Вопрос - дружить (или враждовать) иудаизму с христианством - вызывает очень противоречивые ощущения практически у всех.
Эта противоречивость - следствие общей проблемы «смеси» искр и клипот - в данном процессе.
Мы будем периодически нащупывать новые способы рассмотрения этой ситуации.
= - = - =
Есть выражение в Коэлете «время разбрасывать камни, время собирать камни».
Один из его смыслов - что иногда более важно размежеваться, а иногда более важно - подружиться.
Но и то и другое - нуждается в уточнениях.
На самом деле - вопрос взаимодействия с христианством - «стоит» на более изначальном вопросе - взаимоотношениях Яакова и Эйсава.
Иудаизм и христианство - стали надстройками к двум мега-этносам и поэтому их «дискуссия» стала продолжением изначального взаимодействия/противодействия двух братьев-близнецов.
= - = - =
И здесь нам очень важно глубже проанализировать Тору, включая ее глубинные и мистические смыслы, которые описывают сущностную часть взаимодействия этих двух мега-персонажей.
= - = - =
Яаков и Эйсав - являются братьями-близнецами.
Это показывает то, что потомкам Яакова и Эйсава - никак не уйти от тесных взаимоотношений.
И если после создания Израиля - евреи-сефарды практически полностью совершили исход из мусульманских стран, то взаимоотношения с миром Запада - продолжают быть весьма серьезными.
= - = - =
Некоторые более поверхностные мыслители считают, что все дело во времени. Надо еще как следует разозлить «Эсавитян», чтобы они в ответ тоже всерьез разозлились на евреев и тогда совершится вторая часть исхода - евреев-ашкеназов, и вопрос взаимодействия решится сам собой - то есть полным и окончательным разрывом.
Горячие головы придумывают апокалиптические сценарии о том, что Запад - должен развалиться, загнить, упасть и сломаться. Такой сценарий - поможет евреям «махнуть рукой» на Западную цивилизацию - и окончательно лишиться «иллюзий» о возможности сотрудничества с народами мира.
= - = - =
На самом деле - сторонники такого сценария - демонстрируют узость понимания еврейской миссии.
Наша цель - не перессориться со всеми и «вскочить» в свой «вагон» - отгородившись от остальных.
Наша цель - внимательно следить за тем, как Вс-вышний развивает все человечество.
И постоянно осознавать - где находится наша роль - главных помощников Вс-вышнего в этой работе.
То есть как только мы видим позитивную тенденцию - развития мира, особенно в духовных его измерениях, мы должны понять - может ли мы со своим знанием Торы и глубинной Торы - оказаться «фасилитаторами» этого процесса.
= - = - =
Кстати, слово фасилитатор - очень важное слово. Оно является новым в современном лексиконе.
Оно обозначает человека, который помогает другому человеку идти СВОИМ путем, но максимально эффективно. При этом мы не работаем вместо другого человека, но помогаем другому - увеличить «скорость» и уменьшить «торможение», полностью сохраняя и даже максимально увеличивая его свободу выбора.
Так, например, в технике, которой пользуется Е.Свирский - терапевт-фасилитатор организует сеанс так, что клиент сам находит проблемную зону и сам трансформирует свой опыт. Но при этом терапевт направляет клиента в нужный поиск и предлагает/подсказывает возможную тактику трансформации, которую клиент сознательно сам выбирает в конце концов.
= - = - =
Различие терапевта от клиента - в том, что терапевт - более сознательный, поэтому он лучше понимает - где у клиента находятся сильные стороны, где опасные зоны, где нужна поддержка и т. д.
= - = - =
В идеале в этом и должна заключаться роль евреев в нашем мире.
И на данном этапе - наиболее ценными «клиентами» являются народы, составляющие Западную цивилизацию, которые могут получить максимум пользы от использования еврейской мудрости.
= - = - =
Страны Запада - являются в определенном смысле лидерами в области прогресса, и поэтому мы должны обратить на них свое основное внимание.
= - = - =
И именно Тора - которая изображает Яакова и Эйсава не просто родственниками, но братьями-близнецами - дает нам директиву - исследовать и осваивать зону взаимодействия с Эйсавовским миром.
= - = - =
При этом в Торе очевидно заложено множество смыслов - о конфликтности отношений.
Но - подавляющее большинство конфликтообразуюбщих смыслов - содержится не в самой Торе, но в мидрашах.
Большинство мидрашей усугубляют тему конфликтности. Можно сказать, что они писались в том числе для той части истории, которая характеризуется фазой «разбрасывания камней», то есть размежевания.
= - = - =
Глубинная Тора - содержит в себе несколько важнейших подсказок, проливающих свет - на процесс «собирания камней».
Во-первых, история с обниманием братьев после возвращения рисуется комментаторами двояко.
Часть более «поверхностных» комментаторов ищет способы найти в этом конспирологию, доказывая, что Эйсав - всегда останется врагом.
Но наиболее глубинные комментаторы - Раби Шимон бар Йохай (автор книги Зоhар) и рав Гирш - утверждали в своих комментариях о позитивном наполнении этой сцены.
= - = - =
Вторая ключевая подсказка к нашей теме - это важнейший мидраш о «голове Эйсава».
Сам мидраш выглядит весьма анти-Эсавовским. Говорится, что когда сыновья хоронили Яакова, Эйсав хотел оспорить и помешать братьям. Один из братьев (в мидраше) отрубает Эйсаву голову и она закатывается в пещеру Махпела, где оказывается похороненной вместе с еврейскими Праотцами.
Поверхностный смысл снова подчеркивает враждебность Эйсава.
Но мы должны уметь пользоваться глубинными смыслами этой истории.
Говорят глубинные комментаторы, что «голова Эйсава» - присоединяется к еврейским Праотцам. И это нужно понимать как то, что самые умные из Эйсавитян - осознают важность еврейства и присоединятся к нему.
У нас есть множество выдающихся геров - во все эпохи.
В древности наиболее знаменитыми были Онкелос и родители раби Акивы.
В более позднее время - эта тема не афишировалась.
Но в новейшее время - эта тенденция медленно но верно - начинает реализовываться.
Более того, очень может быть, что эти выбравшие иудаизм «эйсавитяне» могли бы стать «головой Эйсава» в смысле - лидерами самих Эйсавитян.
То есть эти выдающиеся личности не обязаны переходя в иудаизм порывать со своим прошлым, но могут стать во главе тех движений, из которых они пришли...
= - = - =
Третьим важнейшим ресурсом, проливающим свет на ценность роли Эйсава - является мистический слой комментирования самой фигуры Эйсава.
Говорят каббалисты, что Эйсав олицетворяет мир тоhу (хаоса), а Яаков - мир тикуна (исправления).
Но при этом мудрецы объясняют следующее: хаос, который связывают с Эйсавом - образовался в мистической схеме - во время разбиения сосудов, которое произошло из-за гигантской энергии, спустившейся в мир. Старые сосуды эту энергию не выдержали в связи с чем и произошла ломка «швират келим». Но, объясняют мудрецы, в системе тоhу сохранился доступ к этой гигантской энергии.
Еврейская система тикуна (исправления) перешла на работу с гораздо более слабыми энергиями (которые уже можно поставить под контроль).
И объясняют каббалисты, что нашей основной задачей - является умение контролирующей системы (идущей от Яакова) - работать с большими (Эсавовскими) энергиями.
То есть - мы должны с помощью Эйсава - выйти на уровень гораздо более интенсивной работы, связанной с миром до «швират келим».
= - = - =
На начальной стадии развития человечества - еврейство было слишком слабо, чтобы справиться с этими гигантскими энергиями, и поэтому закладывалась программа «размежевания», чтобы евреи осваивались «в песочнике» - «небольших энергий».
Но основная задача - выйти «на простор».
= - = - =
В персоналиях Торы - эта схема выражена в изначальных характеристиках братьев.
Эйсав - человек ПОЛЯ (простора и больших «амплитуд»).
Яаков - человек ШАТРА (ограниченных «масштабов»).
В начале истории - и Яаков был слаб и Эйсав был дик, поэтому никакого конструктивного взаимодействия Тора не рисует.
Но - один из секретов Торы содержится в истории «борьбы» Яакова с ангелом Эйсава.
Именно ангел Эйсава - дает Яакову новое имя - Израиль.
По мнению глубинных комментаторов - это была не борьба с целью «поломать» оппонента, но борьба - с целью поднять обоих участников «хевруты».
Ангел Эйсава - становится именующим Яакова (подобно Адаму, дающему имя животным).
Яаков - становится достаточно сильным, чтобы довести борьбу до выхода Солнца.
Как следствие этой духовной «хевруты» (конфликтного спарринг-партнерства) - сами Яаков и Эйсав поднимаются и обнимаются как братья, вернувшиеся друг к другу.
= - = - =
И хотя еврейские мудрецы не «афишировали» этой смысловой слой Торы, это скорее говорит о том, что до недавнего времени евреи не были готовы к такому сценарию.
= - = - =
Интересно, что не так давно произошло наиболее жестокое противостояние Эйсава с Яаковом, когда Гитлеровские Эйсавовцы уничтожили треть евреев и создали большую травму обоим лагерям.
= - = - =
Но глубинный ответ будет противоположен поверхностному.
У нас есть тема - о мраке перед рассветом. Перед выходом Солнца - создается ощущение особого «царства тьмы». Так же как перед смертью у больных часто возникает ремиссия (облегчение). Также и в обратную сторону - перед воссоединением - возникло максимально конфликтное и болезненное разделение.
Можно даже сказать, что старая программа вражды перед «смертью» «встала на дыбы» и показала «зубы», но после этого - окончательно умерла.
И Западный мир в-целом - со своей стороны перестал играть по правилам конфликта.
Осталось самим евреям осознать смену ситуации и переход на новые «правила».
= - = - = - =
Тем не менее - как жертвы травмирующей ситуации - мы будем долго цепляться за старую схему, если мы не поможем сами себе - излечиться от последствий старых психотравм.
= - = - =
Интересно также, что один из моих коллег, комментировавших один из моих текстов - утверждал, что глубинная роль христианства (с точки зрения Юнговской теории архетипов) - это выражение идеи поклонения Солнцу (см. в комментариях...)
Это подтверждает идею глубинной Торы, что энергетика Эйсава - идет от мощности «дошвираткелимного» света.
И когда Реш Лакиш говорит, что в «конце дней Б-г выймет Солнце из футляра. И праведники исцелятся, а грешники сгорят» - идет речь о том же сценарии.
О нашем умении работать с большими энергиями, которые стоят «за спиной» у Эйсава.
(Продолжение следует)