Нельзя сказать, что я по-настоящему был в Добрянке.
Просто так вышло, что добрые люди, с которыми мы ездили из Перми на север края, в Соликамск, Березники и Усолье, заезжали в Добрянку на пути туда и на пути обратно; собственно, так я и попал в Добрянку на полчаса по пути туда и на полчаса - по пути обратно.
2.
Север левобережья Перми (северо-восточная часть Орджоникидзевского района - Лёвшино, КамГЭС, Голованово) с трёх сторон ограничен Камским водохранилищем - самой разлившейся Камой и затопленным устьем реки Чусовая (которое в этом месте даже шире затопленной Камы, куда впадает Чусовая).
Через Чусовую примерно с 1957 г. существует ведущий на север железнодорожный мост, обслуживающий линию Няр - Лёвшино (кратчайшим путём соединяющую Пермь со вторым по величине городом региона - Березниками).
У старого железнодорожного моста через Чусовую меня впечатлил сплавной лес.
3.
Тоже пермская экзотика - сейчас очень мало где в России лес всё ещё транспортируют "вживую" по рекам.
А автомобильный мост через Чусовую был построен только в 1996 году: до этого не было возможности доехать из Перми напрямую на север и северо-восток региона (Березники, Соликамск, Чусовой).
4.
После постройки моста была сооружена прямая трасса Пермь - Березники; так как строили её совсем недавно, то она обходит стороной почти все населённые пункты. Добрянка не исключение - чтобы добраться туда с трассы, надо в любом случае преодолеть несколько километров извилистой лесной дороги.
В отличие от десятков других заводских уральских городов, история Добрянки началась не с завода. Деревня появилась тут в XVII веке, металлургический завод - только в середине XVIII века. Изначально местный завод, как и Мотовилихинский, и Егошихинский, был медеплавильным, но, как и в двух других случаях, медная руда довольно быстро исчерпалась; впрочем, Добрянскому заводу удалось постепенно перейти на железную руду.
Завод довольно благополучно проработал два столетия, в войну он освоил выпуск оборонной продукции; в 1943 г. одновременно со многими другими заводскими посёлками Урала Добрянка наконец получила статус города.
А в середине 1950-х произошло уникальное для советского времени событие: металлургический завод был остановлен, а затем демонтирован; это было связано со строительством в Перми Камской ГЭС и заполнением Камского водохранилища, которое затронуло значительную часть городской территории, включая заводскую промзону.
Взамен металлургического был построен ремонтно-механический завод, который не вполне смог возместить ущерб от закрытия металлургического завода для городской экономики; возобновление роста Добрянки было связано со строительством Пермской ГРЭС, которое началось в конце 1970-х гг. В этом смысле Добрянке повезло больше, чем расположенному на противоположном берегу Чёрмозу, который так и не смог оправиться после закрытия и затопления старого металлургического завода. После ввода в эксплуатацию третьего энергоблока в 1990 г. электростанция стала крупнейшей в регионе и второй на Урале по общей мощности; 330-метровая дымовая труба - вторая по высоте в России.
Как и во всех остальных городах Пермского края, население Добрянки неуклонно уменьшалось в последние десятилетия. Впрочем, с 1991 г. оно снизилось всего на 5.7%, что в три раза меньше чем общекраевой показатель; меньше депопуляция за это время была только в самой Перми и в Чайковском. Относительно благоприятная демографическая обстановка связана с тем, что электроэнергия, продукция градообразующего предприятия (ГРЭС) оставалась востребованной в постсоветские России, чего не скажешь о продукции градообразующих предприятий большей части других городов Пермского края. Сейчас в Добрянке живёт около 33 тыс. чел., это 9 по населению город региона.
5.
Старая часть города была по большей части затоплена в 1950-е годы; выше уровня воды осталась лишь её часть. Исторически Добрянка стояла по берегам одноимённой реки, недалеко от её впадения в Каму; сейчас город разделён на три неравные части довольно широкой затопленной долиной реки Добрянки. Единственный плюс - теперь много воды, которую видно почти отовсюду.
6.
Несмотря на то, что Добрянка давно уже не является типичным уральским городом-заводом, облик её типичен для Северного Урала - поросшие лесом холмы, сочетание некрашеных домов потемневшего дерева и пятиэтажек. Только вместо обычного заводского пруда - Добрянский залив Камского водохранилища, и нет старого закопчённого завода.
И бэушные немецкие автобусы очаровательных закруглённых форм в качестве городского общественного транспорта:
7.
Для полузатопленного города Добрянка сохранила немалое число достопримечательностей, большая их часть сосредоточена на правом берегу Добрянского залива на некотором удалении от Камы ( основном по улицам Ленина и Советская). Другое дело, что эту часть города я видел или издалека, или из окна автомобиля.
Часовня Александра Невского, не так давно восстановленная:
8.
Церковь Рождества Богородицы 1852 г. постройки на фоне остатков добрянского старого города:
9.
Поближе мне удалось рассмотреть деревянную Митрофаньевскую церковь 1863 г. постройки, которая находится на холмах в южной части города, на левом берегу Добрянского залива.
10.
В северо-западной части города, там, где Добрянский залив сливается с Камским водохранилищем, находится добрянский спальный район. Тут сосредоточена большая часть многоквартирных домов города и, судя по всему, больше половины его населения.
11.
12.
Это микрорайон, где изначально жили работники Пермской ГРЭС; здесь можно встретить новые дома, что не так уж обычно для Пермского края.
13.
Безымянная городская площадь на пересечении улиц Победы и Советской; Добрянка в поисках городской идентичности:
14.
Достойное место в ряду российских столиц вместе с пирожковой столицей Мулловкой (Ульяновская область), огуречной столицей подмосковными Луховицами, бриллиантовой столицей Смоленском, шоколадной столицей Покровом (Владимирская область).
За микрорайоном находится городской парк - немаленький кусок леса на берегу водохранилища. Он ограничен с северо-запада следующим заливом - затопленным устьем реки Тюсь.
А за Тюсью начинается уже Пермская ГРЭС, вытянутая на несколько километров вдоль Камского водохранилища.
Но там (впрочем, как и в парке) я не был, так что мне остаётся только продолжить рассказ про путь дальше на север Пермского края в следующей части.