Бенефис Владимира Шклярова, Мариинский театр, 8 марта

Mar 09, 2013 00:38

Мне невероятно везет с соседями на спектаклях. Сегодня, например, парень рядом уснул и похрапывал все первое отделение, а парочка, сидевшая впереди меня, болтала, не умолкая. Но это присказка, не сказка...

С Владимиром я "знакома" очень ограниченно и недавно - впервые увидела его в РиДж неделю назад. О впечатлениях моих - тут. Так что сегодня все для меня было новое. Посему могу в оценках ошибаться...


Первое отделение - "Рубины" Джорджа Баланчина - почти прошло мимо меня, потому что именно на него пришелся пик активности моих соседей. Парень храпел, тетки разговаривали. Все, как я люблю. Однако ж, это не помешало мне подивиться сложным балансировкам и общему мюзик-холльному настроению балета.
В дуэте с Владимиром танцевала Олеся Новикова, балерина с тонким вкусом к исполнению, как мне кажется. "Рубины", да и все "Драгоценности", как я понимаю, балет в высшей степени декоративный, изобразительный, танец ради танца. И Олеся его очень украсила, очень,  при этом не утрируя партию, но и не пытаясь вложить в нее то, чего там нет. Легкая, изящная, игривая и очень красивая была Олеся.
Вторую женскую партию танцевала Екатерина Кандаурова. Технически все хорошо, но царственность и яркий темперамент Екатерины, мне показалось, чуть "придавили" легковесность балета.
Про бенефицианта что-то мне тут и сказать нечего. И не буду=)

Второе отделение - "Юноша и смерть" Ролана Пети. Для меня эталонным исполнителем этой партии был и есть Михаил Барышников, но Владимир в этом балете смотрится вполне себе хорошо. Видимо, роли импульсивных юношей с разбитым сердцем - это его амплуа (тут я вспоминаю его Ромео, ага).



Основой для балета послужило стихотворное либретто Жана Кокто.

Юноша в студии - в одиночестве, ожидая.
Входит Девушка, она - причина его отчаяния.

Он устремляется к ней. Она его отталкивает. Он молит её.
Она его оскорбляет, высмеивает и убегает. Он кончает с собой.

Комната исчезает. Остается только тело повесившегося.

С крыш спускается Смерть в бальном платье.
Она снимает свою маску: это - Девушка.
Она закрывает маской лицо своей жертвы.

Вместе они удаляются, теряясь среди крыш.

С первого взгляда, вроде бы можно  свести основную идею балета к истории несчастной любви... но вторая сцена, как мне кажется, подводит зрителя к более глубокому его пониманию или, по меньшей мере, раскрывает подтекст.

В веке ХV-м в Европе в изобразительном и театральном искусстве был очень распространен сюжет, получивший название "пляски смерти". Смерть предстает на гравюрах и полотнах, то как старуха с косой,  то в виде мертвецов с остатками плоти на костях, то в виде скелетов, и, что самое главное, она неустанно сопровождает каждого - детей, стариков, мужчин, женщин. Вариаций сюжета было множество - танцы скелетов, погоня мертвецов за людьми, нескончаемые хороводы, куда мертвые вовлекают живых... Сюда же относятся бывшие довольно популярными изображения младенцев и черепов.
Популярность этой специфической темы связана с тем, что войны и эпидемии повлекли за собой размышления художников той эпохи о быстротечности времени и мимолетности земных радостей. Смерть караулит каждого за углом, проще говоря.

Пети и Кокто создавали свой балет сразу после Второй Мировой, унесшей множество жизней и потрясшей всю Европу - жестокого, смертоносного периода истории. Такие мысли могли занимать и их.


Это я к тому, что мне балет представился некоей пляской смерти века ХХ. Вероятно, я несколько драматизирую, но вот на какие-то такие размышления меня он наталкивает. Если у вас, друзья, есть соображения на этот счет, поделитесь, буду рада=)

Третье отделение -  картина теней из балета "Баядерка". Хороший Солор получился у Владимира. Гордый воин, нежный влюбленный. Хотя, как по мне, он не обладает впечатляющей элевацией, но прыжок у него легкий, довольно высокий. Солором он смотрелся красиво=)
Никию сегодня танцевала Дороти Жильбер из Парижской оперы и мне запомнилась только вялыми, как макаронины, руками.

Такие дела. Пока искала фотографии к посту, нашла вот какую. Даже стало интересно, что за Золотой раб может из Владимира получиться. Не очень представляю, но настроение его мне нравится=)



Юноша и Смерть, Джордж Баланчин, Владимир Шкляров, Баядерка, Мариинский театр, Олеся Новикова, Мариинка

Previous post Next post
Up