Ф. Шуберт - Соната для фортепиано №18 Соль мажор (П. Бадура-Шкода)

Feb 22, 2013 11:23

Я не понимаю этой музыки, даже в таком замечательном исполнении. Она кажется мне чрезмерно растянутой, даже бесконечной, иногда складывается ощущение топтания на месте (особенно в первой части). Иными словами, я не слышу динамики, как будто ее и нет вовсе. Может быть, в этом вся суть, но я в данном случае такую суть не просекаю ( Read more... )

Шуберт, Классическая музыка, XIX век

Leave a comment

Comments 38

f_h_dis_gis February 22 2013, 08:51:28 UTC
Шуберт - это прежде всего Lieder, а затем симфонии. Фортепианное его творчество я ставлю по значимости на 3-е место.

Reply

chizhen February 22 2013, 10:09:55 UTC
Не соглашусь - ф-ные дуэты в ровень и с песнями и с симфониями, а фантазия фа минор и Аллегро ля минор вооще из лучшего в Шуберте. Фантазию его люблю не менее Серенады или Аве Марии - редчайшее по красоте любовное излияние... .

А как же квартеты да и мессы? - поздние - однозначные шедевры. Вот бы еще его Pеквием D621 собрать целиком (у меня отдельные кусочки, причем в разношерстных исполнениях, но все одно - впечатляет).
Финал сомь мажорного квартета мой любимейший финал в квартетах вообще,
а еще есть шедевриальные вариации на Смерть и Девушку в №14 ля минорном.
Неспроста же Малер сделал транскрипцию этого квартета для оркестра....

Reply

f_h_dis_gis February 24 2013, 19:24:23 UTC
Ну я высказал своё мнение. На сегодняшний день. Квартеты его почти не знаю. Вероятно, после более глубокого знакомства с квартетами и мессами я буду мыслить иначе.

Reply


chizhen February 22 2013, 10:05:31 UTC
Сонаты за исключением последней и еще одной из ля минорных и пару ранних - это не лучшее в фортепианном Шуберте - в них новое романтическое не берет штурмом
консервативные бастионы старой сонатной формы.
Беспорный фортепианный шедевр - это экспромты ор.90 - сколькр не слушаю их серединки неизменно приводят меня в восторг, хороша и средняя часть в фантазии
Скиталец.

Апофеозом же шубертовского ф-но являются ф-ные дуэты: Фантазия, Венгерский и Французский дивертисменты (пусть не пугает название - главная тема французского - похоронный марш) и аппассионатное Аллегро ля минор.
Очаровательны и его танцы - вальсы и т.п.

Reply


abel February 22 2013, 10:25:12 UTC
Жаль, что эта изумительная гениальная музыка пока закрыта для тебя. Но, я думаю, придет время, и она откроется.
Самая сильная там первая часть как раз. Медитация, равной которой в музыке я не нахожу.
Попробуй послушать с Рихтером или Дальберто.

Reply

chizhen February 22 2013, 10:34:41 UTC
Это да, но все же знакомство с фор-ным Шубертом начинать с соль мажорной сонаты - не выигрышно - могут отпугнуть "божественные длиноты"...., что, кстати, со многими и происходит. Плюс к этому еще и, как говорит Конен, и некоторая рыхлость формы. В нвчале - экспромты, экспромты, экспромты - в них все совершенно (в последних трех из ор.90).

Reply

abel February 22 2013, 10:48:53 UTC
Рыхлость формы у Шуберта - один из глупых предрассудков. Прав был Э. Денисов, когда говорил, что у Шуберта абсолютное чувство музыкального времени и в последних фортепианных сонатах он даже совершеннее Моцарта. А Э.В. был еще и страстным моцартианцем (как и я :)).

Reply

mendelbookinist February 22 2013, 11:22:39 UTC
О, какая тут дискуссия развернулась, пока меня не было. Даже не знаю, кому отвечать, но всех сразу благодарю за проявленный интерес. :)

Я сонаты Шуберта слушаю лет с 20 в разных исполнениях, время от времени к ним возвращаюсь. Не могу поэтому сказать, что плохо знаком с этой музыкой. Нет, знаком достаточно хорошо, прекрасно понимаю, что такое "божественные длинноты", и т.п. Видать, Шуберт мне эстетически не близок. Зачастую он мне не близок даже на уровне своего мелоса.

То, что Шуберт совершеннее Моцарта в фортепианных сонатах (поздних или непоздних), мне бы не привиделось даже в самом кошмарном сне. :) Потому что Моцарт - мой абсолютный идеал в фортепианном сонатном жанре (18 - 19 века), в том числе и с точки зрения формы. Насчет медитации в этой Сонате - ну вот медитация во Второй форт. сонате Шостаковича оказывает на меня гораздо более сильное воздействие. Разные эпохи, конечно, но все равно...

Reply


chizhen February 22 2013, 11:26:55 UTC
Я исключаю такую возможность, что хоть кто-то из любителей музыки не слышал гениальной четырехручной ф-ной фантазии фа минор Шуберта, но из уважения к четырем рукам С.Рихтера и Бриттена привожу ссылку, где можно не только скачать, но и прослушать он-лайн этот шедевр (там есть еще и Гилельсы, но, УВЫ, моего любимого исполнения дир. Г.Рождественский Постникова там нет ( ... )

Reply

mendelbookinist February 22 2013, 11:28:08 UTC
Спасибо, дорогой Чиж! Эту фантазию также замечательно исполнили Лупу и Перайя.

Reply


chizhen February 22 2013, 11:37:52 UTC
Ежели из сонат, то я лично люблю вот эту щемяще-романтичную ля минорную ор.42-
тут и Кемпф и Рихтер:
http://classic-online.ru/ru/production/1568
очень хороша она еще на пластинке с Гринберг.

Reply

chizhen February 22 2013, 11:51:51 UTC
У Гринберг особенно хорошо получилось наилюбимейшее мною место этой сонаты - минорная модуляции 2-ой части с ее грусной по-интеллигентски беспомощной иронией.

Reply


Leave a comment

Up