1.
Монгольский ландшафт - это в основном плато, плоскогорья и горы, достаточно высокие, чтобы оставаться зелёными даже в конце лета (в отличие от степей соседних Бурятии и Тувы), но не настолько большие, чтобы там всё время было холодно.
2.
Но средней монгольской высоты между километром и двумя над уровнем моря в сочетании с относительно северной широтой (примерно на уровне российского Черноземья и Юга) всё равно хватает, чтобы Улан-Батор стал самой холодной столицей мира.
3.
Летняя жара смягчается 1500-метровой абсолютной высотой, а почти сибирские морозы и всякие степные ништяки (например, почти постоянный ветер) никуда не деваются.
4.
На большей части территории страны в широких долинах - степи, а на пологих горах, как ковры на стенах в старомодной квартире, подвешены леса.
5.
6.
Хотя на южных склонах солнце и сухой континентальный климат быстро оставляют лесам мало шансов.
7.
А на юге пустыня, а на западе и востоке просто становится сильно суше, и деревья там исчезают совсем.
8.
Больша́я часть севера страны, включая крупнейшие города Улан-Батор, Дархан, Эрдэнэт, подключена к бассейну впадающей в Байкал реки Селенги, и через него вода из монгольских степей попадает в Енисей и дальше в Северный Ледовитый океан.
9.
Но реки и речки эти в основном степные - мелкие, маловодные.
10.
10а.
А бо́льшая часть монгольской земли и вовсе не имеет никакого постоянного стока, или принадлежит к всяким внутренним бассейнам, которые обычно заканчиваются в каком-нибудь солёном озере.
10б.
Да, озёр - больше солёных, но есть и пресные - в Монголии хватает, особенно на западе и севере страны, что делает местные виды ещё лучше.
11.
12.
13.
Но чем больше всего впечатляет Монголия - так это своей беспредельностью.
14.
14а.
Отсутствие привычных нам чётких ориентиров вроде домов, бескрайняя степь, где даже до ближайшего перелеска сложно определить расстояние, не говоря уже о горах, непременно маячащих на заднем плане - такой ландшафт может тянуться часами.
15.
16.
А до недавнего времени, когда на всю Монголию была только одна длинная асфальтированная дорога (российская граница - Улан-Батор - монгольская граница), такие картины можно было наблюдать из окна машины добрую неделю, пока многострадальный автомобиль, переваливаясь, тащился по степным колеям.
17.
17а.
По долинам, да и много где на склонах, до самой границы леса, тут и там разбросаны юрты, между которыми в произвольном порядке темнеют, сереют, белеют пятна стад.
18.
Чем ближе к населённым пунктам и дорогам, тем больше юрт (и животных), но в целом эти древние монгольские палатки можно увидеть по всей стране.
19.
Даже в засушливой котловине Больших Озёр на западе страны сложно проехать хотя бы 20 километров и не увидеть ни одной юрты.
20.
Монгольский скот, несмотря на свою невероятную многочисленность, совсем не опасен: как правило, все эти животные разбегаются при появлении чужаков, причём устрашающие на вид шерстистые коровы-яки делают это даже резвее, чем привычные своей бестолковой пугливостью овцы.
21.
Так что главная опасность, которая грозит путнику со стороны бесчисленных монгольских животных - это продукты их жизнедеятельности: в степи сложно найти достаточное для установки палатки место, свободное хотя бы от старого и совсем засохшего навоза.
22.
Монгольские стада вносят свой вклад и в поддержание монгольских ландшафтов: животные объедают молодые деревья, препятствуя распространению лесов даже там, где для них достаточно влажно, а продукты их жизнедеятельности удобряют монгольскую землю.
22.
22а.
В общем, несмотря на сверхконцентрацию населения в нескольких больших городах, в некотором роде монголы распределены по территории довольно равномерно.
23.
24.
Но не надо думать, что даже кочевые монголы - это примитивные дикари: около практически каждой юрты или группы юрт будет стоять японский грузовичок, на котором в наши дни осуществляется акт кочевья, почти все юрты снабжены солнечными батареями, многие - спутниковыми тарелками.
25.
А процесс пастьбы животных может осуществляться на мопеде.
26.
Хотя, учитывая отсутствие душа даже во многих городских частных домах, сложно сказать, каким образом и как часто местные моются.
27.
Прибавьте к этому народное поверье, что купание летом в открытых водоёмах вызывает грозу...
28.
В отличие от Советского Союза и Тувы, социалистическая власть в Монголии не была так бессмысленно жестока. Как и у коллег по ту сторону границы, в этой стране в 1930-е годы извели практически всю религию, разрушив бо́льшую часть монастырей и уничтожив тысячи буддийских монахов-лам.
29.
Пожалуй, для Монголии это был более кардинальный слом, чем для нашей страны, ведь до начала XX века, когда в стране появились первые города, буддийские монастыри и рынки возле них были вообще единственным подобием стабильных населённых пунктов в этих степях.
Впрочем, когда в Монголии по советскому образцу началась коллективизация, то случилось
Хубсугульское восстание, и программа кардинальных левых преобразований была во многом свёрнута.
30.
Но во второй половине 1930-х гг. монгольский лидер маршал Чойбалсан опять взял пример с СССР, и 1937 г. тут принёс примерно то же, что в нашей стране, или даже больше: ведь убитые 40 тысяч человек тогда составляли несколько процентов всего населения.
31.
В соседнем советском Казахстане "раскулачивание" кочевников (а чтобы выжить в степях, надо иметь столько скота, что на взгляд советской власти ты автоматически становился кулаком) привело к катастрофическим последствиям. Из-за смертей от голода и бегства в Китай Казахстан потерял чуть ли не половину коренного населения; именно эта земля, а вовсе не Украина, больше всего пострадала от сталинских преобразований деревни.
32.
Но одно дело - катастрофа в отдалённой провинции, каковой для СССР являлся
Казахстан, другое дело - катастрофа национального масштаба: в середине XX века живущие за пределами городов и вообще всех населённых пунктов кочевники составляли бо́льшую часть населения Монголии, и в случае форсированного проведения коллективизации по советскому сценарию от страны бы просто ничего не осталось.
Так что монгольские преобразования в итоге случились с более человеческим лицом: не было принудительного вступления в колхозы (но артели и подобные колхозам хозяйства были создана), зато была организована сеть медицинских и образовательных учреждений в получивших городской статус центрах аймаков, что заметно улучшило качество и уровень жизни монголов. Но очень важно, что традиционная культура хотя бы в сельской местности Монголии была сохранена, благодаря чему тут и сейчас так много кочевников-аратов, нередко приезжающих на рынки в райцентры в национальной одежде.
33.
Юрты - это не только дом для кочевых монголов, это и часть быта для многих жителей страны, давно перешедших к более современному образу жизни.
34.
Юрта может стоять во дворе дома как память о прошлом семьи, почти все городские монголы - городские лишь в первом или втором поколении, и имеют более или менее дальних родственников в степи, куда приезжают в отпуск или а гости.
35.
А "гэр буудал" (буквально "юртовая гостиница") - обязательная примета любой магистральной монгольской дороги, в отдалённых регионах снять юрту проще, чем комнату в гостинице-доме.
36.
Сохранили монголы и хотя бы часть традиционного гостеприимства.
37.
Хотя местные водители чаще, чем в России, склонны брать деньги за подвоз, но они довольно легко отказываются от такого своего намерения, особенно если узнают что ты из России.
38.
Да, тут сохраняется трогательная привязанность к нашей стране, и не только у тех, кто знает русский и/или учился в России; такое и не в каждой постсоветской стране увидишь.
39.
Есть тут и такой общий для постсоветского пространства культурный код, как монументальное почитание победы в Великой Отечественной в такой знакомой стилистике.
40.
В целом, русским хоть как-то владеют практически все монголы, получившие образование до 1991 года и жившие в то время в оседлых условиях; владение английским встречается реже, даже среди молодых городских жителей.
41.
И ещё один раз мне пригодился мой китайский: не говорящий ни на каком языке кроме монгольского местный водитель вёз в Дархан китайца (который непонятно как попал в Монголию: монголо-китайская граница по-прежнему закрыта).
42.
А некоторые монголы не только подвозят путешественников, но и угощают их, а потом ещё и дарить деньги (очень по-восточному, в хорошем смысле). Довольно легко попасть в семейную юрту на угощение (особенно подальше от больших городов), сложнее - на ночлег (у меня получилось только в городской частный дом).
44.