О партнерстве с Эйсавом - часть 2, Шатер и его потолок.

Oct 03, 2011 15:01

Переход с темы «отношения с Христианством» на тему «отношения с Эйсавом» позволяет расширить перспективу вариантов, и также взглянуть на Христианство - не «оторванно», а в контексте - более объемной задачи.

Более того, схема отношений с Эйсавом - имеет много «следов» прописанности в глубинных слоях Торы, что позволяет нам строить более привязанные к Торе модели.

= - = - =

Недавно в какой-то книге, связанной с анализом еврейских глубин - я видел обсуждение вопроса - кого больше среди открывателей новых направлений - евреев или неевреев?

Аргументированный ответ автора был таков, что среди открывателей нового - неевреев заведомо больше.
Но евреи - становятся глубинными исследователями открытого пространства.

Мой любимый пример - связка «Юнг - Нойман».

К.Юнг - был одним из самых успешных «первопроходцев» внутреннего мира.
Эрик Нойман - был весьма серьезно образованным в иудаизме психологом, который в частности написал книгу «Происхождение и развитие сознания» - с предисловием самого К.Юнга.

Юнг называл Ноймана «Мой ребе».
Сам Нойман активно цитировал в своих книгах и Зоhар и книги раби Нахмана...

Юнг пишет в предисловии к книге Ноймана - что исследователи делятся на «первопроходцев» и «второпроходцев». Первые - ищут и выискивают новое.
Вторые - осваивают обнаруженное пространство - и глубинно структурируют его, наводя в нем «порядок» и выясняя новые возможности и перспективы работы с найденным пространством.

Напомню, что Юнг был неевреем, а Нойман - евреем.

= - = - =

Этот характерный пример приводит нас к разборке примера из Торы про Яакова и Эйсава.

Эйсав - человек поля, Яаков - человек шатра.

Человек поля - в своих примитивных проявлениях - дикарь, который не умеет управлять своей энергией и выплескивает ее на жертв, попавшихся на его пути.

Классический дикарский сюжет - крестовые походы, когда толпы Эсавовцев (да еще и вооруженные сомнительной версией Христианства) - крушили вокруг себя острова чуждой им цивилизации.

Но - в высших своих проявлениях - человек поля - это искатель и «находитель» ценных ресурсов и идей. Евреи - не претендуют на то, что они все находят..... Это не совсем их роль.

= - = - =

Выдающиеся ученые Западного мира - совершили множество ценнейших находок, открытий и изобретений.

Но - далее вставал вопрос - развития найденной «территории».

И это уже напоминало работу «в шатре».

Представьте себе, что Вы нашли на большом поле - участок с месторождением ценного ресурса.
Вы накрываете этот участок «шатром», создавая внутреннее пространство.

И далее Вы уже работаете с этим пространством как со своим домом - осваиваясь внутри него.
Это уже миссия еврея. Благодаря связи со структурными ресурсами (идущими из Торы и каббалы) - еврейский ученый - сознательно и бессознательно - начнет осваиваться в избранном им пространстве - и начнет обустраивать это пространство, находя все новые и новые «производные» ресурсы...

При чем - это верно как в материальном, так и в нематериальном мире.

В древности купцы находили новые рынки, а потом приходили еврейские купцы - и находили наиболее эффективные способы работы на этих рынках (просчитывая наилучшим образом - как что на что менять и т. д.)

Еврейская голова «заточена» на оптимизированный поиск наилучших решений. Еврейский купец найдет как съэкономить на накладных расходах, как договориться с остальными «игроками» на рынке, откуда лучше устроить снабжение и т. д.

Иногда он может перемудрить самого себя, но это уже издержки слишком деятельного ума...

Как пишет в своей книге А.Штейнзальц - в еврейском подходе всегда будет присутствовать фактор целостности, идущий от желания - выявить единство в объекте - идущее от монотеистического сознания. Еврейский ученый будет искать Единую (или единственную) главную действующую силу в системе. Так, Карл Маркс - все стремился свести к единой экономической силе, Зигмунд Фрейд - все стремился свести к сексуальному драйву.

Эти попытки жестоко искажали реальность, но они несли в себе «еврейский почерк» исследователей.

Идя за рассуждениями А.Штейнзальца и развивая его мысли -можно увидеть интересный расклад.
Когда евреи выпали из иудаизма, но при этом пытались свести мир к единой силе (в которой отсутствовал Вс-вышний) - это приводило к весьма драматическим последствиям.

Так, экономическая теория Маркса - вынесла «на волне» пролетариев, которые «дорвавшись до власти» - «наломали дров».
Фрейдистская теория - привела к «сексуальной революции» с не менее плачевными последствиями, включая разрушение Института семьи.

Современные еврейские либералы-гуманисты, зациклившиеся на гуманизме (во главе угла) - в упор не замечают коварных происков исламистов, которые «играючи» переигрывают Западных леваков, даже не скрывая своих целей.

Подобная слепота, когда «отравленный» евреями-либералами-гуманистами Западный мир - словно мантру повторяет идею «пожалеть бедных палестинцев», приводит к тому, что радикальный ислам - может не таясь устраивать любые провокации со своей стороны - и это никак не пробьет модель восприятия Западных «упрощенцев».....

Они неустанно требуют, чтобы Израиль «пожалел палестинских арабов», ведь только из жалости можно устраивать «сезон подарков», когда израильтяне должны дарить арабам свои земли и ресурсы, даже не пытаясь хоть как-то увязать это с реальными событиями в регионе.

Ситуация с Газой - это «эксклюзивный» пример полностью ущербного «одномерного» сознания, когда уровень рассуждений находился в одномерном пространстве - по принципу «Кто сыграет лучшего Деда Мороза, дающего подарки»....

= - = - =

Мы сейчас увидели сильные и слабые стороны еврейского мышления.
Шатер - это и умение обустроить пространство, но и ограниченность мышления, когда потолок шатра - «ниже чем Небо».

Вс-вышний - при помещении Его в Шатер - делает высоту потолка Шатра - бесконечной, что позволяет строить великие схемы.

Но когда житель шатра - опускает потолок, отсекая Вс-вышнего - этим наш еврейский персонаж - добровольно «уменьшает свою жилплощадь», теряя целые пространства - выпавшие из-за того, что ецер а-ра этого персонажа смогла вывести Б-га из картины мира.

= - = - =

Вернувшись к общей схеме, мы должны сделать вывод, что для освоения мира и развития культуры и цивилизации - необходимо сотрудничество творческих неевреев, осваивающих поля и творческих евреев, которые умеют строить шатры - в найденных на полях ресурсах - но при этом удерживая максимальную высоту «крыши шатра», чтобы не попасть впросак.

= - = - =

Есть предположение, что в других сюжетах Торы, связанных с треугольником Ицхак-Яаков-Эйсав хранится множество бесценных идей, которые мы постараемся «разработать» в следующих материалах.

Но - получив первый опыт - уважаемые коллеги, читающие эти материалы - могут сами начать «копать» в этом направлении, так как Тора - действительно уникальная книга, особенно когда мы сопоставляем ее схемы с самыми живыми сюжетами из современной жизни...

(Продолжение следует)
Previous post Next post
Up