Ташкент: что на востоке

Jan 30, 2024 03:17















Лет 150 назад, когда в Российской империи началась промышленная революция, большие города страны стали по окраинам обрастать заводами и фабриками.

1.


Нет, ну то есть промышленность в российских городах была и раньше, но она не образовывала таких больших массивов, целых районов.

2.

(отсюда)

Индустрия образовала целые пояса, но ширина этих поясов не была одинакова со всех сторон: промышленность тяготела к железным дорогам и к более дешёвой земле.

3.

(отсюда)

Ташкент никогда не выделялся своей индустриальностью, но город всегда был велик, и тут не могли не сформироваться крупные промзоны.

4.

(отсюда)

Сто лет назад железная дорога обошла город с севера и востока, но на востоке она была ближе, поэтому тут и появились основные промышленные предприятия.

5.


В послевоенную эпоху массового жилищного строительства Ташкент, как и остальные большие города Советского Союза, перешагнул через промышленный пояс, до этого бывший восточной границей узбекистанской столицы.

6а.


6б.


Сочетание самой большой в городе промзоны, разбросанных тут и там спальных микрорайонов и окружающей всё это малоэтажной застройки - это и есть восток Ташкента.

7а.


7б.


7в.


7г.


7д.


7е.


7ж.


Ещё именно в восточной части города, не так далеко от Южного железнодорожного вокзала (с которого сейчас отправляется бо́льшая часть внутренних поездов в стране), расположен столичный аэропорт.

8.

(отсюда)

В отличие от теперешнего Южного вокзала, он довольно старый - он был запущен в 1932 году, когда, например, единственным московским аэропортом был аэропорт на Ходынском Поле.

9.

(отсюда)

И поэтому второй (после алматинского) аэропорт Средней Азии находится на то что в городской черте, а практически в центре узбекистанской столицы.

10.


Как и в многих других крупнейших советских городах, основой ташкентской индустрии было машиностроение, в том числе его наукоёмкие отрасли, наиболее пострадавшие от распада Союза.

11.

(отсюда)

Так, в итоге закрылось крупнейшее промышленное предприятие Ташкента - авиастроительный завод ("ТаПОИЧ"), остановился и "ТашСельМаш" - единственный на постсоветском пространстве, выпускавший хлопкоуборочную технику.

12а.

(отсюда)

12б.


Кое-что продолжает работать, но большие площади бездействуют, а спрос на землю в узбекистанской столице совсем не так велик, как в столице российской, и поэтому джентрификация в Ташкенте не может охватить всё освободившееся пространство.

13а.


13б.


13в.


Но кое-где процесс идёт, что делает отдельные места Восточного Ташкента напоминающими Москву.

14.


Тем более что в Москве промзона исторически тоже была расположена в основном на востоке.

15.


К бывшему авиазаводу (ТАПОиЧ) и "ТашСельМашу" примыкает жилой райончик, когда-то, видимо, строившийся для рабочих.

16а.


16б.


16в.


Это один из самых старых жилых районов за пределами центра Ташкента.

17а.


17б.

(отсюда)

Но Боткинское кладбище (официально "Кладбище №1") - гораздо старше.

18.


С самого основания Русского Ташкента это был главный некрополь для ташкентских европейцев.

19а.


19б.


И это до сих пор чуть ли не лучшее место, где можно ощутить ташкентское прошлое, за годы независимости стёртое из многих районов узбекистанской столицы.

20а.


20б.


Тут находится один из православных храмов узбекистанской столицы начала XX века постройки, посвящённый Александру Невскому.

21а.


21б.


21в.


Восточный радиус Узбекстанской линии - вернее, две его самые восточные станции, за вокзалом - был открыт в составе второй очереди линии, в 1987 году.

22.


Наверное, в последние советские годы вагоны метро заполнялись здесь рабочими заводов, которыми окружены и "Ташсельмаш" (сейчас "Машиностроителей"), и "Чкаловская" (сейчас "Дустлик" - "Дружба").

23.

(отсюда)

Но потом заводы по большей части встали или сильно уменьшили масштабы своей деятельности, и вместе с заводскими проходными в значительной степени опустело и метро.

24а.


24б.


24в.


Так продолжалось до 2020 года, когда на востоке Ташкента открыли первый участок Кольцевой линии ("Имени Тридцатилетия Независимости Узбекистана").

25а.


25б.


Первой пересадочной станцией на эту эстакадную линию, по большей части идущую вдоль Ташкентской Кольцевой, как раз стала "Дустлик", восточная конечная Узбекистанской линии.

26а.


26б.


И хотя с 2023 года попасть на ташкентскую Кольцевую линию можно и с южной конечной Чиланзарской линии в Сергели, путь через "Дустлик" короче, и большинство пассажиров ташкентского "эстакадного метро" попадают на него именно через эту станцию.

27.


Как я уже писал в разделе про транспорт узбекистанской столицы, линия имени Тридцатилетия Независимости Узбекистана - очень типичный пример того, когда строят не как удобно жителям и оптимально в плане развития городской транспортной системы, а как проще строителям.

28а.


28б.


Эстакадное метро вдоль Ташкентской Кольцевой, конечно, охватывает некоторые значительные точки формирования пассажиропотока, но больше оставляет в стороне - тот же ташкентский аэропорт, например.

29а.


29б.


Путь в центр с использованием кольцевой линии, учитывая расстояние между радиальными линиями в Ташкенте, оказывается довольно долгим.

30а.


30б.


Например, жителям некоторых микрорайонов жилмассива Куйлюк, которые непосредственно обслуживаются станциями кольцевой линии, маршрут в основную часть города с использованием метро выходит в полтора-два раза длиннее (по расстоянию) и чуть-чуть (на несколько минут) дольше, чем напрямую, с использованием наземного общественного транспорта.

31а.


31б.


Такая трассировка кольцевой линии, её строительство раньше сооружения новых радиальных линий снижает эффективность метрополитена как высокопровозной и дорогостоящей транспортной системы.

32а.


32б.


Недаром в мире больше нет примеров, чтобы единственная в системе метро кольцевая линия шла бы по самому краю города, по кольцевой дороге.

33а.


33б.


Интересно, что вплоть до последнего времени, то есть больше двух лет, станции ташкентской Кольцевой линии не имели официальных названий, только номера, что тоже может свидетельствовать о том, что эта периферия столицы - совсем не центр городской жизни.

34.


Аэропорт Восточный, изначально построенный и используемый ташкентским авиазаводом, сейчас переоборудуется под гражданское использование.

34а.

(отсюда)

Он несколько дальше от центра города, и даже за пределами кольцевой линии, и вблизи его строящегося терминала тоже нет никакой станции метро - впрочем, теоретически туда можно продлить восточный радиус Узбекистанской линии.

35.


Но люди всё же чаще видят другой ташкентский Восток.

36а.


36б.


36в.


Севернее и северо-западнее промзоны рано стала формироваться регулярная застройка многоквартирными домами.

37а.


37б.


Сейчас эти места составляют немалую часть Мирзо-Улугбекского района.

37в.


Эти кварталы и микрорайоны вытянулись вдоль нынешней улицы Великий Шёлковый Путь, в прошлом - шоссе Луначарского.

38а.


38б.


38в.


Эта магистраль, уходящая из центра Ташкента в северо-восточном направлении, действительно в целом совпадает с участком Великого Шёлкового пути древности, но сейчас самое дальнее, куда по ней можно уехать - это отроги Тянь-Шаня в границах Ташкентской области.

39.


Но гораздо важнее, что улица эта ведёт к Ташкентскому тракторному заводу, который сейчас, как и многие другие столичные промышленные предприятия, работает далеко не на полную мощность.

40.

(отсюда)

А в советское время этот завод, организованный в советское время на базе эвакуированного предприятия, и играл не последнюю роль в экономике города и даже страны.

41.

(отсюда)

Вдоль нынешнего "Великого Шёлкового Пути" в 1980 году прошла вторая очередь ташкентского метро (северо-восточный радиус Чиланзарской линии), что говорит о важности этого района.

42а.

(отсюда)

42б.


42в.


Начальный участок магистрали, рядом с Малой Кольцевой дорогой, в окрестностях метро "Хамида Алимджана" - это места почти элитные.

43а.


43б.


43в.


43г.


Тут можно найти и частный сектор, но даже он выглядит презентабельнее, чем обычные узбекистанские махалли.

44а.


44б.


Здесь же расположен ташкентский Центральный парк.

45а.


45б.


Его расположение - вовсе не такое уж центральное, не сравнить со сквером Эмира Тимура, или парком "Ташкент-Сити", или парком имени Навои.

46а.


46б.


46в.


И он не так уж и велик - даже на фоне прочих ташкентских парков, которые тоже в целом небольшие.

47а.


47б.


47в.


Но деревья здесь старые, беседки, аттракционы, павильоны - видимо, когда-то здесь, на тогдашней окраине Ташкента, организовали первый в узбекистанской столице парк Культуры и Отдыха.

48а.


48б.


48в.


48г.


Станция метро Пушкинская ("Пушкин") - редкая ташкентская станция, названная в честь чего-то русского и сохранившая своё название - следующая после "Хамида Алимджана".

49а.


49б.


С неё можно пересесть на железнодорожную станцию Салар ( электрички северного направления, следующие до Ходжикента), удобно расположенную прямо на мосту над улицей Великого Шёлкового Пути.

50а.


50б.


Фактически, это сейчас самая удобная пересадка на железную дорогу в Ташкенте, где и метро есть, и электрички, но при этом нет чрезмерного контроля и проверок, характерных для узбекистанских вокзалов.

51а.


51б.


Конечная станция метро "Великий Шёлковый Путь", когда-то "Максима Горького" - один из крупнейших в Ташкенте транспортных узлов.

52.


Оживлённый перекрёсток улиц Великий Шёлковый Путь и Мирзо Улугбека - это и естественный центр всего северо-востока узбекистанской столицы, и транспортная развязка городского масштаба, и конечная для большинства маршруток и "коллективных такси", обслуживающих густонаселённый северо-восточный сектор Ташкентской агломерации, и такое важное направление, как курортные окрестности Чарвакского водохранилища.

53а.


53б.


53в.


Место хоть и оживлённое, но довольно уютное: много деревьев, относительно старые кирпичные дома.

52а.


52б.


Огромное количество рекламы американских грин-карт, всякие центры изучения английского - несомненная примета улиц современного Узбекистана.

53а.


53б.


Среди микрорайонов за конечной станцией метро, в сторону Тракторного и Ферузы можно обнаружить целый музей Вооружённых Сил.

54а.


54б.


В глубине застройки - не так давно построенная мечеть Мулла-Косим, не самый частый объект для ташкентского микрорайона.

54в.


Заметная среднеазиатская привычка - не замечать многочисленных переименований, постигших местную топонимику после 1991 года, жить так, как будто их вообще не было.

55.


Не замечать и перехода с латиницы на кириллицу, который в узбекском языке случился уже более двух десятилетий назад.

56.


Так что в речи людей и на табличках маршруток вы встретите массу названий, которых уже десятилетия нет на официальных картах.

И я вроде бы даже знал, что "Великий Шёлковый Путь" когда-то был "Максимом Горьким", но всё равно такой пункт назначения периодически сбивал меня с толку.

Если центр, юг, север Ташкента - это канал Бозсу, его притоки, протоки, отводы (Анхор, Актепа), то восток столицы - это параллельный Бозсуйской водной системе Салар, и сама река Чирчи́к рядом с краем города.

57а.


57б.

(отсюда)

Салар течёт в основном вдоль железной дороги, с севера на юг, и обводняет несколько парков и зелёных зон - от зоопарка и ботанического сада на севере города до Центрального парка и экопарка имени Бабура на востоке.

58а.


58б.


Экопарк имени Бабура (Тимурид из Узбекистана, завоевавший большой кусок Индии и основавший там могучую династию), расположенный на границе с центром города - маленькое, недавно обновлённое, но всё равно уютное место.

59а.


59б.


59в.


Неподалёку - костёл Святейшего Сердца Иисуса, построенный когда-то многочисленными в столице Туркестана поляками.

60а.


Он напоминает о том, что при Российской империи Ташкент был ещё более мультикультурным городом, чем сейчас.

60б.

Ташкент, ноябрь, район, Куйлюк, Ташкентский метрополитен, столица, 2022, Средняя Азия, транспорт, Узбекистан, Туркестан, Средняя Азия-2022, промзона, большое путешествие

Previous post Next post
Up