Выглядит очень ванильно-сладко, угу. Вот только пока нет никакого понимания, какие результаты даст такое обучение. Только-только внедрили.
У меня два больших сомнения по этому поводу: 1. дети учатся очень расслаблено, не напрягая мозг. Будет ли мозг развиваться без напряга хорошо? Заводить лишние нейронные связи, оптимизировать укладку знаний и т.п. Из нейрофизиологии известно, что мозг очень похож на мышцу в вопросе тренированности - чем больше напрягается, тем сильнее и мощнее.
2. Подход через юниты и явления. Тут у меня сомнения, что удастся заложить хорошо связанную сложную систему научных знаний. Например, набирая кусочками "нужную для явления" геометрию, математик и физику, получится ли "соткать" единую стройную математику и физику в голове у ребенка? Или будут обрывки не связанные.
Есть объективное противоречие между "интегральностью" и логикой отдельных наук. Сегодня по физике нужна парабола, это в математике - квадратное уравнение. А по химии нужны пропорции. А по экономике - проценты.
А в математике - свой естественный порядок изучения, если мы хотим, чтобы ученик понимал и доказывал, а не просто воспринимал формулы как свалившиеся с Ктулху.
Нужен очень серьезный коллектив педагогов и специалистов в разных областях, чтобы создать такую программу. Задача сложная, но (ИМХО) - решаемая.
Невозможно точно знать, какие конкретные знания понадобятся человеку через 20-30-40 лет. Но базовая математика, физика, "человековедение" - никуда не денутся. И главное - интерес к новым знаниям и умение самостоятельно их добывать. Понимание общей взаимосвязи всех вещей.
все так. Я написал, что у меня сомнения, а не что я думаю что не получится. Размышляя об этом, я пришел в мысли, что "куски" должны быть достаточно большими и уже от них множество связей к отдельным явлениям можно тянуть.
Да, задача, наверное, решаемая. Но вот во всех статья о финской системе образования, что я читал, я вообще не увидел постановки такой задачи. Это.. смущает.
На счет интереса.. Да, он важен и ценен. Но есть тут засада. Очень часто интерес пропадает, когда начинают возникать долговременные трудности. Я бы даже рискнул сказать, что "почти всегда". А без умения решать долговременные трудности, увы, значительные результаты достичь не получится
Насчёт интереса - да, это принципиальная проблема (можно погуглить например "скрипку Энгельбарта"). Описанное у Розова решение - ну, написать-то можно что угодно, но насчет действительности я что-то сильно сомневаюсь.
Очень по-меганезийски и похоже что антисоветски. В том смысле что "цельной картины" действительно не будет. Ни научной, ни религиозной, никакой. Будут практически полезные навыки. И наука будет рассматриваться примерно вот так:
- Короче, док, это портативный миномет, - добавила Лаэа Лэфао. - А баллистика - это наука про то, как его наводить, - подвел черту Уфти.
Уфти, заметим, неплохо образован - но явно не читал Ландавшица и вряд ли Фейнмана, разве что в популярном изложении Молли Калиборо. Зато что-то наподобие Перельмана - вполне мог.
Попытки строить картину мира на едином центре-стержне очень быстро приводит к выбрасыванию всего что этому стержню не соответствует. Если стержень научный - выбрасывается например магия. Которой у Розова дофига. Человек с только-научным подходом может быть врачом (и то сомнительно), но точно не может быть тахуна.
Уфти образован на уровне среднего военного училища. И то благодаря репетиторству Микеле Карпини. Как тот же самый Карпини про него в тексте говорит, его навыки сводятся к "отрезать кому-нибудь голову и взломать чей-нибудь компьютер
( ... )
>> Интересен вопрос, откуда в Меганезии берутся такие люди, как Рао Риано, Лимо Хаамеа (хотя этот как раз понятно - в Новой Зеландии вечным студентом был) или Фуопалеле Тотакиа в том виде, в каком он описан в "Астарте" - где-то и как-то за 20 лет Хартии нахватавшийся удивительно разносторонних знаний.
Знания-навыки из очень разных областей плюс осознанное их применение получаются или от биографии или от природного любопытства и желания понять "как всё работает". От биографии сначала навыки потом знания, от любопытства наоборот.
- Зато, я все как-то понемногу умею. И болты с гайками. И бухгалтерию с коносаментами. И компьютер с микросхемами. И штурвал с трансмиссией. И винтовку с патронами. И даже с детьми возиться умею.
Comments 30
У меня два больших сомнения по этому поводу:
1. дети учатся очень расслаблено, не напрягая мозг. Будет ли мозг развиваться без напряга хорошо? Заводить лишние нейронные связи, оптимизировать укладку знаний и т.п. Из нейрофизиологии известно, что мозг очень похож на мышцу в вопросе тренированности - чем больше напрягается, тем сильнее и мощнее.
2. Подход через юниты и явления. Тут у меня сомнения, что удастся заложить хорошо связанную сложную систему научных знаний. Например, набирая кусочками "нужную для явления" геометрию, математик и физику, получится ли "соткать" единую стройную математику и физику в голове у ребенка? Или будут обрывки не связанные.
Reply
Сегодня по физике нужна парабола, это в математике - квадратное уравнение.
А по химии нужны пропорции.
А по экономике - проценты.
А в математике - свой естественный порядок изучения, если мы хотим, чтобы ученик понимал и доказывал, а не просто воспринимал формулы как свалившиеся с Ктулху.
Нужен очень серьезный коллектив педагогов и специалистов в разных областях, чтобы создать такую программу.
Задача сложная, но (ИМХО) - решаемая.
Невозможно точно знать, какие конкретные знания понадобятся человеку через 20-30-40 лет.
Но базовая математика, физика, "человековедение" - никуда не денутся.
И главное - интерес к новым знаниям и умение самостоятельно их добывать.
Понимание общей взаимосвязи всех вещей.
Reply
Да, задача, наверное, решаемая. Но вот во всех статья о финской системе образования, что я читал, я вообще не увидел постановки такой задачи. Это.. смущает.
На счет интереса.. Да, он важен и ценен. Но есть тут засада. Очень часто интерес пропадает, когда начинают возникать долговременные трудности. Я бы даже рискнул сказать, что "почти всегда". А без умения решать долговременные трудности, увы, значительные результаты достичь не получится
Reply
(можно погуглить например "скрипку Энгельбарта").
Описанное у Розова решение - ну, написать-то можно что угодно, но насчет действительности я что-то сильно сомневаюсь.
Reply
Reply
А вот тут еще ссылочка с критикой системы Макаренко попалась:
http://gekant.livejournal.com/231820.html
Reply
Reply
- Короче, док, это портативный миномет, - добавила Лаэа Лэфао.
- А баллистика - это наука про то, как его наводить, - подвел черту Уфти.
Уфти, заметим, неплохо образован - но явно не читал Ландавшица и вряд ли Фейнмана, разве что в популярном изложении Молли Калиборо. Зато что-то наподобие Перельмана - вполне мог.
Попытки строить картину мира на едином центре-стержне очень быстро приводит к выбрасыванию всего что этому стержню не соответствует. Если стержень научный - выбрасывается например магия. Которой у Розова дофига. Человек с только-научным подходом может быть врачом (и то сомнительно), но точно не может быть тахуна.
Reply
Reply
Знания-навыки из очень разных областей плюс осознанное их применение получаются или от биографии или от природного любопытства и желания понять "как всё работает". От биографии сначала навыки потом знания, от любопытства наоборот.
- Зато, я все как-то понемногу умею. И болты с гайками. И бухгалтерию с коносаментами. И компьютер с микросхемами. И штурвал с трансмиссией. И винтовку с патронами. И даже с детьми возиться умею.
Reply
1. В процессе обучения и воспитания не погасить природное любопытство, а наоборот его раздуть?
2. Как сформировать желание "понять как всё работает"?
Reply
Reply
Leave a comment