В обсуждении одной из наших предыдущих «прогулок в прошлое» прозвучала мысль, что фотография помогает запечатлеть неуловимый образ города: ведь одно спиленное дерево, один новый дом меняют его облик - пусть едва заметно, но необратимо. И это часто вызывает чувство грусти, даже если изменения - к лучшему.
Но бывают по-настоящему горькие потери, и о них сегодня пойдет речь. Искусство фотографии сохранило для нас тот Мельбурн, который многие из ныне живущих никогда не видели и уже никогда не увидят. В двадцатом веке было снесено немало исторических зданий города, и из них я выбрала четыре: те, которых мне больше всего жаль.
APA (Australian Building)
Большинство самых эффектных зданий Мельбурна были построены на волне бума 1880-х. Это был пик расцвета города, когда деньги текли сюда рекой, а золота было так много, что специально построенное для его хранения новое здание казначейства (ныне - Городской музей) было забито до отказа. В 1890 году на Элизабет-стрит, номер 42, вырос один из первых австралийских «небоскребов». Массивное двенадцатиэтажное здание с гидравлическими лифтами было увенчано крышей в стиле королевы Анны - редкий случай использования этого стиля для высотных зданий.
На момент постройки «небоскреб» был третьим по высоте в мире и оставался самым высоким в Австралии до 1912 года. В начале века этот гудящий улей населяли портные, агенты по недвижимости, машинистки и адвокаты, а к 1913 дом стал пользоваться славой богемного, и в нем селились также художники и музыканты.
Открытка 1912 года. APA building - слева.
В 1980 дом был снесен, а на его месте построили четырехэтажный магазин.
Fish market
Ровесник предыдущему герою, новый Рыбный рынок тоже был типичным продуктом мельбурнской эпохи расцвета. Построенный в эклектичном стиле, он напоминал сказочный замок и занимал целый квартал между Маркет-стрит и Спенсер-стрит в Сити.
Открытка 1907 года.
Ежедневно в Малый док на Ярре привозили выловленную рыбу, чтобы затем на грохочущих тележках доставить ее на рынок. Сказочный снаружи, внутри он оказывался менее привлекательным: санитарные нормы часто нарушались, несмотря на попытки контроля и новейшие холодильники, а владельцы соседних магазинов постоянно жаловались на вонь и ругань, доносившиеся с рынка.
Олимпиада-56 внесла немало изменений в облик Мельбурна. Рыбный рынок был перенесен из центра города в более удаленный пролетарский Футскрей, а место сказочного здания с башенками заняла парковка и часть расширенного вокзала Флиндерс-стрит.
Federal Coffee Palace
Во второй половине 19 века в Мельбурне начал претворяться в жизнь «сухой закон». Пабы и прочие питейные заведения закрывались, а вместо них строились роскошные «кофейные дворцы». Самый шикарный из них - Federal Coffee Palace - был закончен в 1888 году. Семиэтажное здание с куполом стояло на Кинг-стрит в Сити и, помимо собственно кофейни, выполняло роль гостиницы - причем самой большой в Австралии. Первые два этажа занимал огромный зал на 600 человек, остальные - номера. В здании было две бильярдных, шесть лифтов, семь километров электрических проводов для звонков и восемь километров газовых труб.
Открытка 1908 года.
После ослабления «сухого закона», в 1923, Federal Coffee Palace получил лицензию на продажу спиртного и был переименован в Federal Hotel.
Фрагмент интерьера.
В 1973 гостиница была перекуплена и снесена. Сейчас на ее месте стоит 22-этажное здание министерства социального обеспечения. По иронии судьбы, как раз в середине 70-х был организован комитет по сохранению исторических объектов. Federal Hotel / Coffee Palace совсем немного «не дожил» до этого. Его снос считается худшим случаем урбанистического вандализма в короткой истории Мельбурна.
Wilson Hall
Последний герой этого рассказа пострадал не от развития города и не от попустительства властей, но это не делает потерю менее печальной. Wilson Hall был частью Мельбурнского университета, основанного в 1853 году под руководством все того же неугомонного сэра Рэдмонда Барри, основавшего
библиотеку штата Виктория. Здание было построено в стиле «тюдоровской готики».
Вид на Уилсон-холл (слева) и университетский парк.
В 1952 году здание было уничтожено пожаром. Сейчас на его месте построен новый Уилсон-холл в современном стиле.
Итак, низкорослый магазин - на месте редкого по стилю примера первых «небоскребов». Парковка - на месте экстравагантного рыночного комплекса. Госучреждение - на месте роскошной гостиницы. Трудно противиться прогрессу, нелепо противиться идее развития. Но непонятно, почему в красивейшем городе страны, которая гордится своей короткой историей, позволили так бессмысленно разрушить частицу этой истории. Зданию
Королевского выставочного центра повезло больше - его не дали снести и даже включили в фонд ЮНЕСКО - но у меня, признаться, не укладывается в голове, как можно было вообще на него замахиваться.
В заключение хочу спросить: волнует ли вас проблема сноса исторических зданий? В масштабах вашего города или всего мира - неважно. И есть ли примеры, которые вы лично можете назвать самыми ужасными?