Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.4, от Ноя до Авраама

Feb 26, 2015 14:38

Начало:
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.1, Адам и Ева (+ список источников)
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.2, Каин, Авель и Сиф
Библейская история, или Кто все эти люди?.. Ч.3, Ной

Прошу прощения у читателей, но меня полностью захлестнули события и смыслы библейской истории, и я не могу в эти дни думать о чем-то другом. Поэтому безостановочно читаю, конспектирую и формулирую - для себя самой, чтобы потом, возможно, вернуться к этим записям.

Как можно было заметить, помимо "Библейской истории" Лопухина я принялась читать еще и другие книги, и не одну. По диагонали прочитала Азимова "В начале" (чтобы услышать голос атеистической научной критики... к счастью, автора хватило лишь на первые главы "Книги Бытия"), читаю Щедровицкого "Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеева" (у него есть еще две книги о ветхозаветных событиях, про Иова и Иисуса Навина... постараюсь себя пока сдержать, и не набрасываться на них тоже, а то ничего не успею!), и попутно всякие статьи на тему тех или иных эпизодов и событий...

Надо как-то ускоряться, по первоначальному плану на этой неделе я уже должна была "выйти из Египта" вместе с Моисеем, а я все еще с детьми Авраама... Но кажется, события этих первых библейских книг особенно важны и определяющи для всей истории, поэтому можно себе позволить на них немного задержаться. Честно, я не ожидала, что это захватит меня ТАК.

Посему и впредь буду прятать записи на библейскую тему под кат, если вам неинтересно - не сочтите за труд, просто пролистывайте. Со временем я расчитываю вернуться и к фотопостам - пресыщения я тоже не хочу.

ЗЫ А еще имею вам доложить, что ВЕСНА БУДЕТ! видела вчера стаи птиц, летящих ровнехонько на северо-восток. "Домой! к сердцу северных гор!" :)

Под катом о потомках Ноя и Аврааме, с которого начинается история "избранного народа"

Опьянение Ноя.

"Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем". Именно Ноя стал первым виноградарем, и первым в истории попробовал вино из плодов своего виноградника. Этим и объясняют возникшую ситуацию: не зная еще об издержках винопития, по неосторожности Ной опьянел и уснул "в непотребном виде" (вероятно, одежды распахнулись или упали?). Ну, и, в конце концов, даже у великого праведника, единственного, кто удостоился быть сохраненным во время всемирного бедствия, может быть некоторый кредит на простые человеческие слабости...




Есть и мистическая трактовка: "в Библии вино - символ экстаза, слияния с Богом, духовной радости. Вспомним, например, Песнь Песней... Образ «виноградника», «виноградной лозы» проходит сквозь многие библейские пророчества и притчи, повсюду означая народ Божий, находящийся в общении со своим Создателем". Можно предположить, что и здесь вино является символом молитвенного, пророческого состояния - чего со стороны может выглядеть как "безумство". Наготу Ноя тоже можно истолковать символически, как состояние отрешенности, беззащитности, "неотмирности".

Увидевший отца в таком состоянии Хам проявил себя как человек сугубо "плотский", не способный увидеть духовную реальность, а его неуважение и насмешка над кажущимся промахом отца оказалась к тому же настоящим святотатством.

Как же Ной узнал о произошедшем, когда очнулся? Возможно, от сыновей, а возможно, это было открыто ему напрямую Богом - как и пророческое предсказание путей, которыми пойдут потомки трех его сыновей.

Прародители человечества после потопа



(Джеймс Тиссо. Сим, Хам и Иафет)



(Абель Пан; другие его портреты библейских персонажей тут)

Сыновья Ноя, от которых произошли все народы (снова подчеркивается, что люди имеют общего предка - соответственно, все люди братья), олицетворяют три пути исправления человечества, и более приземленно, трех родоначальников народов:
  • Сим ("Шем" - в переводе просто "имя", а также "слава"; cимволическое значение имени - "осознание сущности предметов и явлений", т.е. "правильное отношение к Богу и Его миру"): его потомки - семиты, в первую очередь народ израильский, первые служители Единого Бога, поэтому "благословен Господь Бог Симов" - впоследствии из этого рода произойдет и Иисус Христос; итак, от Сима происходят семитские народы: евреи, арабы, арамеи, ассирийцы
  • Хам ("душевное тепло / жар, страсть, горячность / жгучий, темный, смуглый" - символически - "правильное отношение человека к самому себе") - хамитские народы: шумеры, финикийцы (доеврейские обитатели "земли обетованной", ханаанеи - от Ханаана, сына Хама), копты - египтяне, берберы, эфиопы, африканские народы.
  • Иафет ("Йафет" - "красота / открытость / распространение, расширение", символически - "правильные отношения между людьми"): яфетиды - индоевропейские, а также кавказские, уральские, алтайские (тюрки тут как тут) народы, широчайшим образом расселившиеся от Индии и Ирана до Малой Азии, Европы и Америки: "да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых" - т.е. потомки Иафета присоединятся к потомкам Сима в поклонении истинному Богу (европейская цивилизация, и правда, стала христианской).
Вот так все они расселились в последующие библейские времена:


(Картинка из Ridling. The Bible Atlas)

Генеалогическое древо: от первых людей до Марии и Иосифа. "Кто все эти люди", мне и предстоит потихоньку узнавать во время чтения.


***

Вавилонская башня

Еще до разделения "на языки", на народы, все люди говорили на одном языке (ср. теория о прамировом языке и макросемьях в лингвистике). И вот, в Вавилоне при царе Нимроде из рода Хама люди решили возвести башню до неба - символ гордыни, жажды славы и стремления достичь бессмертия и прочих высот без обращения к Богу, этакий "прогресс ради прогресса", образ технократической, бесчеловечной и безбожной идиологии и цивилизации. И тогда Бог, предотвращая большее зло, "смешал языки", и люди рассеялись, чтобы разными путями потом искать дорогу к Богу. Рассеяние народов можно также понимать как начало вражды между народами, переставшими понимать друг друга и буквально, и фигурально - а привело к этому "строительство башни до небес".




***

От Сима до Авраама

Вспоминаем: третий сын Адама и Евы - Сиф, Ной - единственный из его потомков, семья которого пережила потоп; его сын Сим, прародитель семитов. Внуком или правнуком Сима был Евер ("перешедший реку, пришелец, переселенец, странник"), именем которого и был впоследствии назван еврейский народ. Имена всех потомков Сима (см. генеалогическое древо выше) также имеют свое значение - таким образом можно проследить историю рода: "сосед халдеев" - "приобретение" - "пришелец" - "рассеяние" - "выселенец" - "друг" - "сила" - "борец".

Наконец, отец Авраама по имени Фарра "уходящий, выселившийся": из города Ур Халдейский (в Месопотамии) он вместе со своим семейством переселился в Харран (юго-восток современной Турции, в районе города Шанлы Урфа), где и умер и был похоронен.






(Харран знаменит вот такими прикольными глиняными домиками-"ульями")

Еще в Уре у Фарры родились три сына: Аран (он умер еще до переселения его семьи), Нахор и Аврам; Аврам был женат на Саре, своей сводной сестре (родственные браки - обычное дело в тем времена), но у них не было детей; возможно, поэтому он практически усыновил оставшегося сиротой племянника Лота.

В то время как все вокруг поклонялись языческим богам, стихиям и небесным светилам, Авраам всегда верил в Единого и Невидимого Бога, Творца мира. Бог призвал Аврама продолжить путешествие: "пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе" . Эти слова перекликаются с призывом Христа: "оставь все и иди за Мной", и становятся первым испытанием веры Аврама, призывом безусловно довериться и подчиниться Господу - в символическом понимании, оставить ради Него все земные и душевные привязанности.

Итак, после смерти Фарры в Харране остался жить брат Аврама Нахор, а сам Аврам с женой Сарой и племянником Лотом отправились в Ханаан, где жили ханаанеи (происходящие от Ханаана - сына Хама); но и там до конца жизни Авраам жил "как странник", не имея своей земли, кочуя с место на место; везде, где останавливался, и где с ним говорил Господь, он возводил жертвенники Богу, и распространял веру в Него среди местных жителей. Во время голода в Ханаане Авраам на время переселился в Египет, потом вернулся обратно.







Историческая справка из вики: "По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIX-XVIII веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама (Фарра (Терах), Нахор, Серух), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка Евер (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом иври - «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму (Быт. 14:13), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через Евфрат на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан."

Надо заметить, что в мусульманской традиции Авраам (Ибрахим) родился не в Месопотамии, а в Урфе (близ Харрана); легенду, связанную с его рождением в пещере (напоминает историю рождения Христа, даже избиение младенцев присутствует) и о том, как царь Нимрод пытался заставить будущего пророка отречься от веры в Единого Бога, можно прочитать в рассказе об Урфе у kelebek-ova.

***

Мелхиседек

Загадочный образ Мелхиседека ("царь правды"), царя Салимского ("салим" означает "мир", также это древнее название Иерусалима) и священника Бога Всевышнего, появляется в эпизоде, когда Авраам с небольшим отрядом отбивает у огромного воинства царя Эламского плененных им жителей городов Пятиградья в долине Сиддим (Содом, Гоморра и другие); среди пленников был и племянник Авраама Лот. Авраам спасает всех людей и имущество; после победы к нему выходит царь Содома, а также Мелхиседек, царь Салима; Мелхиседек преподносит ему хлеб и вино и благословляет, Авраам же отдает ему десятую часть спасенного имущества.

В образе Мелхиседека разные толкователи усматривают Сима - сына Ноя, предка Авраама (который был наделен столь долгой жизнью, что застал эти события), ангела, Святой Дух, самого Иисуса Христа (хлеб и вино - провозвестники будущей евхаристии; тут же и десятина как отдаваемое церкви) либо просто некого правденого царя, исповдеующего истинного Бога, как и Авраам.

"В Мелхиседеке мы видим, что есть в истории некая сила, приведшая нас в движение и отправившая нас в путь, но при этом, которая уже существовала до нас и будет существовать и после нас. Эта сила предшествует и превышает силу и власть иудейского Закона, установлений ислама, она превыше христианского монастыря или дворца, она даже больше всего, что называется «христианским миром»." (www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1172743#avr12)

***

Продолжение следует... This entry was originally posted at http://meladan.dreamwidth.org/558490.html. Please comment there using OpenID.

узелок на память, библейская история, копилка чужих мыслей, литература, о вечном и важном

Previous post Next post
Up