Советским планировщикам и градостроителям, так преуспевшим в создании типовых, но самых просторных и зелёных в мире многоэтажных городов, не очень удавалась топонимика. Конечно, с американцами с их Главной и 25-й улицей в каждом мало-мальски крупном населённом пункте не сравнить, но наши многочисленные Советски, Красноармейски, Краснознаменски, Дзержински, Ленински и Кировски тоже хороши. Хотя, наверное, строительством городов и их наименованием просто занимались разные люди?
В общем, я назвал город Кировск Ленинградской области "Кировском-на-Неве" не только и не столько потому, что так лучше звучит, сколько для того, чтобы отличить его от хибинского
Кировска.
На самом деле, Кировск из-под Питера - он, конечно, просто Кировск.
Кировск можно отнести к "дальнему поясу" Санкт-Петербургской агломерации. Хотя он расположен всего в 25 километрах восточнее Северной Столицы, Питер - не Москва и урбанизированная территория заканчивается здесь значительно раньше.
В полном соответствии со спецификой Питерского региона, между Кировском и Санкт-Петербургом лежит в основном малоосвоенная, лесная и болотистая территория, лишь за пару километров до КАДа сей на смену приходит город Кудрово, незаметно перетекающий в микрорайоны юго-восточных спальных окраин Петербурга (Весёлый Посёлок). Пространство между Петербургом и Кировском практически по прямой прорезает федеральная автодорога М-18 "Кола", на этом участке принимающая редкий для нашей страны облик настоящей автомагистрали: отбойник, четыре полосы, транспортные развязки.
4.
Но эта автодорога была построена лишь к 1983 году - и это, кстати была первая загородная автомагистраль в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А до этого почти триста лет единственной дорогой в этих крах был Шлиссельбургский тракт, соединяющий по левому берегу Невы Северную Столицу и Шлиссельбург, аванпост Петербурга на Ладоге с его средневековой крепостью. И сплошная полоса расселения идёт от Питера вдоль Невы и Шлиссельбургского тракта по дуге; где-то на полпути находится город
Отрадное, о котором я уже как-то писал. Железная же дорога вообще подходит к Кировску с юга, со стороны узловой станции Мга, и добираться на электричке в Петербург из Кировска совсем невыгодно, больше полутора часов на это уходит. Кировск - это один из первенцев первой пятилетки, которых много не только на Урале и в Сибири, но и в окрестностях столиц. На самом деле, первенец - это не сам Кировск, первенец - это градообразующее предприятие, Дубровская ГРЭС ("Государственная Районная Электростанция"), при которой и возник в начале 1930-х гг. посёлок Невдубстрой. Такое поэтическое название и поныне носит городская железнодорожная станция; железнодорожная линия так криво и не напрямую заходит в город именно потому, что строили её прежде всего для обеспечения подвоза грузов к строительству, за все прошедшие десятилетия железнодорожную станцию так и не передвинули поближе к городу, она находится за промзоной, в паре километров южнее центра Кировска, что для малого города не так уж и мало.
Почему мне особенно досадно за штампованные советские названия - практически всегда можно было придумать что-нибудь поинтереснее. Вот здесь, в Кировске-на-Неве - ну разве "НевДубСтрой" не лучше звучит? Ну и даже Невская Дубровка получше - хотя уже есть посёлок Дубровка на противоположном берегу Невы. То же могу сказать про Хибиногорск вместо Кировска-Мурманского, Тильзит вместо Советска-на-Немане, и даже "Кукарка" - это лучше, чем Советск, который на Вятке.
Но не будем о грустном. Дубровская ГРЭС была готова уже в 1933 году, и сразу приступила к снабжению Ленинграда электричеством, выработанным из местного торфа.
5.
Тогда вообще был бум торфяной промышленности, и торф применялся прежде всего как топливо, в том числе и в больших масштабах; многочисленные торфяные электростанции возникали вокруг крупных городов лесной зоны уже в 1920-х годах. Посёлок Невдубстрой до войны довольно быстро рос, к 1941 году здесь проживало до 10 тыс. человек.
Но война всё перечеркнула. Вообще, восточные окрестности Петербурга - от Шлиссельбурга до станции Мга - находились под самым сильным ударом с обеих сторон: именно здесь происходила большая часть попыток прорыва блокады, и именно здесь в итоге она была прорвана. Невдубстрою и прилегающим населённым пунктам пришлось чуть ли не хуже всех: здесь был расположен так называемый "Невский пятачок"; советские войска Ленинградского фронта, наступая через реку и захватив плацдарм на левом (восточном) берегу Невы, пытались пробиться на восток, где лишь с десяток километров было до советского Волховского фронта.
6.
Им это не удалось, погибли десятки тысяч человек; не более успешными были и Синявинские операции, когда советская армия пыталась прорвать блокаду извне, с востока.
Потом, в 1943 году, была операция "Искра", когда блокада была частично прорвана, был создан коридор на лево берегу Невы, в 1944 году в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята окончательно.
Все эти военные удары полностью или частично шли через район Невдубстроя, и от города почти ничего не осталось; плотность убитых на квадратный метр здесь одна из максимальных в мировой истории.
Многие населённые пункты в окрестностях Невдубстроя и Невской Дубровки так и не были восстановлены, но сам посёлок Невдубстрой и электростанция были отстроены заново. В 1953 Невдубстрой стал городом Кировск, а концу 1950-х гг. этот населённый пункт даже превысил свой довоенный размер.
Дальнейшая судьба Кировска сложилась относительно благополучно: даже после 1991 года города при крупных предприятиях электроэнергетики, в отличие от городов при предприятиях большей части других отраслей, жили сравнительно неплохо.
7.
Да и близость к Санкт-Петербургу, позволяющая местным регулярно ездить на работу туда, влияла на ситуацию.
8.
В итоге сейчас Кировск даже на 10% больше, чем он был в конце советской эпохи; Дубровская ГРЭС стала ТЭЦ и переведена с твёрдого топлива на природный газ.
Местное жилищное строительство - это, конечно, не печально известное Мурино или Кудрово, и даже не Колпино, но всё тоже очень даже ничего:
9.
Как и многие другие города, построенных или отстроенных в первое послевоенное десятилетие, Кировск славен прежде всего своим неоклассицизмом.
10.
Он тут не очень масштабен, не очень многочислен, скромен (представлен по большей части двухэтажными домами, которые были построены силами немецких военнопленных) - но тем не менее.
11.
Большая часть этой уже исторической архитектуры сосредоточена в районе, который носит неформальное название "Старый Кировск" - это кварталы, образованные улицами, которые расходятся от центральной Театральной площади. Удивительно, что, помимо послевоенных зданий, здесь можно найти сохранившиеся довоенные дома в стиле конструктивизма.
А Театральную площадь украшает, вопреки названию, вовсе не театр, а городской Дом культуры - поздняя и скромно оформленная, но добротная сталинка.
12.
Ну и чувак в кепке - и это вовсе не картавый вождь мирового пролетариата, а даже более низкорослый второстепенный вождь ленинградского пролетариата.
13.
Кирову, который был руководителем Ленинграда в 1926-1934 годах, хватило этих 8 лет, чтобы потеснить Ленина с главных площадей не только в самом Ленинграде/Санкт-Петербурге и в Ленинградской области, но и на внешних просторах Северо-Запада до самого Кировска-Хибиногорска и Мурманска.
14.
Справедливости ради надо отметить, что главный вождь в Кировске тоже есть.
15.
В нескольких сотней метров севернее Театральной площади находится вторая городская площадь, не имеющая официального названия. Если Театральная площадь - это своего рода культурный центр города и ядро кировского центра, то площадь с Лениным - это политико-административный центр (тут находится местная администрация), а заодно и транспортный узел (автовокзал).
16.
Как уже упоминалось выше, кировская железнодорожная станция Невдубстрой расположена довольно неудачно с точки зрения пассажирского обслуживания города. Ну и конфигурация железнодорожной сети такова, что железная дорога идёт не на запад, на Петербург напрямую, а на станцию Мга, которая находится южнее, а уже оттуда можно добраться по рельсам до Северной столицы, причём аж двумя путями (на Ладожский вокзал и на Московский); таким образом, и путь на поезде в Кировск непрямой, и после поезда придётся ещё на автобусе ехать.
17.
Неудивительно, что основной внешний транспорт для Кировска - это автобус, автовокзал расположен в центре города, на той же площади Лениным у администрации города.
18.
Автобусы ходят в Питер по двум основным маршрутам - по кратчайшему (через автомагистраль "Кола", до станции метро "Улица Дыбенко"), и вдоль Невы, по старому Шлиссельбургскому тракту (до станции метро "Рыбацкое").
19.
Кировск вытянут вдоль левого берега Невы, главная магистраль - внутригородской отрезок старого Шлиссельбургского тракта, который в южной и центральной части города называется улицей Набережной, а севернее превращается в Магистральную улицу.
Застройка города - это примерно на три четверти, и на одну четверть частный сектор. Такая внешняя урбанизированность, характерная скорее для настоящего
Севера, чем для Северо-Запада, вполне типична для санкт-петербургских пригородов, и отличает их не только, например, от пригородов Ростова-на-Дону, но и от пригородов московских.
20.
Впрочем, даже на главной улице, рядом с рекой сохранилась пара кварталов малоэтажных жилых домов.
Нева здесь совсем не такая, как в Петербурге - она уже (хотя всё равно широка), и быстрее.
21.
И какая-то неприступная: обрыв в десяток метров, нормальной набережной нет (ещё одно отличие от северной столицы).
22.
Зато такой перепад высот позволяет игнорировать какие-то невнятные строения, по российскому обыкновению возникшие у самой воды.
23.
Речная жизнь тут немного напоминает Волгу-матушку:
24.
Наверху, вдоль улицы Набережная, разбит вытянутый парк, из которого можно любоваться рекой и заречным лесом.
25.
Ширина Невы в Кировске 300-400 метров (против 500 в Питере).
26.
Но, тем не менее, плотность мостов на этой реке выше города - почти как у какого-нибудь сибирского Енисея. Мостов через Неву между петербургской Кольцевой автодорогой и Ладожским озером всего 2: 1 железнодорожный и 1 автомобильный. Противоположный, правый берег реки застроен не так плотно, как левый берег, но и там как минимум на половине расстояния от Питера на Ладогой тянутся какие-нибудь населённые пункты, но прямой связи через реку нет. Впрочем, Кировску ещё относительно повезло, единственный в Ленинградской области автодорожный мост через Неву находится на северной окраине города - это та самая федеральная автодорога "Кола", уже упомянутая выше.
27.
Через пару лет после завершения строительства моста, к 40-летию Победы прямо в основании этого транспортного сооружения, на том же левом берегу реки был открыт музей "Прорыв блокады Ленинграда".
Музей неплох, главный экспонат - диорама - ещё лучше.
28.
29.
Она даёт представление о той самой операции "Искра", которая позволила частично снять блокаду Ленинграда; зритель находится на правом берегу Невы и может видеть всё сражение от края до края - от Шлиссельбурга до Кировской ГРЭС.
Пожалуй, его даже можно назвать главной достопримечательностью Кировска - хотя музей находится на северной границе города, и большинство его посетителей едут сюда вовсе не через этот небольшой город, а напрямую по трассе из Петербурга.