

Nov 20, 2013 22:45

Насколько здесь трагичен Моцарт, настолько же назидателен Бетховен. Особенно это слышно по тутти и вступительным аккордам фортепиано в первых частях - тихие у Моцарта, бойкие у Бетховена. Объективно оба произведения гениальны, но Концерт Моцарта невольно застит глаза, когда я начинаю слушать Третий Бетховена ( Read more... )

Моцарт, Классическая музыка, XVIII и XIX века, Бетховен

Leave a comment

Comments 8

abel November 20 2013, 18:55:58 UTC
То, что моцартовский концерт "застит", я думаю, это временное явление, должно пройти.
Я эти два концерта, как говорится, люблю отдельно.
У Бетховена совершенно необычная медленная часть. Такого рода медленных частей в концертах Моцарта нет. И необычное сопоставление тональностей между второй и первой частью (до минор - ми мажор, тогда как традиционно вторая часть должна была быть написана в ми бемоль мажоре, т.е. в параллельной тональности; ну, или в ля бемоль мажоре). Впрочем, такого рода тональные контрасты между частями сонатного цикла есть аж у К.Ф.Э. Баха, а потом у Гайдна. Тут, в бетховенском концерте, дело даже не в тональном контрасте, а в самой интонационной сфере медленной части, абсолютно, т.с., "предромантической".
Но концерт Бетховена действительно нельзя назвать трагическим. Это другая эмоциональная сфера.

Reply

mendelbookinist November 20 2013, 19:02:32 UTC
Все правильно. Я тоже думаю, что медленная часть Третьего концерта - одна из лучших у Бетховена. И все же вот такой парадокс в моем восприятии, начавшийся тогда, когда я впервые услышал оба этих концерта. Звучание Третьего концерта влечет за собой внутри звучание 24-ого.

И еще - Бетховену в Третьем концерте неведома та горькая ирония, что есть в 24-ом концерте Моцарта. Особенно она проявляется у него в третьей части.

Reply

abel November 20 2013, 19:13:07 UTC
А я последнее время всё чаще думаю, что мрачность и "пессимизм" Моцарта иногда преувеличивают (как бы противоположная крайность относительно "солнечного Моцарта"). Например, последний его струнный квинтет (К. 614, Ми бемоль мажор) преисполнен истинной радости жизни. За полгода до смерти он вовсе не собирался умирать (что видно и из его писем лета и ранней осени 1791 г.).
Но финал К. 491 оставляет мало места для надежды.

Reply

mendelbookinist November 20 2013, 19:19:00 UTC
Моцарт никогда не был композитором крайностей. Перед Ми-бемоль-мажорным квинтетом - ужасающе, просто безнадежно мрачный Соль-минорный. После 24 концерта - полный солнечного юмора и лирики 27-ой (хотя тоже весьма неоднозначный). Я думаю, такая многогранность, часто заметная даже не в пределах одного произведения, а в пределах одной части, обеспечивает Моцарту уникальное положение в истории музыки. Свет у него часто играет с тенью - и наоборот.

Reply


Leave a comment

Up