Березники

Jul 12, 2016 02:33









В принципе, мы ехали 200 километров на север, чтобы увидеть древние храмы Усолья и Соликамска, а не соцгород и промзону Березников. Но Березники мы всё равно проезжали, и мне как урбанисту они были интересны, а остальных я соблазнил возможностью увидеть знаменитые провалы..в общем, солнечным и нежарким днём в конце июля мы оказались в этом городе на пару часов.
Второй город Пермского края, один из крупнейших центров химической промышленности в России (минеральные удобрения; по всей стране можно встретить товарные вагоны с надписью "Уралкалий"), крупнейший в мире центр производства титана; в последние годы российскому обывателю известен прежде всего провалами соляных шахт.
Березники находятся на севере Пермского края; вместе с Соликамском и Усольем они образуют агломерацию, служащую образцом типичного для Урала очагового расселения: вокруг месторождений и/или крупных заводов образовывались довольно плотные скопления поселений, окружённые часто совершенно неосвоенной территорией. Эти оазисы цивилизации долго были изолированы от остального мира: сначала связь была только по воде, потом подошла железная дорога, ну а круглогодичным автомобильным сообщением агломерации на севере Урала были обеспечены только ближе к концу XX века.
Очаг расселения на севере Пермского края был с самого начала связан с добычей соли; именно отсюда ещё в XV веке началось освоение русскими Урала. До русских здесь (а не там, где город Пермь) была та самая Пермь Великая - Великопермское княжество финно-угорских коми-пермяцких племён, в конце своего существования оно было вассалом Москвы.
Соликамск и Усолье росли вокруг соляных промыслов, где добывалась обычная пищевая соль, ценившаяся тогда в России сверх всякой меры. В те годы у нашей страны не было выхода к солёным водоёмам на юге, а соль была практически единственным доступным консервантом, способным сохранять пищевые продукты; неудивительно, что Строгановы, хозяева верхнекамских соляных промыслов, были богатейшими людьми России в допетровское время, именно они на свои деньги снарядили Ермака в Сибирь.
Можно сказать, что город Березники тоже начался с добычи соли - с XVIII в. существовали Березниковские соляные промыслы; но они были расположены немного севернее современного города. А развитие самих Березников началось с содового завода, который был основан здесь в 1883 г. А возникший в 1932 г. с первой волной индустриализации город Березники рос уже на месторождении калиево-магниевых солей. Вернее, на этом месторождении, на основе многочисленных шахт вырос Березниковский химический комбинат, градообразующее предприятие. Из этого предприятия берут своё начало современные "Азот" (азотные удобрения) и "Уралкалий" (калийные удобрения).
Уже в военном 1943 году в Березниках появился магниевый завод (сначала как филиал предприятия на тогда подмосковной станции Сетунь), который в 1950-е - 1960-е годы перешёл на производство изделий из титана, постепенно став крупнейшим производителем в этой отрасли (сейчас это "Ависма").
Как и почти все индустриальные гиганты первых пятилеток, Березники обладают довольно цельным и компактным центром в стиле сталинского ампира,

3.


много где такие районы именуются "соцгородами".

4.


Кое-где березниковский сталианс обладает рядом характерных архитектурных особенностей, которые я нигде больше не встречал.

5.


6.


Сама жилая часть города тоже получилась довольно компактной - она имеет форму треугольника со сторонами где-то 4, 4 и 6 километров.
Исторические кварталы 1930-х - 1950-х годов занимают юго-западный прямой угол этого треугольника, с северо-востока к ним примыкает довольно обширный и в меру запущенный городской парк;

7.


В нём, к сожалению, нет ни прудов, ни живописного рельефа - зато, как водится, много аттракционов.

8.


Почти половину его занимает пустырь с городским стадионом.

Центральная часть города в целом имеет правильную прямоугольную планировку.

9.


В принципе, только этот район Березников мы и обошли пешком.

10.


Город Березники не обладает сколько-нибудь значимыми историческими достопримечательностями; значительная часть имеющихся достопримечательностей (приятные улочки послевоенных лет, здания с колоннами разной степени изящности) сосредоточены в этих местах.

11.


12.


Уютная площадь Ленина.

13.


Сквер с социалистическим названием "Авангард":

14.


С вполне авангардными скульптурами:

15.


16.


17.


Напротив, через улицу Ленина - дополняющий городской парк Треугольный сквер (четырёхугольной формы), он поуютнее парка и с памятником Миндовскому, главному озеленителю Перми и Березников на протяжении нескольких советских десятилетий.

18.


19.


Мне старые березниковские кварталы больше всего напомнили центр Дзержинска - того, который пригород Нижнего Новгорода.

20.


21.


Березники и внушение:

22.


Между старыми и новыми кварталами - центральная Советская площадь, далеко не самая красивая в городе, в основном сформированная зданиями 60-х - 80-х годов постройки.

23.


24.


Главное место на площади занимает модернизированная и отремонтированная, но всё равно невыразительная коробка ЦУМа, возведённого на рубеже 1960-х и 1970-х годов.

25.


Здания покрасивее и постарше занимают юго-западный угол площади.

26.


27.


Перед ЦУМом - сквер Ивана Любимова, и памятник ему же.

28.


Любимов был городским головой Перми в 1870-е годы и основал Березниковский содовый завод, посёлок так или иначе положил начало современным Березникам.

Севернее парка, Советской площади и старой части города - преимущественно частный сектор, восточнее - позднесоветские микрорайоны, которые и встречают въезжающих в город со стороны Перми.

29.


Как видно, жилые районы города довольно благоустроены, неплохие дороги; этим Березники выгодно отличаются от той же Перми.

Ну а промзона охватывает город с запада и севера, по площади она превышает жилые кварталы и неудачно расположена с точки зрения розы ветров (всё-таки у нас преобладает западный перенос).
Хуже всего, наверное, что она полностью отгораживает город от реки.
В итоге в жилых районах из водных пространств есть только Первый Сёминский пруд, да и тот построен прежде всего в производственных целях.
Север промзоны - это титановое производство "Ависма", северо-запад - содовый завод.

30.


К содовому заводу относится впечатляющий ослепительно белый шламонакопитель, который на спутниковых картах из-за этой белизны можно принять за дефект съёмки. Он довольно логично именуется "Белым морем". Где-то в недрах содового завода располагается старый посёлок содового завода - так называемая "Маленькая Бельгия" (по выражению бывавшего здесь однажды Бориса Пастернака). Там сосредоточены практически все дореволюционные здания Березников; но когда я был в городе, то про это место я и не слышал даже.
Запад промзоны, так прекрасно видный через Каму из древнего Усолья - это "Азот".

31.


Рудники "Уралкалия" расположены в разных местах - на некотором удалении от Березников к востоку (4 рудник) и к юго-востоку (2 рудник); рудник в западной промзоне (1 рудник) был закрыт следствие затопления в 2006 г. (после которого провалы появились практически в центре города).
Между центром города и западным сегментом промзоны - станция Березники с удивительно современным зданиям вокзала, к которому ведёт единственная в старом городе диагональная улица (улица Деменева).

32.


Но у станции Березники печальная история - она вместе с участком железнодорожной линии Пермь - Соликамск оказалась главной жертвой березниковских провалов.
Первый провал на территории Верхнекамского месторождения калиевых и магниевых солей произошёл в 1986 г. на 3 руднике; в принципе, разработка сильвинитовых пластов (сильвинит - сырьё для получения калия) в этих местах всегда была трудной из-за низкой устойчивости пород, самой сложной была ситуация именно на 3-м руднике. Рудник был затоплен; однако, он был расположен дальше всех, километрах в 10 южнее города, и поэтому этот провал непосредственной угрозы самим Березникам не представлял. Однако, в дальнейшем вследствие просадок грунта в Березниках и Соликамске начались техногенные землетрясения силой силой до 4 баллов. Подземные выработки рудников проходят в том числе и под жилыми домами, и после аварии 1986 г. началась закладка ходов 1-го рудника под городскими кварталами.
Однако, это не очень помогло - когда в 2006 г. началось затопление 1-го рудника, находившегося совсем рядом с железнодорожной станцией, постепенно стали аварийными многие жилые дома ближайших кварталов. Над 1-м рудником образовалось несколько провалов, заполнившихся водой, один - прямо на железнодорожных путях. После строительства нескольких (один за другим) обходных путей, которые тоже попадали в зону действия всё новых провалов, к 2009 г. был наконец построен 47-километровый обход от станции Яйва, аккуратно обходящий всю территорию месторождений (это была самая крупная стройка РЖД на тот момент). Поезда с Екатеринбурга (но не с Перми) на Соликамск были восстановлены, но на станцию Березники они уже не заходили, не вернулись туда и пригородные электропоезда; после безуспешных попыток засыпать провалы в марте 2014 г. станция Березники была окончательно закрыта. Промышленные гиганты города не могут жить без железнодорожного транспорта, и грузовое движение здесь существует; составы подаются с севера, со стороны станции Заячья Горка.
Мы вполне предсказуемо не смогли подобраться к привокзальному провалу, окружённому забором, вплотную, но через забор просматривается озеро округлой формы.
Тем временем, образование провалов продолжается - в Березниках их уже до 10 штук, под угрозой южная часть старого города (район площади Решетова).

33.


По горькой иронии в результате проседания почвы был закрыт храм Иоанна Предтечи XVIII века, старейшее здание Березников. Всё больше домов становятся аварийными из-за просадок грунта; для решения проблемы по их расселению в городе даже объявлялось чрезвычайное положение.
В принципе, насколько я понимаю, в потенциально опасную зону входит практическая вся жилая территория города.
В общем, техногенная катастрофа в действии.

Несмотря на всю мощь своей индустрии и ухоженность улиц, Березники занимают одно из первых мест по убыли населения в Пермском крае, который сам по себе выделяется темпами депопуляции среди ведущих индустриальных регионов России. За постсоветское время население быстрее уменьшалось только в крошечном Чёрмозе и в умирающих городах Кизеловского угольного бассейна (Сам Кизел, Губаха и Александровск).
С 1991 г. население города уменьшилось на четверть; сейчас оно составляет менее 150 тысяч человек.

34.


Такое уменьшение можно объяснить как и проблемами моногородов (хотя почти все крупнейшие предприятия Березников работают), так - косвенно - и продолжающимися провалами грунта.
Получилось, что сейчас Березники по населению лишь в полтора раза больше, чем во второй половине 1950-х годов; отчасти этим можно объяснить компактность города.

Осталось рассказать про городской общественный транспорт. Как всегда, я всецело зациклен на электротранспорте, и поэтому сколько-нибудь полно проанализировать смогу только березниковскую троллейбусную систему, хотя троллейбус сейчас явно занимает не вполне ведущее место в городских пассажирских перевозках.

35.


Березники обзавелись троллейбусом очень рано для районного центра - в 1961 г.; тогда население города лишь немного превышало 100 тысяч человек. Тогда главной функцией троллейбуса было обеспечение транспортных перевозок между промзоной и центром (жилой частью) города.
А пару лет назад была прекращено движение троллейбусов по протяжённой северной линии до "Ависмы", теперь троллейбусный транспорт функционирует только в пределах небольшой жилой части города, осталось только три маршрута.

36.


Если учесть малую значимость железнодорожного вокзала в жизни города сейчас, то можно сказать, что основной маршрут троллейбуса (кольцевой №5) обеспечивает перевозки между старыми и новыми жилыми кварталами. В итоге сейчас березниковская троллейбусная сеть - одна из самых небольших в стране, протяжённость действующих линий - всего 15 км по оси улиц. В общем, не очень везёт троллейбусному транспорту в Пермском крае.

37.


В то же время резко сократившейся сети хватает существующих 44 троллейбусов, из которых почти половина относительно новые (в основном производства Башкирского троллейбусного завода и энгельсовского "ТролЗа").
Необычно, что автобусные и троллейбусные маршруты в Березниках по-западному имеют единую сквозную нумерацию; про автобус могу сказать только, что его здесь около 50 маршрутов. В основном это всё же автобусы, а не маршрутки; подобные пермским бэушные немецкие автобусы, неизменные в русской провинции ПАЗики, подмосковные ЛиАЗ - в общем, всего понемножку.

38.


Вот и всё, что я могу сказать про Березники. А нас ждал извилистый путь через промзону, а потом через новый (1980-е годы) камский мост в тихий городок Усолье - он прямо через реку от березниковской промзоны, и полный антипод Березников.

39.


троллейбус, Пермский край, моногород, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Березники

Previous post Next post
Up