Глухариные истории

Jun 21, 2010 01:03

В середине апреля мы с vladp снимали глухариный ток.

Глухари - относительно редкие и очень пугливые птицы. Живут они в самых глухих  местах леса, из-за чего, возможно, и получили своё название. По более распространённой версии, глухарей назвали так, поскольку самцы ничего не слышат на втором колене токовой песни (звук, напоминающий заточку ножа о камень). Эту особенность используют охотники, подбираясь к птице именно в такие моменты пения.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 300mm f/4 IS USM
1/200; f/5,6; ISO 400


Охотятся на глухарей, как правило, с подхода, однако для фотографии такой метод неприемлем, ведь снимать всегда сложнее, чем охотиться. Даже самая хорошая оптика по "дальнобойности" не сравнится с ружьём. Кроме того, если охотнику достаточно просто увидеть добычу, то фотографам необходимо заранее позаботиться о всевозможных препятствиях, которые могут испортить кадр: высокой траве, сухих ветках и т.п. а так-же поймать хороший свет, ракурс и др.

Для съёмок на глухарином току, используют специальные укрытия - скрадки. Скрадок устанавливается задолго до съёмок, в предполагаемом центре тока. Для строительства скрадка используются натуральные материалы, привычные птицам - еловые лапы, ветки. Чтобы птица не могла увидеть силуэт человека на просвет, внутри скрадок обтягивают тёмной натуральной (не шуршащей) тканью. Чем темнее укрытие изнутри, тем сложнее птице разглядеть в нём какое-либо движение. На ток глухари прилетают на закате, поэтому очень важно сесть в скрадок до этого момента, чтобы не потревожить птиц.



Так скрадок выглядит со стороны
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 500mm f/4 IS USM
1/200; f/4; ISO 400

Глухариный ток, который мы снимали, находится в Белоруссии. Ездили мы туда дважды. В первый раз всего на один день - посмотреть местность и подготовиться к съёмке: подстричь багульник, убрать ветки, улучшить скрадки, посмотреть, надо ли что-нибудь приобрести дополнительно. А второй раз уже на более длительный срок, непосредственно для съёмок. Этой весной ток начался неожиданно рано, несмотря на суровую снежную зиму, поэтому со временем, мы, к сожалению, немного промахнулись. Самый пик активности тока довольно короткий (3-4 дня), и пришёлся как-раз в промежуток между двумя нашими поездками. Очень многое здесь зависит и от погоды, в дождь и сильный ветер глухари почти не токуют.



Дождливо... Часть глухарей разлетелось по лесу, часть пережидает непогоду на току, сидя на ветках...
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 500mm f/4 IS USM
1/60; f/4; ISO 400

Расположен ток на верховом болоте, и передвигаться там можно только в резиновых сапогах. Всё вокруг покрыто мягким мхом, наступая в который, погружаешься в воду выше щиколотки. Чтобы не промокнуть самому и не утопить дорогую технику, в скрадке создаётся настил из досок, немного возвышающийся над уровнем мха.



Общий вид местности из скрадка, снято после тока.
Canon EOS 5D Mark II, Sigma EX Fisheye 15 mm
1/320; f/4,5; ISO 100

Однако важно не забывать, что вокруг болото. В промежуток, между нашими приездами, на току был фотограф из Франции. Он с вечера поставил фотоаппарат с объективом на штатив, и лёг спать. Во сне он случайно задел штатив ногой, и только утром, когда проснулся, он обнаружил, что фототехника лежит в болоте. По закону Мёрфи, именно в этот раз, вокруг его скрадка разыгрались самые интересные сражения, но, не имея запасного фотоаппарата, ему оставалось лишь наблюдать за разгаром тока...

Примерно в шесть вечера мы садились в скрадки, в ожидании прилёта глухарей. На закате они не токуют, поэтому снимать что-либо было бесполезно и мы только слушали, как птицы шумно рассаживались на ветки редких деревьев. Каждый вечер мы засыпали в скрадках под эти звуки, считая, сколько глухарей прилетело на ток. Занятие это монотонное, а избыток кислорода после московских будней усыпляет моментально - сумерек я ни разу не дождался. Тем более что вставать надо рано.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 300mm f/4 IS USM
1/800; f/4; ISO 400

Просыпался я от холода задолго до рассвета, когда температура опускалась заметно ниже нуля, а болотце затягивалось ледяной корочкой. Глухари в это время уже начинают токовать: в густых сумерках со всех сторон слышатся звуки тока - песни, хлопанье крыльев, когда птицы делают "свечку" (подпрыгивают, пролетая несколько метров). Иногда можно услышать драку - очень громкий, необычно звонкий звук, похожий на частые выстрелы - это глухари бьют друг друга крыльями. Все эти звуки вокруг скрадка придавали окружающему пространству поразительный объём.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 300mm f/4 IS USM
1/200; f/4; ISO 400

В полной темноте я готовился к съёмке - доставал фототехнику (чтобы утром передняя линза не запотела, я старался держать фотоаппарат в тепле), расставлял штативы. Постепенно светало, и я забывал обо всём на свете. Утро было прекрасным - свежий воздух, наполненный ароматом хвои, красивое болотце и глухари, расхаживающие вокруг скрадка...



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 300mm f/4 IS USM
1/200; f/4; ISO 1600

Обычно у каждого самца есть территория, которую он охраняет. Глухарь обходит её, "крэкэньем" заявляя другим самцам, что место занято, и обычной песней (на втором колене которой птица глохнет) привлекая самок. Чтобы подчеркнуть своё право на территорию, самцы периодически подлетают вверх на 1 - 1,5 метра: делают свечку. В случае, если эти меры не помогают, и сосед подходит слишком близко, на границе двух участков вспыхивают драки. Рассерженный самец старается схватить нарушителя клювом за шею, и бьёт его крыльями.

Всё это время самки сидят на деревьях, и наблюдают. Кульминацией тока является момент, когда они слетают на землю. В этот миг все границы рушатся, самцы устремляются в центр событий, и между ними завязываются ожесточённые бои.

Снимая ток, я часто ловил себя на мысли: как хорошо, что я не охотник. Так здорово, что я могу фотографировать природу, и мои "выстрелы" не оборвут это чудесное утро. Постепенно солнце поднимется выше, птицы успокоятся и разлетятся кормиться по окрестностям, с тем, чтобы уже вечером снова вернуться на ток и на рассвете повторить это удивительное представление.



Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 300mm f/4 IS USM
1/200; f/5,6; ISO 1600

И, пару слов про техническое оснащение. Глухариный ток окружает фотографа со всех сторон, и тут необходимо задействовать все стороны скрадка. Шуметь на току нельзя по понятным причинам, а значит переставлять штатив с тяжёлой оптикой практически невозможно. Кроме того, длиннофокусные объективы плохо подходят для съёмки, ведь даже если птица токует далеко, сильно возрастает вероятность, что между ней и фотоаппаратом попадётся дерево или ещё какая-либо преграда. На мой взгляд, идеальным объективом для съёмок в этих условиях является лёгкий и довольно дальнобойный фикс - 300 f/4 IS. Чтобы иметь запас по кадрированию лучше всего использовать полноформатную камеру - на случай, если птица подойдёт слишком близко. Учитывая довольно слабое освещение, при хорошем бюджете, не лишними будут и светосильные фиксы, такие как 300 2,8 (который с натягом можно считать "лёгким") и 400 2,8, который, как и другие супер-телевики придётся выставить в одну сторону до съёмок и больше не переставлять.



Скрадок изнутри
Canon EOS 5D Mark II, Sigma EX Fisheye 15 mm
1/15; f/4,5; ISO 800

Такие зумы, как 70-200, на мой взгляд, будут востребованы несколько меньше, в основном для общих планов. Ведь если глухарь подойдёт слишком близко к скрадку, на мой взгляд, лучше лишний раз не шуметь, не настораживая птицу щелчками затвора. Как показал личный опыт - подавляющее большинство кадров я сделал на 300/4, несколько на 500/4. На 70-200 снимал только в первый раз, когда у меня ещё не было 300/4.



Дождь... Самец ходит по болоту в поисках прошлогодних ягод.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 500mm f/4 IS USM
1/60; f/4; ISO 200

птицы, фотографии

Previous post Next post
Up