Аборты в России

Jun 10, 2017 13:19


“Запрет на аборты предохраняться не научит”

проф. В.Е. Радзинский

“А не запретить ли нам аборты?” периодически звучит с высоких трибун, печатных страниц и интернет-ресурсов. Удивительно, но это именно те грабли, на которые российское общество наступает уже не первое столетие.

Федеральная служба государственной статистики ежегодно публикует статистику по абортам, которую я любовно коллекционирую.








По официальным, многократно причесанным и приглаженным данным, в 2015 году в РФ выполнено значительно меньше 1 млн.абортов. В сравнении с 2014 и 2013 годом отмечается уверенная положительная динамика. Хотя, цифры официальной отчетности довольно забавны. По всем возрастным группам количество абортов уверенно снижается, даже казуистическая 151 нежелательная беременность у пациенток старше 50 лет, “гвоздями прибитая” в 2013-14 гг., уменьшилась на треть!

Не может не радовать существенное снижение числа абортов у подростков, хотя 280 абортов у девочек моложе 14 лет заставляет задать неудобный вопрос: "Заведено ли в 2015 году 280 уголовных дел?"

Мысль о запрете абортов на государственном уровне кажется простой и понятной. Страна недополучила в 2015 году 848 180 граждан, но это только видимая часть айсберга. Кто-то из женщин остался бесплодным, кто-то умер, кто-то расстался с любимым и больше не встретил человека от которого бы захотелось иметь детей. При условии, что в 2015 году по официальным данноым родилось 1 940 579 детей, цифра эта весьма существенная.

В.Е. Радзинский, автор нашумевшего бестселлера “Акушерская агрессия”, пишет: «По данным ВОЗ, ежегодно в мире наступает до 80 млн незапланированных беременностей. Каждая четвертая из них, а это порядка 19 млн, заканчивается абортом, в результате чего 70 тысяч женщин детородного возраста умирают, а еще большее их число страдает от осложнений, ассоциированных с абортом. Ни одна война, ни одно стихийное бедствие, ни одна техногенная катастрофа никогда не влекли за собой столь колоссальных человеческих потерь»[1].

Если в мире ежегодно заканчивается абортом 19 млн беременностей, то мы, бывшая 1/6 суши, благополучно выполняем почти один миллион абортов из этих 19. Демографические показатели в РФ все еще существенно далеки от позитивных. В возраст деторождения вступают девочки, родившиеся в "лихие 90-е".




Я не знаю, сколько еще можно говорить о проблеме непланируемой беременности. Отсутствие контрацепции и/или применение неэффективных методов контрацепции (прерванный половой акт, барьерные методы) создает предпосылки для абортов, доказательно снижающих репродуктивный потенциал женщины в будущем. И все это в России, с трудом балансирующей на грани демографической пропасти.

Право женщины на аборт, не побоюсь этого слова, священно. Прекрасно известно, чем заканчиваются попытки запрета абортов - ростом криминальных абортов и материнской смертности. Если женщина решила прервать беременность, она это сделает. Опасным, безопасным, дешевым, баснословно дорогим способом - не суть. Голоса акушеров-гинекологов, категорически возражающих запрету, слышны не всегда:
- Гинекологи против запрета абортов? Пчелы против меда….

Для тех, кто давно не сталкивался с проблемой и подзабыл, как изобретательны бывают женщины в попытках избавится от нежелательной беременности, напоминаю о книге Андрея Анатольевича Ломачинского “Криминальные аборты”. Чтение не для слабонервных, но вдумчивое знакомство с произведением особенно показано тем, кто ратует за запрет абортов, кто называет гинекологов   "губителями невинных душ".

Хорошо известно, что если что-то не получается запретить, то это нужно возглавить. 8 декабря 2016 г. N 1327 Правительство РФ подписывает Постановление о внесении изменений в приложение к положению о лицензировании медицинской деятельности. Теперь медицинские организации, которые занимаются искусственным прерыванием беременности, должны перелицензироваться. Вместо лицензии по акушерству и гинекологии (кроме ВРТ) надо получить лицензию по "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)". Постановление вступает в силу в декабре 2017 года. Спросите меня, где воз? Какие действия уже сделаны? Июнь!!! Опубликованы ли новые лицензионные требования? Принято ли решение о том, как это все будет проистекать? Разрешат ли всем долицензироваться, или, в соответствии с действующим законодательством, надо будет полностью переоформлять лицензию? Ладно, мы - частники. Наша клиника делает небольшое количество абортов, преимущественно медикаментозным методом. Что будут делать госучреждения? Крупные многопрофильные больницы, имеющие в составе гинекологических отделений абортарии. Они тоже будут полностью перелицензироваться? Как это можно реализовать за оставшиеся 6 месяцев? В декабре 2017 года искусственное прерывание беременности окажется в положении вне закона.

Единственный способ профилактики абортов - контрацепция. Единственный способ повышения рождаемости, как это ни странно, тоже контрацепция. Эффективная, обратимая и безопасная. Львиная часть официально отраженных в статистике абортов приходится на самый активный репродуктивный возраст от 20 до 30 лет. Вроде бы и мозги уже должны работать, и информации о контрацепции хоть отбавляй, но нет - по-прежнему самым эффективным методом контрацепции наши пациентки считают презерватив. В 2015 году  независимая исследовательская  компания “Online Market Intellegence” опросила россиян - жителей  Москвы, СПб, Ростова-на-Дону и Казан: пародоксально,  но 43% наших сограждан  именно презерватив  назвали оптимальным методом контрацепции[2].

Считать презервативы эффективным контрацептивном можно только по-наивности и незамутненности. ВОЗ, безусловно, не относит презервативы к эффективным методам контрацепции. В августе 2015 года опубликован 5-й пересмотр медицинских критериев ВОЗ, в котором показатель Перла для мужского контрацептива составляет 2% при идеальном применении и 18% при типичном использовании.  Для сравнения, прерванный половой акт, который до сих пор широко распространен в нашей стране, имеет показатель неудач 4% при идеальном применении, 22% - при типичном. Согласитесь, цифры вполне сопоставимы.

Более полувека в руках акушеров-гинекологов существует надежный и высокоэффективный метод сохранения репродуктивного здоровья - гормональная контрацепция. Безусловной победой следует считать тот факт, что по данным независимого опроса уже 25% женщин и 15% мужчин считают гормональные контрацептивы удобными. Однако. знать о гормональной контрацепции и использовать гормональную контрацепцию - не одно и то же. Молодые женщины крайне редко применяют оральные контрацептивы дольше 6-7 месяцев[3]. По официальной статистике Минздрава, регулярно используют комбинированные эстроген-гестагенные препараты более 11 мес 13%[4], а по данным фармпроизводителей - всего лишь 4%[5].

Основная причина отказа от приема КОК, к сожалению, вовсе не побочные эффекты или планирование беременности, а гормонофобия, мифы, страшилки, мнения “авторитетных” подруг и, к сожалению, часто рекомендации гинекологов или смежных специалистов.

Чем, как не гормонофобией, можно объяснить стандартную рекомендацию применять в качестве постабортной контрацепции КОК на протяжении 1-3 циклов. А дальше? Если подразумевалось, что через этот период времени пациентке следует посетить гинеколога и решить вопрос о продолжении применения КОК, то в реальной жизни пациентки благополучно прекращают пить таблетки, возвращаясь к неэффективному, зато бесплатному и доступному прерванному половому акту.

Полноценное постабортное консультирование может значительно снизить количество повторных абортов.
Контрацепцию не назначают, её выбирают - вместе с пациенткой!

Исключение составят только те женщины, для которых отказ от контрацепции - осознанный выбор. К сожалению, эта группа пациенток будет существовать всегда. Аборт, как и алкоголизм, явление социальное. Поэтому полностью изжить практику прерывания нежелательных беременностей не удастся никогда.

[1] Радзинский В.Е. Акушерская агрессия.- М.: ООО «Медиабюро Статус презенс», 2011

[2] Хамошина М.Б., Маклецова С.А. Сбывшиеся мечты: как мы ими распоряжаемся? Результаты социологического опроса россиян о знаниях по контрацепции  (2015)// Status Praesens. - 2015. - № 5(28). - С.43-52
[3] Дикке Г.Б., Ерофеева Л.В. Особенности репродуктивного поведения молодёжи // Акушерство и гинекология. - 2013. - №12. - С. 96 - 101.
[4] Основные показатели здоровья матери и ребёнка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации // Сборник статистических материалов. - М., 2014. - 164 с.
[5]Ранние сроки беременности (2-е изд., испр. и доп.) / Под ред. В.Е. Радзинского, А.А. Оразмурадова. - М.: Status Praesens, 2009. - 480 с

женское здоровье, гинекология, аборт, контрацепция

Previous post Next post
Up