Джин Сосин Искры Свободы. Воспоминания ветерана радио / Перевели с англ.яз. О. Поленова, И. Толстой.- Б.м., 2008. (см.
realaudio.rferl.org›
ru/sosin.pdf )
Фрагмент:
Глава 10
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: 1971-1975
- Анекдот слышали: Брежнева выловили из реки с ножом в спине?
- Нет, не слышал, но начало хорошее!
Наш переход от покровительства ЦРУ к неопределенному будущему совпал со значительными переменами в Советском Союзе. Начало 70-х годов было отмечено усилением диссидентского движения, которое стало набирать силу после суда над Синявским и Даниэлем и оккупации Чехословакии. Хауленд Сарджент, всегда знавший, когда нужно пересматривать стратегию и тактику РС, потребовал, чтобы сотрудники в Мюнхене и Нью-Йорке расширили связи с академическими кругами. Западные специалисты могли помочь нам оценить значение для РС самиздатовских произведений, число которых росло в геометрической прогрессии.
Учитывая это новое явление в советской жизни, РС организовало в апреле 1971 года в Лондоне круглый стол под
названием Будущее самиздата: Значение и перспективы. Вел круглый стол Альберт Бойтер - руководитель исследовательского отдела мюнхенской штаб-квартиры РС. Другим представителем был Эдвард ван дер Рор - директор политики вещания на РС. Хотя никто не приехал из Нью-йоркского отделения, тем не менее, все наши предложения были приняты для обсуждения. Из США прибыл Абрахам Брумберг - советолог, редактор престижного журнала Проблемы коммунизма, издаваемого USIA. Великобританию представляли несколько известных ученых и журналистов. В конце того же года эти ученые в числе других неутомимых защитников РС отстаивали нас от нападок сенатора Фулбрайта. Это были: Майкл Бурдо, Мартин Дьюхерст, Макс Хейворд, Питер Реддауэй и Леонард Шапиро. Кроме них, был специалист по Советскому Союзу из Daily Telegraph - Дэвид Флойд и Леопольд Лабедз - редактор английского журнала Survey.
Бойтер не слишком преувеличивал, когда назвал встречу западных специалистов по самиздату «встречей на высшем уровне». (1) Целью обсуждения была ретроспективная оценка пятилетнего изучения «явления инакомыслия в Советском Союзе, которое называется самиздат». Два ключевых вопроса были вынесены для обсуждения: что ждет самиздат в ближайшие 2 года, 5 лет? И какой должна быть политика РС (или любой другой зарубежной радиостанции, издательства) относительно самиздата?
Общее мнение было таково: огромное значение самиздата в том, что он знакомит с умонастроениями советской интеллигенции, он продолжает старую русскую традицию и, по всей вероятности, это явление будет расширяться вопреки всем запретам режима, если только брежневское руководство не прибегнет к массовому террору, что вряд ли возможно без появления нового Сталина. Подтверждением этому служил тот факт, что, судя по ссылкам на него в подконтрольной печати, самиздат стал мало-помалу признаваться властями. Волей-неволей с ним приходилось (С.120)
считаться как с неизбежностью: общество осмелело. Более того, поддержка известных физиков и математиков ещё больше воодушевляла движение.
Специалисты высоко оценили то, что на Радио все больше звучат тексты самиздата и их обсуждение. Первая их трансляция относится к 1969 году, а к первому кварталу 71-го шестая часть всего вещания (в среднем - 58 часов в неделю) была отдана самиздату. Радио Свобода неоднократно именовали «трибуной», «эхом», «резонатором», с помощью которого советские люди могли выразить себя и обменяться информацией. Профессор Шапиро назвал РС «Колоколом нашего времени», по аналогии со знаменитым журналом Александра Герцена, издававшемся в середине 19 века за границей. Герцен печатал запрещенные в царской Россией произведения и посылал их обратно для распространения. Определение профессором самиздата как «многоголовой гидры» было подхвачено многими. Макс Хейворд процитировал анонимную статью 1959 года «Голос из России»: «Вы, живущие на Западе, можете подумать, что русские полностью потеряли способность думать и поступать иначе, чем предписывает официальная печать, но не забывайте, что мы страна Пушкина и декабристов… Эти процессы очень медленны, но у нас, как у гидры, много голов: можно срубить одни, но тут же отрастут другие».
В 60-е и начале 70-х годов самиздат стал гораздо вдумчивей и сложнее: появились статьи политического, культурного, этнического, религиозного и философского содержания. Участники круглого стола в целом признали: все эти темы, возникшие в неподценцурных произведениях, должны найти свое отражение в передачах РС. Редакция должна быть максимально объективна в выборе материала и в комментариях к нему. Не следует заменять российскую цензуру нашей, даже если автор окажется правым шовинистом или фашистом, и его взгляды будут противоречить взглядам РС или ее редакторов. «В сто раз важнее показать этим людям [радиослушателям], что такое объективный и свободный подбор материала, чем навязывать им некое определенное мнение». В то же время, если документ имеет «практическую ценность», например, связан с нарушением прав человека или гражданских прав, то ему следует уделять большее внимание. Советские граждане должны знать законы своей страны, чтобы ссылаться на них, требуя справедливости. РС должно «снова и снова» напоминать радиослушателям совет Александра Есенина-Вольпина, известного диссидента и пионера правового просвещения, который объяснял людям, как вести себя во время допросов: «Эта информация имеет практическую ценность, она подсказывает, что можно делать по закону, а что нельзя». (Вольпин был сыном знаменитого русского поэта Сергея Есенина, покончившего жизнь самоубийством в 1925 году. Он эмигрировал в США в семидесятые годы и часто заходил в нашу редакцию в Нью-Йорке).
Участники конференции также подчеркивали: необходимо проверять подлинность самиздатовских документов. Лучшее доказательство подлинности, считал Питер Реддауэй, - появление документа в Хронике текущих событий - самом надежном своде информации по движению за права человека. Хроника впервые вышла в Москве в 1968 году, а через десять лет Андрей Сахаров отозвался о ней, как о крупнейшем достижении диссидентского движения. Радио старалось доводить до слушателей содержание каждого выпуска - к 1983 году их было 63.
В заключение на Лондонской конференции был обсужден вопрос, как РС может поделиться коллекцией самиздатовских материалов со всеми интересующимися ими на Западе. Бойтер и его помощник Питер Дорнан (С.121)
получили много полезных советов. Они и их коллеги из Мюнхена заслуживают особого признания: благодаря им Радио Свобода стала главным хранилищем тысяч самиздатовских материалов. Все они были изучены, зарегистрированы, занесены в систематический каталог, переплетены и стали доступными не только для передач на нашем радио, но этими материалами также могли пользоваться западные ученые, журналисты и специалисты правительственных комиссий. Это помогло нам избавиться от того отрицательного имиджа, который сложился у некоторой части общества, знавшей о наших связях с ЦРУ. Письмо, подписанное сотней ученых в 1972 году и отправленное сенату Фулбрайту, говорит о росте уважения к РС.
Исследование Джозефа Уэлана о деятельности РС, подготовленное для Библиотеки Конгресса, справедливо подчеркивало важность самиздата и то, что Радио стало «главным источником распространения самиздата в Советском Союзе». Уэлан добавлял: «Радио это делает без риска для радиослушателя. Как выразился один из недавних эмигрантов, в СССР «нет закона, чтобы осудить за слушание радио». Уэлан цитировал протоколы лондонской конференции, показывая, как РС следует рекомендациям западных советологов. Была выработана концепция использования самиздатских материалов в радиопередачах, автор приводил ее в Приложении.
Главные предостережения сводились к тому, что РС не должно транслировать заведомо ложные утверждения, а также те подлинные материалы или их варианты, которые распространяются на Западе агентами режима с целью навредить автору; что документ должен передаваться максимально близко к тексту и следует каждый раз подчеркивать: текст получен без ведома автора. От нас требовали четкого разграничения комментария и самого документа, чтобы обезопасить автора, чье положение в стране, как правило, было очень уязвимым.
Через несколько месяцев после лондонской встречи специалистов «на высшем уровне» в Северной Америке (Канада, провинция Онтарио) была проведена первая конференция по самиздату под эгидой университета МакМастера в городе Гамильтоне. Я представлял на ней РС и послал Бойтеру и ван дер Рору свои впечатления о ней. Уэлан в своем отчете так представил мое послание в Мюнхен:
«Сосин писал, что конференция признает наличие в СССР диссидентского движения и самиздата, к которым нужно отнестись со всей серьезностью. Участники согласились, что еще несколько лет назад такая конференция была бы немыслимой, и рекомендуют в ближайшем будущем провести еще одну. Подчеркивалась роль зарубежного радиовещания в усилении голосов несогласия, в поддержке той или иной группы, тянущейся за более смелыми, и в частичном сдерживании репрессивного режима. Было отдано должное исследованию самиздата, причем многие участники настоятельно требовали предоставить им возможность ознакомиться с этими материалами». (2)