Неудержимо захотелось в музей. Дождалась ясного дня и поехала в Национальную галерею Виктории. Виктория - в данном случае штат, а не имя вездесущей королевы, хотя без нее тут не обошлось.
Напомню, что с некоторых пор галерея поделена надвое: австралийское искусство - на площади Федерации (я там уже
была), интернациональное - на Сент Килда Роуд. Мы туда
ходили на концерт старинной музыки, но собственно галерею не смотрели, потому что она очень большая.
В данный момент привезли Пикассо...
...но я на него не пошла: работы его меня не трогают, а уж стоять в очереди за билетом и подавно неохота. На остальные выставки и постоянную экспозицию галереи вход бесплатный.
Сдохла я уже к концу третьего этажа (всего их четыре), притом, что смотрела не все - в азиатское искусство, например, не пошла. Здание на самом деле огромное, и экспонаты бесчисленны. Было неожиданно интересно, даже выставки античности и залы 14-17 вв. с произведениями на религиозную тематику - обычно я к таким вещам совсем равнодушна. Запомнился большой триптих 15 века с изображениями библейских чудес (превращение воды в вино, исцеление Лазаря и накормление народа рыбой - хотя мне казалось, в первоисточнике его хлебами кормили). Несмотря на то, что сцены исторически относятся к началу нашей эры, персонажи одеты по современной художнику моде, и это возвращает меня к давешним
размышлениям о точности изображения исторической эпохи :).
Но настоящее удовольствие мне доставили картины 19 века. Очень понравились сразу несколько больших полотен в одном зале. Вон в том:
Когда-то я увидела в своем эпохальном путеводителе по Мельбурну репродукцию картины «Хлоя» (Chloe) художника Jules Lefebvre. Эта картина висит сейчас в пабе
Young & Jackson в Сити.
Ню никогда не вызывало у меня особого отклика, но на эту картину почему-то хотелось смотреть не отрываясь. А сегодня я увидела еще одну работу этого же автора, которая произвела на меня такое же впечатление, - «Кузнечик» (La Cigale). Вообще-то, правильней было бы по-русски назвать картину «Стрекоза», поскольку восходит она к басне, которую мы знаем как «Стрекоза и муравей». В лафонтеновском оригинале было «Кузнечик и муравей». Опять же, не могу сказать, чем меня так покорила эта картина. Она просто удивительная. В интернете, к сожалению, репродукция ужасная, она не передает и сотой доли очарования. Но нашась монохромная перепечатка, там видно лучше:
.
Еще одна запомнившаяся картина - «Триумф веры» (The Victory of Faith) St. George Hare.
Две христианские мученицы спят накануне кровавой казни: они приговорены к растерзанию львами. Клетка со зверями - на заднем плане. Меня зачаровала манера (вообще, реализм 19 века мне ближе всего) и тронул сюжет. Кстати, какие-то не обезображенные интеллектом личности ухитрились утащить репродукцию на свой сайт как «образец лесбийского искусства».
Дольше всего я, наверное, простояла у картины «Октябрь» (October) Jules Bastien-Lepage.
Опять же, хреновейшая репродукция ничего не может передать. А картина удивительно живая, как будто сам в ней находишься. Замечательные настоящие лица у девушек. Очень здорово.
Вообще, НГВ поражает богатством коллекции - учитывая, что Австралию никак не назовешь сокровищницей мирового искусства. Это не лондонские галереи, не Эрмитаж, не Лувр и не Уффици, но интересного здесь немало. Нашла целого Магритта (In praise of dialectics) и довольно много прерафаэлитов - Берн-Джонс, Миллес, Уотерхауз, Альма-Тадема. У Миллеса (John Everett Millais) очень понравилось "Спасение" (Rescue). Мальчик, как завороженный, смотрит в сторону - я так поняла, его внимание приковало зрелище пожара.
Был еще 18 век и 20, костюмы, мебель, фотография; что-то я посмотрела, на что-то уже не хватило сил. Подкрепилась мороженкой и отправилась ронять слюни на издания об искусстве в магазинчике при галерее. Ах, чего там только нет! Полистала только альбомы с Роном Мюеком (австралийский скульптор, работающий в жанре гиперреализма, ссылки на его работы часто бродят по интернету). Мне он нравится, и альбом бы купила с удовольствием, но не на что пока, а книги дорогие. Ограничилась открыткой с той самой картиной «Октябрь» - унести частичку прекрасного домой. А вообще я бы половину этого магазина утащила. Кстати, в нем великолепный детский отдел. Какие книги об искусстве для детей! Красочные, на доступном и интересном языке: скажем, "экскурсия", где о великих картинах рассказывают забавные мышки. Или альбом с животными Австралии, иллюстрированный работами художников в самых разных манерах, включая аборигенскую примитивную живопись. В общем, молодцы.
Кроме музея, хотелось к Shrine of Remembrance. Тянет почему-то, красивый он (
помните?). Добралась до него аккурат к пяти часам, к закрытию, и стала свидетелем церемонии (как я поняла, ежедневной) спуска флага. Вначале мужественный баритон из громкоговорителя объявил: «Дамы и господа! Shrine of Remembrance закрывается. Сейчас будет торжественно спущен государственный флаг. Церемония будет сопровождаться мелодией под названием “Last Post”...». Что-то рассказали про мелодию, я не запомнила, и призвали всех повернуться лицом к флагу. В общем-то, все присутствовавшие - в основном туристы-азиаты - и так повернулись, потому как любопытно. Одинокий солдат в хаки начал медленно опускать флаг под незатейливую мелодию в исполнении трубы (или даже сигнального горна), одновременно грустную и веселую.
Потом я еще побродила вокруг здания, глядя на Сити и закатное небо, замерзла и поехала домой на трамвае.