Шлиссельбург

Jan 19, 2020 03:22











3.



Северо-западные пределы нашей страны ассоциируются с пушками, флотом, перспективами, дворцами и бескрайними площадями - в общем, с отечественной версией Нового Времени. Не так очевидно, что тут есть и более древние следы человеческой деятельности - в том числе и деятельности русского человека. Дело в том, что Нева, балтийские и ладожские берега, с первого тысячелетия нашей эры бывшие границей между варяжскими и славянскими землями, из периферии превратил в центр - пусть и центр на краю - один очень эксцентричный и долговязый деятель. Так возник Санкт-Петербург, заслуженно затмивший славу древних русских крепостей, выстроившихся в оборонительную линию от
Старой Ладоги через Приозерск до Копорья и Ивангорода, в средневековье защищавших северо-западную русскую границу. Граница эта была не то чтобы самой опасной или напряжённой - не сравнить со степными рубежами или линии соприкосновения с немецкими рыцарскими орденами и Речью Посполитой южнее Пскова. Пожалуй, она была самой стабильной: веками она оставалась более-менее стабильной, периодически сдвигаясь то южнее, то севернее. Справедливости ради стоит напомнить, что были на этом рубеже и шведские укрепления - прежде всего крепость Ниеншанц у слияния Невы и Охты, прикрывавшая юго-восточные границы Шведского королевства в эпоху его максимального расширения XVII век.
Но здесь речь пойдёт о крепости Орешек, которая была основана новгородцами в 1320-е годы.

4.



Её построили в стратегическом месте - на острове Орешек у истока Невы из Ладожского озера.

5.



6.



Вокруг каменной крепости, защищавшей Водскую пятину Новгородской земли, довольно быстро вырос небольшой город, ставший центром Ореховского уезда.
В дальнейшем пограничная крепость неоднократно штурмовалась шведами, но вплоть до петровских времён была взята ими лишь дважды. Первый раз - ещё в XIV веке; впрочем, всего через год крепость отбили.
В XV веке, после подчинения Новгорода, Орешек стал стражем границы уже Московского, а потом и Русского государства; неудачная осада крепости в 1582 г. было одной из немногих наших удач на завершающем этапе Ливонской войны, и стала одной из причин, благодаря которым конец этого многолетнего и тяжёлого конфликта оказался для нас не так трагичен, как он мог бы быть. А в 1612 году, на исходе Смуты, шведы опять взяли Орешек после годовой осады - немного похоже на ситуацию в Смоленске; на этот раз крепость перестала быть русской почти на столетие.
Россия снова пришла на берега Невы в самом начале XVIII века; основание Санкт-Петербурга и победа в Северной войне позволила нашей стране основательно закрепиться на этих берегах. Но обеспечение контроля над дельтой Невы и основание Петербурга были бы невозможны без взятия Орешка, который под Швецией стал Нотебургом.
Захватив город, Пётр переименовал его в Шлиссельбург ("Ключ-город") - крепость у истока Невы стала ключом ко всей Неве, а через неё и ко всем новоприсоединённым северо-западным землям.

7.



В петровское же время город впервые вышел за пределы собственно острова Орешек: гражданскими зданиями стал застраиваться южный берег Невы.

8.



Новоявленный Шлиссельбург, помимо традиционной военной, обрёл и торговую функцию.

9.



Через южные кварталы города к Неве примыкает построенный 1719-1731 гг. Ладожский (позднее Староладожский канал), позволивший десяткам и сотням судов, следующим в Северную столицу по водным путям из глубин России, миновать опасные штормовые воды Ладожского озера.

10.



11.



А потом Шлиссельбург очень быстро оказался за сотни километров от ближайшей границы, военная угроза стала ничтожной. И, как это часто бывало с грозными крепостями в такой ситуации, на смену казармам пришла тюрьма - вспомните, что то же самое случилось с петербургской Петропавловской крепостью.

12.



Через эту тюрьму прошло множество знаменитых узников - от свергнутого российского императора Иоанна VI до декабриста Кюхельбекера и народоволки Веры Фигнер; здесь же был казнён брат Ленина Александр Ульянов.
Даже здесь имперское прошлое на каждом шагу:

13.



Большевики активно использовали старые царские тюрьмы, и создавали новые места заключения в таком количестве, какое и не снилось имперскому правительству. Но такие тюрьмы-символы, как Трубецкой бастион Петропавловской крепости или Шлиссельбургская крепость, превращали в музеи, которые должны были знакомить советских людей с ужасами прошлого режима.
Орешек оставался важным туристическим объектом до Великой Отечественной войны.
В 1941-1943 гг. Шлиссельбург был восточным краем ленинградской блокады: гарнизон 500 дней не пускал немцев на правый берег Невы, защищая южный фланг Дороги Жизни. В результате крепость была в большой степени разрушена, но устояла.

14.



После этого крепость вроде как опять была музеефицирована, но по сути тут и сейчас не очень много изменилось.

Хотя вот внешние крепостные стены в основном восстановили.

15.



А южная, "континентальная" часть города, которая была захвачена немцами во время Великой Отечественной, выглядит несколько лучше, хотя и уступает соседним петербургским пригородам - даже таким, как Кировск. Граница столицы и провинции в агломерации Санкт-Петербурга проходит заметно резче, чем в той же Москве.

16.



Но тут неплохо сохранились несколько кварталов исторического центра XVIII-XIX веков, кое-где напоминающие захолустные уголки петербургского центра вроде Коломны или Гутуевского острова.

17.



С некоторой примесью деревни:

18.



Нашлось тут место и для Кирова - главного пролетарского вождя Северо-Запада:

19.



Благовещенский собор XVIII века на центральной Красной площади:

20.



Сейчас шпиль, кажется, уже восстановлен.
В сквере на площади - бюст графа Владиславич-Рагузинского, русского негоцианта и дипломата, занимавшегося прежде всего русско-китайскими отношениями и умершего недалеко от Шлиссельбурга.

21.



22.



Сходство с приморской частью центра Санкт-Петербурга усиливает градообразующее промышленное предприятие Шлиссельбурга - Невский судостроительно-судоремонтный завод, строящий и ремонтирующий суда не только для речных и озёрных, но и для морских транспортных путей.

23.



24.



Всё в Ключ-Городе напоминает о его тяжёлой и неблагодарной роли крепости - сквер в центре города местами похож на переведённую на муниципальный баланс бывшую военную часть:

25.



Но особенного внимания туристов шлиссельбургский старый город не привлекает: практически все они следуют в крепость, почти не задерживаясь.
Исток Невы, посреди которого находится остров Орешек, не сильно уступает по ширине Неве где-нибудь около Финляндского вокзала и, кажется, превосходит любой из крупных рукавов невского устья.
Как я уже сетовал в предыдущем посте про соседний Кировск, река Нева выше Санкт-Петербурга - это препятствие, достойное крупных сибирских рек: в Ленинградской области через эту реку переброшен лишь 1 автодорожный мост, и 1 железнодорожный. Единственный автомобильный мост находится в створе автодороги "Кола" в нескольких километрах ниже города по течению реки, железнодорожный - ещё дальше. При этом если ближе к Санкт-Петербургу мост не так критически важен - и все коммуникации и крупнейшие населённые пункты находятся на одном берегу (на южном, левом), и мосты Северной столицы не так далеко, то в окрестностях Кировска и Шлиссельбурга ситуация уже другая: автодорога и основные центры притяжения на левом берегу Невы, железная дорога - на правом, связка на пару десятков километров - только одна (вышеупомянутый автодорожный мост трассы "Кола"). Город Шлиссельбург с основными учреждениями и центрами притяжения и находящийся напротив него через Неву посёлок имени Морозова с железнодорожной станцией Петрокрепость, сопоставимые по размеру населённые пункты, могли бы составлять единое городское образование, но река образует здесь практически непреодолимую преграду, нет даже официальной паромной переправы.

26.



27.



Ну а остров Орешек с Шлиссельбургской крепостью расположен ровно посередине между посёлком и городом, и туда, как и 200 лет назад - только по воде.

28.



Хотя это способствует сохранению атмосферы места - ну и позволяет поднимать хорошие деньги на переправе туристов.
Река Нева уже не является главной транспортной связью Северо-Запада с остальной частью страны, как это было в петровские времена, но мимо стен крепости и сейчас проходит немалый по нынешним временам траффик.

29.



Во время последней войны все строения в Орешке были разрушены или повреждены; крепостные стены и связанные с народовольцами тюремные корпуса с тех пор в основном восстановили, а вот Предтеченский собор и самые крупные тюремные здания так и остались лежать в руинах.

30.



И это создаёт неповторимую атмосферу.

31.



Мрачное тюремное прошлое незаметно становится не менее мрачным блокадным прошлым, а руины только усиливают общее зловещее впечатление.

32.



Руины законсервированы, остовы зданий красного кирпича и серого камня маячат посреди зелёного газона и немного похожи на огромный надгробный памятник.
На внутреннем дворе крепости - стенды и артиллерийские орудия:

33.



Хотя попадаются и практически цивильные места:

34.



35.



Внутри бывшего Предтеченского собора XVIII века, закрытого и разграбленного ещё в 1930-е, стоит памятник защитникам крепости времён Великой Отечественной:

36.



На остове собора - чаячий дом:

37.



Самое большое здание - руинированный 4-й тюремный корпус.

38.



Он окружён забором, но в 2013 году этот забор преодолевался довольно легко.

39.



40.



41.



42.



Немногочисленные уцелевшие здания:

43.



А за крепостными стенами - везде вода, будь то рукава Невы:

44.



Или огромное как море Ладожское озеро:

45.



46.



Мы добрались до Шлиссельбурга уже после 7 часов вечера, и могли попасть в крепость только нелегально. Что мы и сделали: 200 или 300 рублей лодочнику за переправу сначала с городского, левого берега на Ореховый остров.
В крепости был длинный июльский закат, и никого из людей.
Это придавало месту ещё большую атмосферность.

А потом, после осмотра крепости - с Орехового острова на правый берег, в посёлок имени Морозова.

47.



От поселковой пристани - метров 500 до станции Петрокрепость.

48.



Тут, как и почти везде на Ириновском направлении - отсылка к Дороге Жизни и снабжению Ленинграда в блокаду.

49.



Именно на станции Петрокрепость к постоянной железнодорожной линии до Финляндского вокзала примыкала временная Дорога Победы, проложенная через Неву до станции Поляны на Волховском направлении и позволившая наладить связь с Ленинградом после частичного снятия блокады в начале 1943 года и до полного снятия блокады в начале 1944 года.

50.



С этой станции электрички по красиво изогнутой линии - из посёлка Невская Дубровка на северо-восток, вдоль Невы - потом на север - северо-запад во Всеволожск - потом на запад - юго-запад в Петербург - уходят на Финляндский вокзал.

51.



Это было в далёком 2013 году; но в 2019 году не то чтобы многое изменилось. Большая часть крепостных зданий по-прежнему в руинах.

Но на этот раз мы оказались здесь в урочное время.

52.



И выяснилось, что в двух уцелевших зданиях открыты неплохие экспозиции, посвящённые в первую очередь тюремной истории крепости.

53.



Не помню, было ли так за 6 лет до этого.

54.



Более славная, военная история отражена на стендах, расставленных на улице внутри крепостных стен и около причала; их раньше точно не было, по крайней мере в таком количестве. Но что больше всего изменилось - это туризм, которого стало здесь гораздо больше.

55.



И не залезешь больше романтично в полуразрушенное здание тюрьмы, которое плотно затянули сеткой; перекрыт доступ и во все остальные неотреставрированные объекты крепости - то есть в большую часть объектов.
В 2019 году я вообще не увидел маленьких моторок с частниками, зато к вашим услугам катера с закрытым салоном, с любого берега до острова или между берегами через остров за примерно вдвое большую цену, чем с нас взяли за перевоз на моторке с города до крепости и с крепости на другой берег в 2013 году.

56.



Ну и такие бонусы, как магниты с вашими фото, хитроумно сделанными во время посадки на судно, тоже в наличии. Туристов было действительно, что в целом радует - хотя в атмосфере крепость Орешек, конечно, потеряла.
Приехав на этот раз не автостопом со стороны автодороги "Кола", а на электричке из Невской Дубровки, уезжали мы, как и в прошлый раз, на электричке от станции Петрокрепость в сторону Финляндского вокзала. Электрички, к слову, совсем не изменились, всё та же старая добрая пластмассовая продукция Торжокского завода, это вам не Москва с её "Ласточками" и "Иволгами" в самых неожиданных местах.

Такая стабильность, конечно, греет душу и вселяет веру. Во что? А вот это уже другой, более сложный вопрос.

57.

август, Северо-Запад, 2019, Ленинградская область, лучшие города России, Шлиссельбург, 2013

Previous post Next post
Up