Листаю книгу "ПОЧЕМУ РАСПАЛСЯ СССР"
(
автор Аркадий Дубнов, Москва, 2019 )
Книга состоит из интервью бывших руководителей союзных республик (среди них Бурбулис, Шушкевич, Кравчук, Ландсбергис).
Привлекло внимание интервью Назара Суюнова, бывшего зампреда Совета министров Туркестана.
Интервью состоялось в октябре 2016 года.
стр. 263
- В Туркмении вообще заметили горбачевскую Перестройку? Кажется, тогда в республике позиции коммунистической партии были незыблемы. У вас даже после отмены 6-й статьи Конституции ничего не изменилось.
- В ходе перестройки практически всех секретарей в ЦК Компартии союзных республик стали заменять. Автоматически за этим следовала замена и председателей местных облисполкомов, и руководителей предприятий. Приходили новые кадры и тащили за собой своих. И это сказалось на республике отрицательно.
- Вы хотите сказать, что когда Горбачев вернул Ниязова во власть, тот везде поставил своих людей? Но так бывает всегда, разве нет?
- Да, но есть одно важное обстоятельство. В азиатских республиках, в частности, в Туркменистане, нации племенные. У нас пять компактно расположенных областей, в каждой живет свое племя: теке, йомуды, гоклены, эрсары или алили. Я, например, из западного, прикаспийского племени, это балканский клан, западные йомуды. На протяжении веков области враждовали между собой, и только когда Российская империя начала осваивать закаспийский Туркестан и ханы крупных племен добровольно перешли под ее покровительство, вражда прекратилась.
...
Когда Ниязов стал секретарем ЦК КПТ, а позже президентом страны, он начал расставлять представителей своего клана ахал-теке на все должности, во все силовые структуры. В Туркменистане все города и поселки представляют тот или иной внутриклановый тейп, поэтому, естественно, имели место нетерпимые, неприязненные отношения: клановый шовинизм присутствовал по определению. А поскольку в 1991 году мы дали клятву...
- Вы - это кто? И что значит дали клятву?
- Заместители председателя Совета министров Туркменистана. Мы поклялись у могилы пророка Мухаммеда в Медине, что не будем выставлять свои кандидатуры на предстоящих в 1992 году выборах президента страны. Об этом нас попросил Ниязов. Сказал: Назар, давай ты будешь первым. Думаю, он обозначил меня первым зная, что у меня высокий авторитет и среди элиты, и среди народа. В итоге эта клятва развязала Ниязову руки: он продолжил ахализацию госаппарата и создал условия, чтобы руководить республикой пожизненно.
- А зампреды были из другого племени?
- Конечно. Из Ташаузского округа, то есть йомуды.
- То есть он брал клятву только с тех, кто не представлял племя теке?
- Да.
[...] каждый губернатор велаята представлял свое племя. Потом Ниязов начал с ними расправляться, убирать по одному. Началс марыйского, потом принялся за балканский.
[...]
[...]
... Марыйская область с миллионным населением в советское время даже хотела выйти из состава Туркмении. Они ссылались на то, что Мары - исторически очень знаменитая местность. Две с половиной тысячи лет назад это был древний Мерв, который стоял на Шелковом пути. И они не признавали главенство ахал-теке. Потому что в древности на месте Ашхабада, где правят ахалтекинцы, не было столицы - там пустыня была.
- Понятно. Тогда я не спрашиваю, были ли другие оппозиционные партии в Туркмении перед распадом Союза.
- Не было. Было только клановое и региональное сопротивление. В 1994-м, когда меня выводили из вице-премьеров, Ниязов и его соратники во власти из ахал-теке мне так и сказали: "Это потому что ты йомуд". В смысле, не наш.
....
== ==
В русскоязычном варианте Википедии не нашел подробностей о различных этнических группах Туркменистана, в англоязычной версии есть интересная ссылка на британское издание 1848 года:
Bode, C.A.
"The Yamud and Goklan tribes of Turkomania".
Journal of the London Ethnological Society,
vol. 1, 1848, pp. 60-78.