Перепост : Доклад Я.З. Рачинского.

Jun 22, 2012 01:32

Оригинал взят у igorkurlв 2 семинар "Историческая память. ХХ век." 20 июня 2012 г. Часть 1. Доклад Я.З. Рачинского.

Второй семинар рабочей группы по исторической памяти Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека «Историческая память: XX век» состоялся 20 июня 2012 года в 16 часов в офисе С.А.Караганова  (Высшая школа экономики).






Открывая семинар, его глава С.А.  Караганов рассказал о том, что принципиального решения о создании  в Москве масштабного музея жертв политических репрессий пока не принято:  «мы не знаем, какая у них позиция (у администрации президента РФ - И.К.), будем публиковать все материалы семинара и реально наш сайт запустим в сентябре, будем делать перекрестывание сайта с теми ресурсами, которые есть у нас».

Секретарь семинара С.В. Кривенко поблагодарил собравшихся -  «Спасибо, что Вы у нас здесь, а не на открытии Российского исторического общества». И сообщил, что по вопросу об открытии архивов ФСБ и МВД по теме репрессиям будет специальное совместное заседание нашего семинара и Совета по правам человека  Федотова осенью. (Было также позднее принято предложение моего коллеги по ИРИ РАН В.М. Лаврова - провести особое заседание семинара в ноябре, посвященное 95-летию «Великой Октябрьской Социалистической революции»).




Затем член Правления общества «Мемориал» Ян Рачинский - выступил с докладом «Топонимика: историческая память и пропаганда».  (Я.З. Рачинский - автор замечательной книги «Полный словарь названий московских улиц. - М., 2011. - XXVI, 605 с.» - http://www.memo.ru/2011/05/27/rachinsky.htm).

Репортаж об этой части заседания - продолжение темы моего блога:

http://igorkurl.livejournal.com/132626.html



Выступление Рачинского обозначило разницу между дореволюционной топонимикой и советской. Так, старая несла память об объектах. Академик Д.С. Лихачев называл их «культурно-образующими скрепами». Наименования давались по церквам и монастырям, слободам и селениям, профессиям (Мясницкая, Бронная, Монетчиков, Конные, Солянки, Каретный ряд и другие), по кабакам (Тишинский, Маросейка, Зацепа), домовладельцам, - при том до второй половины XIX в названия не давались властью, а складывались стихийно.. Но и после этого именования в честь конкретных лиц были  редкостью (Пушкинская, Некрасовская и др.) Для дореволюционной эпохи было характерно бережное отношение к историческим названиям. Но, как весело заметил Рачинский, пришли большевики и «на обломках самовластия» стали все свои имена стали писать. Так, Немецкая улица в 1918 г. стала  Бауманской. И пошел процесс - Бакунинакая, Троцкая, Барикандная, всякие Коммунистические, площади Ильича, Лбикнехта, Марата. Многие улицы переименовались хаотически и домкомами. Названия повторялись, затем в начале 1920-х гг это процесс был упорядочен, отнесен к ведению только Моссовета. Одновременно было произведено в 1922 г. массовое переименование около 300 улиц и переулков.  Называли и в память почивших героев, появлялись и такие названия, как  Демократический тупик (я тут бросил реплику, что «название оказалось пророческим»), Советский тупик (тоже пророческое, надо признать)))), Аллея пролетарского входа (ну, это уже какое-то неприличное получилось, и что любопытно, на этой аллее вообще не оказалось домов), Магистральный тупик. С 1925 г. пошла более мощная волна переименований, вот тогда и появились улицы Пугачевская, Атарбекова (одиозного чекистского палача),  Нуримановская, Халутринская, Каляевская. Переименование улиц в 1930-е гг. было призвано служить демонстрации достижений нового строя. Во-первых, добавлялись новые герои, такие, как  Стаханов, Чкалов, Павлик Морозов и т.д., во-вторых, понятия - Индустриализационная, Машиностроительная, Метростроительная, Правды, Первомайская, площади Комсомольская, Колхозная и т.д. А вот с 1937 г. пришлось избавлять названия от имен репрессированных вождей. Переименовали Рыковские проезды. Бухаринскую улицу (бывшую Золотрожскую) переименовали в Волочаевскую. В Москве есть улица Космонавта Волкова, и мало кто знает, что это бывшая Троцкая.   Много было  переименований в Великую Отечественную войну. Названия давались в честь героев войны. Послевоенный большевизм частично возрождал великодержавный  патриотизм - появились улицы генерала Ермолова, Ивана Сусанина, давались улицам имена и «политически неокрашенных» дореволюционных деятелей (писателей, художников, композиторов). В 1970-80-е гг. переименования продолжались, исторические названия массово стирались. Рачинский констатировал, что «к концу Советской власти московская топонимика превратилась в памятник большевистского варварства и чиновничьего произвола».

С 1918 г. большевики производили переименования городов. Некоторые примеры: г. Тутаев - бывший Борисоглебск, Царское село - Детское, Гатчина - Троцк, Царевый Крест - КрасноКокшайск. В итоге непрерывного процесса было переименовано больше 30 процентов губернских городов России, - это огромная цифра. Из-за репрессий от некоторых названий тоже пришлось отказаться. Так, Гамарник стал Сучанов, Кабаков - Надеждинском,  Сулимов - сначала Ежово-Черкесском, а после репрессии Ежова - просто Черкесском. В 1982 г Набережные Челны на короткое время стали Брежневым, а Ижевск в 1984 г. - Андроповым (перестройка вернула этим двум городам названия).

Советская власть в начале 1990-х гг. кончилась, и,  казалось, можно было бы массово вернуть исторические названия, но возвращение оказалось небольшим. В 1994 г. было намерение вернуть все исторические названия в Москве в пределах Садового кольца, что по большой части сделали, но не до конца. Так, остались улица Серафимовича, переулок Обуха - руководителя общества "Ленинизм и медицина". И т.д. В других городах России ситуация - совсем или почти не решалась. Простой пример - в г. Омске главный проспект города - проспект Ленина, хотя исторически это был Университетский проспект.

Особо остановился докладчик на проблеме возвращения самих исторических названий. В этом деле должен быть дифференцированный подход. Если прошлые названия были какие-то типовые, то их можно не возвращать. Если они - уникальное исторические, то возвращать их надо непременно. Рачинский обратил внимание, что люди, толкующие о недопустимости переименований теперь, занимаются ПОДМЕНОЙ ПОНЯТИЙ, так как недопустимые переимвя были сделаны СВ. По меткому замечанию докладчика, «сегодня план почти каждого российского города выглядит как рекламная кампания компартии,  - напрочь лишает его индивидуальности». Требовать «оставлять все как есть» -  подход, противоречащий историческому просвещению (как раз то, о чем и я писал сравнительно недавно в блоге). У нас увековечены по России, оказывается и самые одиозные деятели и палачи. До сих пор есть 30 улиц Сталина, 10 улиц Вышинского, проезды Войкова и т.д.

Объяснил докладчик и почему имена палачей не могут сохраняться названия улиц. Да потому что если есть такие названия улиц, это уже говорит о том, что таких-то деятелей не считают палачами. И можно вполне понять, что Дзержинский - не такой плохой дядя, раз в его честь названа улица.

Рачинский немного покритиковал и Мединского за его предложение  - за то, что не видит разницы между Войковым и Халтуриным (то есть они оказались поставлены в предложении министра на одну доску), процитировав известное   письмо М.А. Осоргина М. Горькому о Дзержинском, что государственный убийца - совсем не то, что народоволец, и «террорист террористу рознь», что он за то, чтобы заводу имени Михельсона дали имя Фани Каплан и т.д. Здесь есть, о чем спорить и размышлять.

По убеждению докладчика, Большой Коммунистической улице надо было вернуть название Большая Алксеевская, а не переименовать ее в улицу Солженицына -  вопреки истории и правилам. Идеологический подход в названиях улиц сохраняется и в политике нынешних властей - имена маршалов, героев войны преобладают в топонимике  над именами деятелей культуры. И отказ властей от переименований названий тоже диктуется их идеологической позицией.  Их же распространенные апелляции к мнению самих жителей - не более, чем увертки. Когда Якунину было надо, он, никого не опрашивая, переименовал ж/д станцию Востряково в Сколково.




В центре - профессор  МГИМО,  д.и.н. А.Б. Зубов.

(продолжение о содокладе, другом докладе и интересных прениях на этом же  заседании семинара следует).

Семинары, Москва, Память, История СССР, Памятники, Мемориал

Previous post Next post
Up