Если быть честным, то в российских регионах не так уж много интересных городов (хотя есть и жемчужины, конечно), и ещё меньше мало-мальски крупных городов (региональных центров), комфортных и удобных для жизни.
2.
При слове "Абакан" лично мне всегда представлялось что-то вроде Магадана (хотя и Магадан оказался неожиданно красивым и удобным для жизни), а обнаружилось, что хакасская столица - город скорее неинтересный, но очень зелёный и довольно приятный.
3.
4.
Это контрастирует с остальной
Хакасией, весь центр которой - это рыжевато-бурая к концу лета степь, прямо-таки набитая всякими достопримечательностями от солёных озёр до курганов и каменных столбов-менгиров (столько я их не видел нигде).
5.
Дело в том, что Абакан, в отличие от древней хакасской земли - место новое и во многом искусственное: хотя рубежный русский острог был построен здесь несколько столетий назад, чтобы держать под контролем зыбкую южносибирскую границу, нынешний город начался со строительства куска железной дороги Ачинск - Минусинск, который позже стал головным участком Южно-Сибирской железной дороги, которая связала Казахстан и Кузбасс напрямик с БАМом.
6.
А уже после 1917 года из посёлка Абакан стали срочно делать столицу уже советской Хакасии: как тувинцы или монголы, хакасы к приходу русских были кочевниками, и города для них пришлось строить специально.
7.
Местность у впадения Абакана в Енисей низменная, тогда очень болотистая, в этих тёплых по сибирским меркам краях служившая бесконечным источником малярии.
8.
Так что советская власть стала организовывать здесь то, что ей удавалось лучше всего - большие работы с привлечением широких масс трудящихся, и территория новоиспечённого города постепенно была осушена.
9.
Всё это сопровождалось массовыми посадками деревьев, и Абакан кроме регулярной прямоугольной планировки получил несколько бульваров, два крупных парка и ещё полдюжины парков поменьше.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
И это на 185 тысяч населения: Абакан - один из самых небольших региональных центров России (не считая центров автономных округов).
17.
18.
19.
20.
21.
А ещё в хакасской столице есть несколько крупных дренажных каналов, в основном опоясывающих город, но в одном месте проходящих прямо сквозь Абакан.
22.
А в остальном - в Абакане глазу особо не за что зацепиться.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Взять хотя бы главную площадь:
45.
Коренная Хакасия, которая сейчас сохранилась в основном на юго-западе региона, в Аскизском районе и дальше - до сих пор во многом языческая, но в Абакане я не приметил никаких иных религий кроме православного христианства.
46.
Ну ещё на центральном рынке можно найти немного колорита.
47.
На не центральной, но самой исторической бульварной улице Ленина есть несколько кварталов послевоенного неоклассицизма.
48.
Даже попадаются элементы конструктивизма.
49.
Примыкающий к городу с востока местный парк культуры и отдыха очень неплох: там есть и река, и пруды с островами, и благоустройство, и сегменты леса, в одном из которых я без труда нашёл место для палатки.
50.
51.
В главном спальном районе на северо-западе города есть маленький частный парк "Сады Мечты", где за немаленькие (250 рублей) деньги можно полюбоваться образцом гармоничной организации пространства на основе садово-парковых традиций разных народов мира (очень неплохо для провинции, на самом деле).
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
Главный хакасский музей, не так давно вместе с несколькими другими культурно-просветительскими организациями переведённый в монструозное здание со стеклянным пирамидальным куполом, велик и вполне отражает богатую историю Хакасии, которая в целом богаче её современности.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
Несмотря на то, что Абакан своим нынешним ростом и масштабом во многом обязан
Южно-Сибирской железной дороге, сейчас городской железнодорожный вокзал с парой дальних и парой пригородных поездов ежедневно уступает по значению автовокзалу.
75.
76.
Железнодорожный музей рядом с вокзалом - неожиданно хорош: тут есть и экспозиция, посвящённая местной железнодорожной истории, и модели всякой железнодорожной техники, и настоящая железнодорожная техника, стоящая на приколе снаружи.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
Городской транспорт в небольшом по площади Абакане в целом неплохой: в его основе по-прежнему троллейбусная система, одна из последних открытых в СССР (1980 год).
85.
86.
Но автобусы-ПАЗики и маршрутки перевозят не меньше пассажиров.
87.
88.
В общем - не пропускайте Абакан, заезжайте туда транзитом, но не задерживайтесь!