Храм Покрова Богородицы в Филях. Резьба, росписи, загадки

Sep 02, 2018 22:29

Внутри Спасский храм чудесен и уникален. В первую очередь тем, что там сохранился (в большой степени) первоначальный резной деревянный иконостас с иконами 17 века. При входе это сразу чувствуется уже по особому запаху… запаху старого дерева, деревянного дома. Сразу возникает ощущение - что попал домой.







Иконостас и часть икон были созданы в последнем десятилетии 17 века Карпом Золотаревым и Кириллом Улановым. Однако многие иконы написаны неизвестными пока иконописцами.

Описывая внутреннее убранство, я буду использовать книгу священника Бориса Михайлова, который был настоятелем храма до 2014 года. Книга сама достаточно противоречива (автор не примирил в себе священника и искусствоведа и так и не решил, какая его часть пишет книгу), но я благодарен автору за приведенные в ней фактические данные и цитаты исторических документов. Там, в частности, есть фрагменты описи, составленной   в 1857 году тогдашним настоятелем храма о.Алексием Орловым. Само описание внутреннего убранства так заворожило нас, что я решил периодически цитировать этот документ.

Часть икон местного ряда в настоящее время отсутствует - до 2017 года верхний храм был филиалом музея Андрея Рублева и, видимо при передаче храма церкви самые значительные и ценные иконы были переданы в музей. В музее в постоянной экспозиции выставлены иконы Успения Богородицы и Спаса нерукотворного (точнее икона без самого центрального Спаса, а только изображенные «иконописным художеством чудеса, бывшие от Господа Иисуса и иконы Его подобие Неруктворенной»).
Поэтому местный ряд я не фотографировал, также и царские врата, в которых шесть медальонов с Благовещением и евангелистами не сохранились. Но описание их полуторавековой давности завораживает: «Царские врата резные с резною же посредине полуколонною, вызолочены сплошь золотом. На них в шести отделах круглого вида иконы: Благовещения вверху Иоанна Богослова и Евангелиста Матфея посредине, Евангелистов Луки и Марка внизу. Иконы сии иконописные (5 х 4 1/8 в.), в серебряных золоченных чеканной и гладкой работы ризах с серебренными же позлащением наподобие резных, венцами, убранными в два ряда
стразами с пятью на каждом простыми зелеными камушками. Иконы сии вокруг обложены в виде бордюра чеканною без позолоты бронзою».

Сохранилось только изображение над Царскими вратами:



«Над Царскими вратами икона Пресвятой Троицы, иконописная (7 х 12 в.), на ней риза и три венца серебряные, вызолоченные, венцы убраны стразами, а риза обложена вокруг в виде бордюра чеканною без позолоты бронзою.» Здесь и далее ни венцов, ни риз на иконах нет.



«Южная дверь, на коей во всю вышину оной иконописное изображение Архидиакона Лаврентия».

Ходят слухи (с 1694 года), что архидиаконов в храме писали с молодых Петра I и ИоаннаV Алексеевичей (Лаврентия - с Иоанна, а Стефана - с Петра). Лучше всего эти слухи подтверждаются при взгляде на
северную дверь:



«Северная дверь, на коей во всю вышину оной иконописное изображение Архидиакона Стефана».

«Во втором ряду 8 икон Господских и богородичных праздников, круглого вида, иконописные; по правую сторону»:



«Богоявления, Воскресения Христова, Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа на Апостолов;

по левую сторону»:





«Сретения Господня, Рождества Христова, Благовещения, Рождества Пр. Богородицы.»



«В третьем ярусе посредине икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, с предстоящими Ему Божию Матерью и Иоанном Предтечию, иконописная (3 ½ х 2 ½ а.), На ней три венца серебряные, золоченые.»




«По правую сторону две иконы: Архангела Гавриила и Апостолов Павла, Иуды, Симона, Матфея, Марка и Филиппа.»




«по левую сторону две же иконы: Архангела Михаила и Апостолов Петра, Андрея, Иоанна, Иакова, Варфоломея и Фомы.»



«На средине четвертого яруса икона Знамения Пресвятой Богородицы, иконописная (1 а. 4 в. х 1 а. 4 в.); по правую сторону две иконы Царя Соломона и пророков Аарона, Исаии, Енисея и Аввакума; по левую сторону две же иконы: пророка Давида и пророков Моисея, Илии, Иеремии и Наума.». Царь Соломон (справа) и пророк Давид (слева) от Знамения.»



А это пророки Моисей, Илия, Иеремия и Наум.



«Между четвертым и пятым ярусами посредине живописное изображение Св. Духа в виде голубя, а по правую и левую стороны оного четыре иконы Иконописные;»


«по правую сторону: пророка Аввакума и пророка Михея;»


«по левую сторону пророка Даниила и пророка Елисея.»


«Посредине пятого яруса икона Господа Саваофа, иконописная (2 ½ а х 2 а. 12 в.), по правую сторону от нее икона свв. праотец Авеля и Ноя, по левую - свв. праотец Адама и Авраама.»

«Посредине шестого яруса икона Приведения Господа Иисуса к Пилату, иконописная (2 ½ х 2 ½ а.), по правую сторону оной икона Биение Иисуса Христа у столпа, по левую Моление о чаше.»




«Посредине седьмого яруса икона Суд Пилата, иконописная (1а. 12 в. х 2 а. 2 в.), по правую сторону ее икона Несение креста, по левую Коронование тернием.»




«Посредине восьмого яруса икона Снятие со креста, иконописная (10 х 8 в.), справа от нее: Положение во гроб, слева Пригвождение ко кресту.»  (здесь только снятие с креста и положение во гроб).



«Над осьмым ярусом Крест с резным изображением на нем распятого Господа Иисуса (3 а. х 2 а. 4 в.), по сторонам коего Божия Матерь и Иоанн Богослов на особых досках живописные, вокруг Креста обложено вызолоченою резьбою.»

Чтобы закончить с описанием центральной части храма - иконы на южной и северной стенах:



«На южной стене над аркою икона Триипостасного Божества, иконописная (2 1/2 х 2 а.), в резном золоченном о двух колоннах киоте».



«На северной стене над аркою икона Сошествие Св. Духа на Апостолов, иконописная (2 1/2 х 2 а.), в резном вызолоченом о двух колоннах киоте.»

И вот царское место на западной стене центральной части:



В царское место вел особый ход из южного притвора, а если дальше идти по этому ходу проложенному в стенах, то сделав полукруг можно оказаться на крыше перед лестницей на колокольню, про которую я писал раньше https://medved-kuznets.livejournal.com/7865.html.



Дверь в «потайной ход»



Лестница в царскую ложу.

На этом описание произведений 17-го века заканчиваются, в остальных частях верхнего (Спасского) храма иконы, резьба, роспись стен в большинстве своём даже не 18, а 19 века. Тут нужно понимать, что происходило: в конце 17 века здесь бурлила жизнь, это была окраина столицы, сюда приезжал царь, пел на клиросе (да, говорят, бас у Петра был отменный и вместо того, чтобы сидеть в царской ложе он пел). А после
основания Петербурга жизнь здесь замерла. Это отразилось и на храме, и на его приходе. Долгое время ничего не происходило… В приведенных Борисом Михайловым исторических документах есть даже эпизоды драки дьячка Дмитрия Константинова с священником Георгием Георгиевым. В верхнем храме службы почти не проводились. Так продолжалось почти сто лет, до начала 19-го века, когда в 1825 году священником
и настоятелем храма стал о.Алексий Орлов (сын предыдущего священника же этого храма). Он окончил духовное училище и семинарию и прослужил в храме почти полвека. Вот при нём храм пополнился почти всем из того, что мы можем видеть не в центральной части верхнего храма. Именно с этим, созданным в 19-м веке связана одна загадка, о которой я скажу ниже. А пока продолжу выкладывать фото с описаниями о.Алексия.



«За аркою в южном притворе …на втором месте икона свв. вмч. Георгия, мц. Маргариты и Николая Чудотворца, живописная (1 а. 15 в. х 1 а.), за стеклом в золоченой с отливом раме»



«На третьем месте икона сщмч. Игнатия Богоносца, держащего образ Христа, а над ним икона прор. Захарии» Игнатий в епитрахили присущего ему дивно-зеленого цвета.



«На четвертом месте икона свт. Афанасия архиепископа Александрийского, а над оною царя Соломона.»



На шестом месте икона свт. Григория Двоеслова, а над ним прор. Даниила.



«На седьмом месте икона свтг. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, живописная (1 а. 14 в х 1 7 в.), за стеклом в вызолоченой с отливом раме. Над аркой посредине в позлащенной резной раме икона Божией Матери, круглого вида, фряжского письма (8 х 7 в.).» То ли я не заметил икону «фряжского письма», то ли её не было. Хотя вообще в храме нынче икон «фряжского письма» (итальянского) нету практически - видимо все в музей Андрея Рублева взяли.

Все эти иконы в южном притворе были созданы к 1850 года (когда о.Алексей провел «комплексную реконструкцию внутреннего убранства»), но вполне возможно, что они были написаны и раньше, в начале 19
века. Предположить, что они написаны в 18 веке я не могу, во-первых, по причине прочитанных описаний о храме в конце 18-го, а во-вторых, из-за их стиля. Хотя, конечно, я могу ошибаться - если кто располагает более точными сведениями - прошу сообщить.

Переходим в северный притвор. Не могу удержаться от этого описания, напоминающего 118 Псалом: «От левого клироса в арке Тихвинская икона Божией Матери, живописная ( 1 а. 4 в. х 15 в.), на ней риза и венец
двойной с короною‚ поддерживаемою двумя Ангелами - серебряные, вызлоченные. По убрусу, зарукавьями и ризе 14 в виде позумета без позолоты, сквозных серебряных накладок, в коих по разным местам 34 разноцветных простых камня, в короне две запоны в вице звезд с двумя зелеными камнями, осыпанными вокруг стразами. Икона сия за стеклом в золоченой с отливом раме. За аркою в северном притворе». К
сожалению фото нет, сейчас там нет этой иконы.



«На четвертом месте икона св. вмч Феодора Стратилата,»



«а над ним Мелхиседека царя Салимского.».



«На девятом месте икона святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, за стеклом в золотом отливом раме. Над аркой посредине в позлащенной резной раме икона св. Иоанна Дамаскина, круглого вида, фряжского письма (8 х 7 в.). Напротив над северными дверями в позлащенной с резьбою раме
икона св. Николая Чудотворца, живописная (5 ½ х4 ½ в.).»
Теперь перейдём в западный притвор или трапезную. Здесь, в отличие от остальных частей храма сохранились настенные росписи, но о них речь пойдёт несколько позже. А пока - иконы:




«По правую сторону на первом месте икона Воскресения Христова (2 а. х 1 а. 2 в.); на втором месте икона Покрова Пр. Богородицы (2 х 1 а.), а над нею Рождество Христово круглого вида (9 х 9 в.), живописная. На третьем месте икона Собор Архангела Михаила, а вверху Господь Вседержитель и два Ангела. Сии три иконы живописные за стеклами в золоченых с резьбою отливах.»





«По левую сторону на первом месте икона Всех скорбящих Радости. На втором месте икона свв. прор. Илии и Елисея, а над нею Рождества Богородицы, круглого вида; на третьем месте икона Сергиево видение Пресвятой Богородицы, а над нею Триипостасного Божества. Сии три иконы живописные, за стеклами, в золоченых с резьбою отливах.»



"На четверти месте икона свв. царей и равноапостолов Константина и Елены, иконописная, а над нею Господь Иисус, беседующий с расслабленным при купели Силоамстей, круглого вида"

Описывая храм, и, в частности, западный притвор о.Алексий не говорит ни слова о настенных росписях, но я хочу остановиться на них поподробнее.

Как вы заметили, основная, центральная часть храма по стенам не имеет росписей. Так было не всегда. Как я понял из описаний до, приблизительно, середины 19 века стены были однотонными, возможно, выкрашенными
в сине-голубой цвет (подобно тому, как это сделано сейчас в Троицком храме в Троице-Лыково). Однако в 19 веке были расписаны и стены:



В центральной части храма эти росписи не сохранились. Но в западном приделе (трапезной) часть росписей осталась. И эти росписи таят в себе несколько загадок.

Во-первых, есть ощущение, что они писались в два приема двумя разными стилями. Точно датировать по документам время создания росписей мне не удалось. Есть только предположения, основанные на стилях.

Первый слой - несколько барочный, по видимому выполненный на рубеже 18 и 19 веков (что, однако, кажется маловероятным если верить записям, что стены до 1850 года расписаны не были), либо в середине 19-го века, в период кратковременной «второй волны барокко» (в этом стиле выполнены, например, дворец  Белосельских-Белозерских возле Аничкова моста в Петербурге или особняк Юсуповой в Царском селе).


Вот эта более темная роспись - не симметричная, как раз барочная.
Второй - очевидно более классический слой, который виден и на старой черно-белой фотографии выше и на приведенных ниже фотографиях:



В общем понятно ,что расписывали стены в два приема (по меньшей мере), но когда именно сделаны эти росписи - пока мне лично не ясно:
Но движемся к главной загадке. Вот вид с востока на западный притвор:



Над западным входом (по центру фото внизу) видно некое темное изображение.



Вот оно увеличенное:



Это и есть так самая загадка, которую мы обнаружили на западной стене - изображение трех головок. Они настолько незаметны, что разглядеть их удалось уже на фотографиях со вспышкой.

Судя по одному из описаний - первая роспись стен была сделана в 1850 году, а в 1878 она поновлялась (это, видимо, как раз классицизм в орнаменте). Но в описании расписывания храма 1850 года (выполненного под началом и на средства нового старосты храма - Ивана Петровича Гладилина) указано, что «вся означенная верхняя церковь внутри расписана вновь…» Хотя в других документах говорилось, что росписи стен существовали только с 1850 года. Кроме того, есть чёткое указание, что в 70-х годах 18 века стены только белили. Тогда получается, что указанные головки (выполненные скорее в стиле барокко) были написаны либо в 1850, либо на рубеже 18 и 19 веков (о чем записей не сохранилось, либо они мне неизвестны).

Но самое интересное - кто изображен? И кем? С одной стороны три лица могут изображать трех ангелов (троицу ветхозаветную), но атрибутов ангелов нет. Еще интереснее вот что: опись 1857 года говорит «Над западными дверями икона Спасителя, подобие Нерукотворенной, живописная (6 х 4 1/2 в.), на ней риза и венец медные высеребренные», т.е. икона размером примерно А4. И эта икона Спасителя должна раз закрывать или сильно оттенять указанные три лица (сейчас этой иконы нет - но и так лиц почти не видно, а когда она была, тень от иконы скрывала их ещё лучше). Получается, что они были как бы скрыты иконой Спаса уже в 1857. И вообще, головки, вписанные в прямоугольник, очень не соответствуют всему стилю храма.

Кажется, что это изображение тайное, и не ангелы это вовсе, а просто три человека, которые были дороги художнику или заказчику. И он захотел, чтобы они всегда незаметно пребывали в храме. У меня нет данных, кто именно расписывал храм в 1850, расписывал ли кто-то стены раньше. Но этому человеку, похоже, удалась его задумка - трое дорогих его сердцу людей доныне присутствуют в храме, присутствуют на литургии, слышат псалмы. Но имена их мы, может быть, здесь и не узнаем… Если у кого-то есть достоверная информация - поделитесь.

Ну а в завершение несколько фото снаружи, а то как-то очень увлекся иконами, резьбой и загадками, что даже совестно: писать о жемчужине нарышкинского барокко и не привести ни одной фото самой архитектуры.





нарышкинское барокко, нарышкинское барокко; Фили, Фили

Previous post Next post
Up