Рыбинск: где, как, почему

Oct 26, 2021 01:46






Как известно, Россия - страна не морская, напротив - более континентальную страну сложно себе представить.
Моря у нас много, но всё оно далеко, чаще всего на Крайнем Севере, и в целом вся российская жизнь протекает вдали от него - если не считать отпуска на юге, конечно.

2.


Но при этом Россия до недавнего времени была страной водного транспорта.

3.


Сухопутных дорог очень долго практически не было - вернее, они были, но проехать по ним можно было разве что верхом, ну или пешком пройти, а везти что-нибудь на колёсах (то есть на телегах) было медленно, долго, а весной и осенью и вовсе невозможно.

4.


И даже появление железных дорог не решило эту проблему окончательно: даже при сумасшедших темпах железнодорожного строительства в конце XIX - начала XX века отечественные просторы долгое время побеждали любую транспортную инфраструктуру.

5.


Во многих местах побеждают и сейчас.

6.


Ну то есть наиболее загруженные транспортные коридоры были довольно быстро, в течение нескольких десятилетий обеспечены железнодорожным сообщением, и скорость перевозок многократно возросла - особенно для пассажиров.
Но внутренние водные пути играли огромное значение до второй половины XX века, когда и у нас наконец начали массово строить автомобильные дороги.

7.


Главным водным путём нашей страны была и остаётся Волга, каналами соединённая с Чёрным (через Волго-Донской канал), Балтийским (через Волго-Балтийский канал, Свирь и Неву) и Белым (через Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский каналы) морями.

8.


Даже сейчас тут частенько можно увидеть баржу, а уж что тут творилось до появления железных дорог..
В бассейне Волги находится Москва, старая столица, но особенно значение этого водного пути возросло после строительства столицы новой, Санкт-Петербурга. Питер находится на берегу Балтийского моря, и не имеет прямой естественной связи с Волжским бассейном, но столица Российской империи всегда была очень зависима от поставок из центральных и южных районов страны, особенно поставок продовольствия. И не по скверным же грунтовым трактам тысячи километров везти этот хлеб!
Не стоит забывать, что в Петербурге был расположен и крупнейший в стране торговый порт; так большая часть того, что везли в сторону северной столицы, на самом деле шла на экспорт.
Ну то есть по сухопутным трактам тоже везли, особенно сначала, но водный путь быстро стал основным, особенно после достройки Мариинской водной системы (Волга - Шексна - Белое озеро - Онежское озеро - Ладожское озеро) в 1820-е годы. Но и действовавшая - с перерывами - с начала XVIII века Вышневолоцкая водная система (Волга - Тверца - Цна - Мста - Ильмень - Ладожское озеро) - тоже давала выход на Рыбинск. Самая короткая из трёх, Тихвинская водная система начиналась в верхнем течении реки Молога, которая впадает в Волгу чуть выше Рыбинска; она так и не была достроена до конца, и объёмы перевозок по ней были ограничены - но и на неё все грузы, естественно, шли через Рыбинск.

9.


Каналы и шлюзы того времени имели свои существенные недостатки - прежде всего недостаточную глубину и узость габарита, но всё же это был лучший вариант для грузоперевозок до постройки железных дорог.

10.


И задолго до перемещения столицы страны на её северо-западную окраину место у слияния Волги и текущей со стороны Белого и Балтийского морей Шексны имело стратегическое значение. Поселение Усть-Шексна напротив современного Рыбинска, непосредственно у устья Шексны появилось чуть ли не в XI веке, в эпоху активного функционирования пути из варяг в греки, да и выросшая напротив, примерно на месте нынешнего центра города Рыбная Слобода совсем не бедствовала: к XVI веку здесь появились каменные храмы.
Но всё это развитие поблекло по сравнению с тем, что началось в этом месте после основания Санкт-Петербурга. Выше Рыбинска глубина Волги заметно уменьшается, а водные системы дореволюционной России все были мелководные, и в Рыбной слободе происходил процесс массовой перегрузки грузов из больших судов в суда поменьше; Рыбная слобода быстро стала не столько Рыбной, сколько Торговой, Хлебной, Бурлацкой.

11.


Рыбная слобода к екатерининским временам (1777 год) доросла до городского статуса и стала Рыбинском.
Конец монополии водных путей выше (северо-западнее) Рыбинска на грузовые перевозки стал приходить после 1870 года, когда была открыта Рыбинско-Бологовская железная дорога, соединившая главный волжский порт с магистральной железной дорогой Москва - Санкт-Петербург и, соответственно, с самим Санкт-Петербургом.
Но объём грузовых перевозках на сотнях и тысячах километров волжского пути ниже Рыбинска не снижался, а продолжал расти и в начале XX века.

12.


Так что всё больше грузов задерживалось в Рыбинске на перегрузку; в дополнение к причалам и складам здесь появились железнодорожные мастерские.
При этом Рыбинск оставался сравнительно небольшим городом даже по меркам начала XX века: к революции здесь проживало лишь чуть более 30 тысяч человек. То есть примерно столько же, сколько во второстепенных городах того времени - таких, как Барнаул, Челябинск или Сергиев Посад. Дело в том, что погрузочно-разгрузочные работы отличались были в большой степени сезонными, и летом за счёт крестьян, приходивших в город на заработки, его население могло увеличиваться вчетверо. А постоянное население Рыбинска было зажиточным, и этот уездный город Ярославской губернии имел многие учреждения, более обычные для губернского центра - такие, как театр, две библиотеки, храмы всех основных конфессий Российской империи, не говоря уже о Хлебной бирже (первой в империи за пределами столиц).
К концу XIX века город понемногу приобретает и промышленную специфику: кроме железнодорожных мастерских, здесь появляются чугунолитейный завод и верфь братьев Нобель, которые занимались грузовыми перевозками (прежде всего перевозками нефти) по всему Волжскому бассейну до самого Баку.
Несмотря на то, что старейшее сохранившееся здание Рыбинска (Казанская церковь) относится ещё к периоду Рыбной слободы, основная часть исторической застройки города - это XIX век.
Рыбинск отличается исключительной для 200-тысячного российского города сохранностью исторической застройки: в кварталах старого города практически нет зданий, построенных после 1917 года.
К примеру, соседний Ярославль, прославленный и раскрученный туристический центр, провозгласивший себя "столицей Золотого кольца", таким похвастаться не может.
При этом нельзя сказать, что XX век мало затронул бывшую "хлебную столицу", как это произошло с большинством городов, так хорошо сохранивших своё историческое наследие.
Наоборот: оставшийся районным центром Рыбинск при советской власти из преимущественно купеческого и торгового города превратился в промышленный гигант союзного масштаба, по уровню индустриального развития не уступающий многим областным центром. Местная промышленность - это прежде всего машиностроение (судостроение, двигателестроение); при этом город не утратил окончательно свою транспортную функцию. Хотя в целом сейчас, когда речные грузоперевозки имеют второстепенное значение, он оказался в стороне от основных транспортных коридоров, на железной дороге, связывающей Санкт-Петербург с глубинкой Центральной России. На какое-то время Рыбинск стал и важным центром производства электроэнергии: именно здесь, на Волге и Шексне недалеко от их слияния были построены плотины Рыбинского водохранилища, тогда крупнейшего по площади в Европе и в России.

13.


Но всё это строилось в стороне от исторического центра, и на месте купеческих домов, собора и биржи в послевоенное время не построили монструозных зданий ДК и городской администрации.

14.


15.


Город развивался в основном вверх по реке, в сторону волжских шлюзов Рыбинского водохранилища, и к концу советского периода занял довольно значительную для своего 250-тысячного населения площадь - 22 километра вдоль Волги, до 6 километров поперёк:

16.


Впрочем, как видно, по-настоящему городской застройкой занята далеко не вся эта территория.

17.


Есть основное ядро - центр и прилегающие к нему южнее и западнее микрорайоны многоэтажек при промзонах, и ещё 2 крупных ядра плотной городской застройки.

18.


Это микрорайон Переборы километрах в 8 северо-западнее основной части города, у волжской плотины ГЭС, и микрорайон Волжский на противоположном, левом берегу Волги, расположенный примерно посередине между центром и Переборами.

19.


Ещё есть небольшой, в несколько кварталов микрорайон ГЭС-14 (он же посёлок ГЭС), который находится недалеко от Волжского микрорайона, в паре километров ближе к центру города.

20.


Его ядро малоэтажными послевоенными домами; это такой "тихий центр", альтернативная старая часть города.

21.


Хотя, конечно, не такая старая, как "основной центр" Рыбинска.

22.


И Переборы, и Волжский снабжены собственными промзонами, и развивались в большой степени как отдельные заводские посёлки; для посёлка ГЭС промзоной служит Рыбинская гидроэлектростанция у Шекснинской плотины ГЭС.

Пространство между Переборами и основной частью Рыбинска, а также вокруг Волжского занято в основном малоэтажной застройкой, местами совершенно деревенского вида.

23.


Собственно, в значительной степени это и есть бывшие деревни, вошедшие в состав Рыбинска, но не претерпевшие от этого события сколько-нибудь значительных изменений.

Ещё есть старый частный сектор за Волгой, напротив рыбинского центра, прямо за единственным в городе волжским мостом (плотины не в счёт). Чуть дальше от моста застройка становится более современной, а на юго-востоке есть несколько кварталов многоквартирных домов и небольшая, но сыгравшая важную роль в истории города промышленная зона.

24.


А рыбинский волжский мост, несмотря на свой исторический облик, появился только в 1963 году.

25.


Впрочем, это был вообще первый нежелезнодорожный мост через Волгу ниже Твери - если не считать построенных в 1950-е старого астраханского моста (который, фактически, переброшен не через всю Волгу, а только через один из рукавов великой реки) и плотин Горьковской и Волжской гидроэлектростанций. Даже в областном Ярославле Октябрьский мост через Волгу появился тремя годами позже, чем в Рыбинске.
Хотя большой мост в Рыбинске только один, в этом верхневолжском городе находится немаленькое для его размера количество переправ через крупные водные преграды.

26.


Кроме моста, это две плотины, подпирающие Рыбинское водохранилище - Волжская (с шлюзами) и Шекснинская (с ГЭС). По обеим плотинам проходят автомобильные дороги, а по Волжской плотине ещё и железнодорожные пути.
Таким образом, используя все три переправы, город можно объехать по большому кругу - в том числе и на нескольких городских автобусах.
Рыбинск, за десятилетия советской власти оформившийся как крупный промышленный центр, по своей экономической мощи явно не соответствующий своему районному статусу, достиг своего максимального расцвета к началу 1990-х годов. Тогда население этого второго по величине города Ярославской области и 13-го города Центральной России превысило 250 тысяч человек.

27.


В 1990-е и 2000-е годы город "просел" очень заметно, объём производства практически на всех предприятиях города снизился, некоторые остановились совсем.

28.


К 2020 году рыбинцев стало меньше почти на треть - менее 190 тыс. чел., что больше региональных показателей Ярославской области.

29.


Такой депопуляции за последние три десятилетия не наблюдалось больше ни в одном крупном городе Европейской части России (кроме уральских Березников с их провалами), включая "классические" примеры социально-экономического упадка вроде Иванова или Тулы, и теперь Рыбинск по численности населения находится где-то в конце второго десятка городов Центрального экономического района.

30.


Градообразующая отрасль индустриального Рыбинска - в меру наукоёмкое машиностроение, производство двигателей, энергетических установок, речных судов - относится к числе заметно пострадавших от экономических перемен 1990-х - 2000-х годов.

31.


И если флагманские предприятия, "ОДК-Сатурн" и "ОДК-Газовые Турбины" чувствовали и чувствуют себя относительно неплохо (не в последнюю очередь благодаря госзаказу, как у нас обычно бывает), то судостроение, некогда основное рыбинское производство, находится в несколько более печальном положении. Но и тут дела идут неплохо, и в целом Рыбинск, несмотря на некоторую атмосферу заброшенности, выглядит лучше чем многие Тверская область - старопромышленные текстильные города неподалёку, более характерные для северо-востока Центральной России.

32.


И ситуация в городе изменилась в лучшую сторону уже на моей памяти.

33.


34.


Если в мой первый приезд в 2008 году город выглядел депрессивным, и даже в центре попадались почти тверские пейзажи с дырявым асфальтом и разрушающимися особняками, а вокруг нашей школьной группы, как волки вокруг овечьего стада, кружили местные шпанюки, то в 2018 и особенно в 2020 году центр был отреставрирован хорошо и даже отлично, и даже периферийные районы стали выглядеть почти нормально.

35.


36.


Уж во всяком случае не хуже, чем в соседнем Ярославле.

37.


Протяжённая и разветвлённая (не только для районного центра, но и для 200-тысячного города) городская транспортная сеть появилась здесь в комплексе с мощными и имеющими всесоюзное значение промышленными предприятиями.

38.


Такое внимание общественному транспорту уделяли в первую очередь в региональных центрах (да и то не во всех), ну и в имеющих исключительное значение - таких, как Рыбинск.

39.


Но так было не всегда: так, регулярное автобусное сообщение появилось в Рыбинске только в конце 1950-х гг., а ведь город как минимум с конца 1930-х гг. занимал значительную для такой численности населения площадь. К слову, рыбинцев тогда было лишь немногим меньше, чем в 2020 г. - 180 тысяч.
Но начиная с конца 1950-х гг. развитие городского общественного транспорта в городе пошло ускоренными темпами.

В 1976 году в городе была запущена первая линия троллейбуса, примерно одновременно с региональными центрами второго плана - такими как Кострома или Вологда. Пройдя по главной рыбинской улице Крестовая, первая линия рыбинского троллейбуса соединила центр, основную промзону "ОДК-Сатурна" и спальные микрорайоны рядом с промзоной.

40.


К концу 1980-х годов троллейбусная сеть охватила всю основную часть города, всё ядро Рыбинска - от устья реки Черёмуха и микрорайона Зачерёмушный на востоке до центральной промзоны и спальных микрорайонов на ней (район Западный) на западе. Кроме того, функционировали ныне недействующие линии за Волгу (по мосту) и в районы южнее железной дороги (Гагаринский).

41.


На пике своего развития (1980-е - 2000-е годы) общая протяжённость рыбинских троллейбусных линий достигала почти 30 км, потом начался постепенный упадок системы, из 11 маршрутов было закрыто 7.
Впрочем, городская троллейбусная сеть в целом почти не пострадала: была закрыта лишь короткая (менее 2 км) линия в Заволжье через волжский мост.

42.


Сейчас по 4 троллейбусным маршрутам Рыбинска курсируют до 70 троллейбусов.

43.


Основа подвижного состава - относительно современная продукция Вологодского троллейбусного завода ("Авангард"):

44.


45.


Но попадаются и такие старожилы:

46.


В сутки перевозится до 50 тыс. чел., что совсем немало для города с 200-тысячным населением, где троллейбусная сеть покрывает далеко не всю территорию и обслуживает далеко не все районы.

47.


48.


Все периферийные и отдалённые районы города - в том числе такие густонаселённые и крупные, как Переборы или Волжский - по-прежнему обслуживаются исключительно автобусным транспортом.

49.


Похвально, что муниципальный автобусный транспорт никогда, кажется, окончательно не исчезал с рыбинских улиц, как это происходило и во многих более крупных и значимых городах.

50.


Так что и сейчас вполне возможно проехать "большой рыбинский круг" (Центр - Переборы - Волжский - ГЭС-14 - Центр) исключительно на автобусах большой и средней вместимости, что не в пример комфортнее чем на маршрутке.

51.


Ещё с 1980-х годов существуют планы по строительству троллейбусных линий в Переборы и Волжский, но они как были, так и остаются в планах; сейчас заявляется, что "троллейбусное движение туда будет открыто, как только поступит подвижной состав с возможностью автономного хода".
Интересно, что Рыбинск, в отличие от большинства городов страны, верен своим транспортным традициям - в аспекте водного транспорта.

52.


И сейчас отсюда можно уплыть не только в соседние сёла на "речных трамваях", но и в Ярославль, и в Брейтово на другом берегу Рыбинского водохранилища - на скоростном "Метеоре".

53.


А вот "медленная" линия по Рыбинскому водохранилищу, до деревни Юршино на одноимённом острове, начинается уже выше волжской плотины Рыбинского гидроузла, на причале микрорайона Переборы.

Осталось рассказать только про железные дороги.

54.


Магистральная железная дорога, прошедшая через Рыбинск в 1870 году, так и осталась единственной: железнодорожным узлом город так и не стал.

55.


Железнодорожная магистраль, подходя с юго-востока, проходит через Восточный район города, где в основном промзоны, а у железнодорожного вокзала в центре Рыбинска поворачивает в юго-западном направлении, здесь расходясь с основной городской осью, которая уходит на северо-запад.
На восток, в сторону Ярославля в сутки курсируют 4 пригородных поезда (из которых 1 экспресс).

56.


Впрочем, из них только 2 оканчивают свой путь на рыбинском железнодорожном вокзале, а 2 продолжают свой путь дальше, в западные районы Ярославской области, отделённые рекой Волгой от основной части региона.
При этом обратно с запада до Рыбинска почему-то ходит только 1 поезд в сутки.

57.


На всём 9-километровом внутригородском участке магистральной железной дороги поезда, фактически, останавливаются лишь в одном месте - на городском вокзале, в то время как в непосредственной близости от железнодорожного полотна находится несколько городских микрорайонов (в том числе отдалённых) и крупных промышленных предприятий.

58.


На западной окраине города расположена станция Веретье, используемая жителями многоэтажного микрорайона Веретье-3 - но до него несколько сотен метров через гаражи, и платформы можно было бы разместить и поближе, непосредственно в городской черте.
Через Рыбинск проходят в среднем 2 дальних поезда в сутки, все они транзитные, соединяющие Санкт-Петербург с Поволжьем (Самара) и северо-востоком Центральной России (Ярославль, Иваново).
Впрочем, раз в неделю с запада сюда приходит прямой поезд из Москвы.
Казалось бы - это не так много для "железнодорожной магистрали". Но, с другой стороны, эта железная дорога не идёт напрямую в Москву, Рыбинск - не центр региона и, кроме того, она так никогда и не была электрифицирована.

59.


Хотя в Рыбинске нет других магистральных железных дорог, кроме главного хода Ярославль - Бологое, в городе есть множество промышленных и других второстепенных железнодорожных линий, как и положено такому индустриальному центру. По немаленькой территории города проложено более 30 километров таких железных дорог, которые соединяют друг с другом буквально все городские районы и микрорайоны. Главная из этих железных дорог, начинаясь чуть западнее железнодорожного вокзала, доходит до западной (Волжской) плотины Рыбинского гидроузла, переходит по ней реку, поворачивает на восток и заканчивается у Шекснинской плотины. Кроме того, существует несколько чисто промышленных железнодорожных линий на востоке (целый куст в Восточной и Путейской промзонах), чуть западнее центра (пути, обслуживающие градообразующее НПО "Сатурн" и Торговщинскую промзону) и в Волжской промзоне в заречной части города.
Теоретически, запуск пассажирских поездов по восточному участку магистральной железной дороги (от Восточной промзоны почти до станции Веретье) и по основной внутригородской линии (через Веретье, Переборы, Волжский до посёлка ГЭС) решило бы проблему связи основной части Рыбинска с многочисленными периферийными районами города. Но это, конечно, из области фантастики.
Но сооружение дополнительного остановочного пункта для ярославских пригородных поездов в восточной части города (в Зачерёмушном районе) уже улучшило бы транспортное обслуживание Рыбинска.

троллейбус, Ярославская область, лучшие города России, Россия, обзор, транспорт, Рыбинск, Волга

Previous post Next post
Up