Как я уже говорил, ночевал я в тот день в тайге.
Ёлки в августе вдруг решили выращивать новые побеги.
Вокзал в Тобольске расположен охрененно далеко от центра города, как я уже тоже говорил, потому что железная дорога пришла сюда только в 1969 году в связи с освоением Тюменского Севера.
Железная дорога неэлектрифицирована и с трудом справляется с перевозками.
Пригородных поездов практически нет (один до Тюмени), основной поток - это дальние пассажирские поезда.
Полюбовавшись на эту прекрасную картину, я сел на автобус и поехал в центр города, что заняло у меня больше получаса. Путь пролегал через стандартные спальные районы, выстроенные как жильё для рабочих градообразующего Тобольского нефтехимического комбината. Районы выглядят очень неплохо, хороший асфальт и благоустройство.
Вышел уже около кремля, сразу увидел памятник самому знаменитому местному уроженцу:
А вот и сам кремль, самый восточный в России:
Чтобы доходы от туризма были больше, городская администрация решила разнести краеведческий музей по разным зданиям. В одном природа родного края, в другом история, в третьем быт и так далее.
Это так называемый губернский музей:
Там представлены этнография и история, самый достойный из всех музеев, на мой взгляд.
Внутри кремля:
Кремль недавно отреставрировали, просто вылизали, всё с иголочки.
И со столбами явно переборщили:
Я прогулялся по вдоль стен кремля с внешней стороны.
Тобольский кремль стоит на высоком и на удивление ровном, как будто рукотворном уступе долины Иртыша.
Иртыш здесь выглядит уже как настоящая северная река:
Тобольск, некогда находившийся в самых населённых местах Сибири, ныне оказался севернее сплошной полосы расселения - она сместилась на юг с исчезновением угрозы нападения кочевников.
Так что город окружён тайгой, со склонов и за Иртышом видно только её - до горизонта.
Мост через реку есть, но он находится на федеральной трассе, на южном въезде в город, выше впадения Тобола.
А в центре на другой берег ходит паром.
Вид от кремлёвских стен на старый посад, носящий странное имя "Подгора":
Вид заметно портится элитным жильём на переднем плане.
Я направился вниз по довольно эффектному спуску, начинающемуся внутри кремля:
Нижняя часть города резко контрастирует с блестящим от лака и краски кремлём и ухоженными районами блочной застройки.
Когда-то это был самый центр города:
А сейчас почти нет целых домов, по непонятной мне причине власти города предпочитают видеть только его верхнюю часть и кремль.
Местные жители, которые не пьяные, довольно агрессивны и носят тяжёлый отпечаток культуры на лицах.
Впрочем, на этой улице до сих пор располагается районная администрация и мемориальный кабинет Николая II (он был здесь в ссылке). Собственно, это и есть единственный целый дом на улице.
Бывший городской сад:
А дальше начинается просто деревня, с несколькими уцелевшими старыми церквями и мечетью.
Церкви, которые не уцелели:
И кремль почти всегда на заднем плане, подчёркивая развалины и руины:
Фишка Тобольска, и, может быть, всего Тюменского Севера - собаки на веревочке, выскакивающие из-под ворот:
Вроде бы собака выскочила, кидается, а достать при этом не может.
Внушительно.
Виноват, поторопился с характеристикой местной власти - кое-что для нижней части города она всё же делает. Вот здесь, например, постройка большого красивого проспекта явно началась с установки двойных фонарей:
В поисках удачных ракурсов забрался на следующий за кремлёвским холм.
Слез оттуда и опять направился к кремлю.
Небо тем временем явно мне позировало:
По дороге в верхнюю часть города наткнулся на такой памятник:
Верхняя часть города цивильна и скучновата:
Наименование жителей Тобольска звучит как ругательство.
Самое интересное в спальных районах - беседка с памятником жёнам декабристов:
Путь декабристов и их жён в Сибирь всегда так или иначе пролегал через Тобольск.
Потом пора уже было садиться в автобус и ехать на далёкий вокзал.
О поезде из Тобольска в Екатеринбург стоит сказать отдельно.
Я никогда не ездил в общем в вагоне и думал, что это примерно как в Китае - просто куча сидений.
Но в этом поезде общий вагон - это был люкс (!) со снятыми верхними полками и оставленными нижними и без места для багаже, по цене 500 рублей за 500 километров. В общем, очередное свидетельство маразма РЖД - неудобно всем, удобна только цена за билет, да и то жалеешь - сидеть всю ночь в обнимку со своей ручной кладью не очень располагает к здоровому сну.
Кроме того, я попал на конец вахты на месторождениях Севера - весь поезд был заполнен пьяными в жопу нефтяниками и газовиками, в основном представляющих из себя пацанов моего возраста и чуть младше.
Проводница в целях спасения жизни и здоровья заперлась у себя, мне повезло попасть в одно купе (сидячее) с узбекскими гастарбайтерами. Они тоже были не самыми душевными людьми, но хотя бы не пьяными.
В общем, я был рад наконец добраться до Екатеринбурга утром следующего дня.