Глюкокортикоиды (синоним: глюкокортикостероиды) - это группа гормонов коры надпочечников. Главными представителями в организме человека являются кортизол и кортизон. Лекарственные препараты, являющие аналогами этих гормонов, это преднизолон, гидрокортизон, триамсинолон, дексаметазон, метипред, ect.
Главная заслуга внедрения стероидных гормонов в клиническую практику принадлежит американским ученым: ревматологу Хенчу и биохимику Кенделлу, получившим за это в 1948 г. Нобелевскую премию. Однако путь от первых гипотез до клинического применения глюкокортикостероидов занял около четверти века.
Первые сообщения о применении кортизона у беременных животных были очень настораживающими. Все указывало на неблагоприятные последствия для плода.
Courrier и Collonge (1951) в опытах на кроликах ежедневно вводили по 25 мг кортизона с 10-го до 23-го дня беременности. Вводимая доза составляла на 10 мг на кг веса (обычная терапевтическая доза у человека оставляет от 1 до 3 мг на кг веса). Наблюдение за этими подопытными животными показало, что применение кортизона приводит к выкидышам, резорбции зародышей и значительному уменьшению размеров оставшихся в живых плодов.
De Costa и Abelman (1952) подтверждают эти наблюдения.
Fraser (1951) в опытах на мышах обнаружил, что они также являются очень чувствительными к внутриутробному действию кортикостероидов. Его исследования продемонстрировали случаи внутриутробной гибели плода и грубые врожденные уродства - волчью пасть и заячью губу.
Крысы оказались более устойчивыми. По Courrier и сотр. (1951), М. Parrot и Т.Duplessis (1957) плоды могут развиваться до срока родов несмотря на ежедневное введение от 10 до 25 мг кортизона. Однако размеры детенышей были меньше нормы, рост их был замедлен, а смерть наступала рано (в 90% случаев - до 14-го дня после рождения).
Опыты Moscona и Karnofski (1960) с введением кортизона в алантоис крысиного эмбриона показали, что нарушения развития тем более выражены, чем меньше срок беременности и чем больше доза кортизона.
Если бы подобные данные были получены по какому либо современному препарату, он ни за что и никогда не применялся бы во время беременности! Однако, следует помнить, что эра тератологии еще не наступила,
талидомидовая катастрофа еще не случились, а искушение использовать данные средства во время беременности было слишком велико.
Предисловие