Давным-давно возникла
Старая Ладога, она была торговым городом, административным центром, стражем северо-западных русских рубежей. Прошли столетия, пришёл Пётр I, отодвинул границу, военная угроза надолго исчезла - но исчезли и факторы развития города: глобальная торговля, война и управление ушли в Петербург, локальная торговля и управление - в выстроенную ближе к устью Волхова
Новую Ладогу. Прошли ещё годы, десятилетия - и жизнь стала уходить из водных путей, появились железные дороги, мощный грузопоток, идущий из Северной Столицы в расположенную южнее и восточнее Россию всё больше и больше шёл по железным дорогам. Так жизнь стала уходить и из Новой Ладоги, и вслед за Ладогой Старой стала она превращаться в недалёкую от столицы провинцию, последний звёздный час которой был во время блокады Ленинграда, когда железнодорожные магистрали оказались перерезаны и транспорт ненадолго вновь пошёл по более традиционным путям.
3.
Но через земли вдоль реки Волхов по-прежнему проходят транспортные пути государственной важности, и по-прежнему они соединяют Северо-Запад с Юго-Востоком - только теперь они уже не водные, а железнодорожные.
Уже в 1904 г. новая железная дорога, связавшая Петербург с Вологдой, Уралом, Сибирью, пересекла реку Волхов в паре десятков километров южнее Старой Ладоги; тогда же недалеко от моста была построена станция Званка.
В 1910-е, уже во время Первой Мировой, здесь железную дорогу на Вологду пересекла новая железнодорожная линия, соединившая новый порт Романов-на-Мурмане - современный
Мурманск - с остальным миром.
Станция Званка стала узловой.
4.
В 1920-е годы на реке Волхов недалеко от станции была сооружена Волховская гидроэлектростанция - одна из первых в стране, в 1929 г. при ней был пущен первый в стране алюминиевый завод.
5.
В 1934 г. станция Званка в соответствии с веяниями времени была переименована в Волховстрой I.
6.
Рядом с ГЭС возник посёлок, который одновременно со станцией стал городом Волховстрой, в 1940 году сменив название на более удобоваримое "Волхов" (а вот
Сясьстрою так не повезло). Город быстро рос, и очень быстро центр жизни на волховских берегах сместился сюда; по своему транспортному значению Волхов был и остаётся главным узлом восточной периферии Ленинградской области.
После пуска злополучных "Сапсанов" значение линии Петербург - Вологда а, значит, и станции Волховстрой I ещё более возросло: именно сюда перевели большую часть грузового траффика с железной дороги Москва - Петербург. На отдельных участках эта железная дорога является первой в стране по объёму грузовых перевозок.
Как и многие новые города, обслуживающие крупные транспортные узлы, Волхов разделён на несколько слабо связанных друг с другом частей - слабо связанных как структурно, так и в социально-экономическом плане. К тому времени вдоль Волхова уже не одно столетие существовала сплошная полоса расселения - деревни идут одна за другой на протяжении десятков километров. Званка, в честь которой была названа будущая станция Волховстрой I - одна из этих деревень.
И когда около моста через Волхов и гидроэлектростанции стал строиться город, они наложились на старую сеть населённых пунктов: старые деревни, оказавшиеся внутри города, так и стоят вдоль реки, а за ними выросли промышленные предприятия современные кварталы, в большой степени застроенные многоквартирными домами.
7.
По официальной версии, город состоит из двух частей - "Волхов-1" и "Волхов-2". На мой взгляд, районов как минимум 5. Правобережный Волхов-2, выросший вокруг алюминиевого завода и заречной части железнодорожного узла, на самом деле состоит из 3 районов: основного южнее (собственно Волхов-2), рядом с алюминиевым заводом и станцией Волховстрой II, и северного поменьше (Мурманские Ворота). Он возник рядом с одноимённой железнодорожной станцией, название которой - говорящее: как никак, это первый остановочный пункт на долгом пути от Волхова в сторону
Мурманска.
Ещё есть полоса старых деревень вдоль реки Волхов, которая прерывается на многоэтажные микрорайоны Волхова-2.
Левобережный Волхов-1 на самом деле тоже состоит из 2 районов: основная части города в середине (центр/привокзальный район и район с поэтическим названием "Обитай") рядом с главной железнодорожной станцией Волховстрой I, и левобережной полосы старых деревень. Самые крупные из них - это Борисова Горка и Новооктябрьское, расположенные южнее железнодорожного моста, напротив Волхова-2.
Я посетил только левобережную часть города, и поэтому уверенно могу рассказывать только о последних двух районах.
Центр Волхова представляет собой обычный для Ленинградской области городской пейзаж.
8.
Узкие зелёные улицы, неплохо благоустроенные по меркам российского малого города - повсеместны асфальтированные тротуары, а кое-где есть даже бордюр, то есть поребрик.
Разномастная послевоенная застройка, состоящая из двух-, трёх- и пятиэтажек разной степени добротности.
9.
Конечно, здания 1950-х годов из них самые приятные.
10.
Кое-где, как гости с севера, стоят бараки, но немного.
11.
И они, обшитые досками, иногда имеют прямо-таки утончённый вид:
12.
Скромные воинские мемориалы:
13.
Главная улица города носит гордое имя "проспект Державина"; хотя у поэта и было имение в Званке, но это была другая Званка, в Новгородской области.
14.
Проспект неширок и отличается от рядовых улиц центра только количеством автомобилей.
Как это часто бывает, композиционный центр "железнодорожного" города - не центральная площадь, не дом культуры, и даже не памятник Ленину, а здание вокзала, которое было построено к 1953 г.
15.
Оно прекрасное и неоклассицистическое.
Всё-таки архитектура - это лучшее, что осталось нам от того мрачного и подлого времени.
16.
И привокзальная площадь, официально не имеющая названия - кстати, в Волхове нет ни одной площади с утверждённым названием - самая оживлённая в 45-тысячном городе.
17.
Несомненно, она главная в городе - хотя она смотрится как-то немного пустовато.
Здесь расположен не только железнодорожный, но и автовокзал.
18.
Ну и главная конечная городских автобусных маршрутов.
19.
Водонапорная башня на площади, вероятно, сохранилась ещё со времён станции Званка (1905 г.), это одно из немногих дореволюционных зданий в городе.
К слову, по демографической динамике Волхов - один из самых неблагополучных городов Ленинградской области: с 1991 г. волховчан стало меньше более чем на 10%. Отчасти это может быть связано с тем, что крупнейший в прошлом работодатель города - Волховский алюминиевый завод - перестал функционировать. Впрочем, это произошло только к 2013 г., и вскоре на той же производственной базе заработал химический завод компании "ФосАгро" (производство удобрений); а население города особенно быстро уменьшалось в начале 2000-х годов.
Станция Волховстрой I - узловая не только потому, что здесь сходятся четыре железные дороги со всех сторон света. Ленинградская область так неудачно устроена, что проехать её из центра на восток на электричке в один присест довольно сложно.
20.
В 2013 году, когда я посещал берега Волхова, от Тихвина, крупнейшего города восточной периферии региона, до Питера только одна электричка шла напрямую - впрочем, не напрямую ещё только одна электричка.
21.
Но, так или иначе, есть ещё северное направление (на
Лодейное Поле -
Петрозаводск), южное - на Кириши - Чудово - Великий Новгород - и для большей части пригородных электропоездов, следующих со стороны Северной Столицы, Волховстрой I - конечная станция.
22.
К слову, добраться до сюда можно сразу с двух петербургских вокзалов - с Ладожского и Московского. К 2019 году ситуация с пригородным сообщением через Волховстрой I в целом стала лучше: всё осталось примерно также, но зато на восточную периферию Ленинградской области напрямую идут сразу две электрички.
23.
Главный городской парк Волхова, носящий неформальное название "Ильинка" (или даже ПкИО "Ильинка"), как и главная площадь, расположен в нестандартном месте - внутри транспортной развязки у автомобильного моста через Волхов.
Впрочем, развязка, где проспект Державина проходит над Октябрьской набережной, занимает целый квартал, и парк чувствует себя там вполне вольготно.
24.
Совсем рядом с автомобильным Ильинским мостом через реку перекинут мост пешеходный - конечно, его не строили как пешеходный, это просто старый автомобильный мост, до постройки нового моста в середине 1990-х гг. бывший единственным в Волхове.
25.
Как видно, в июле 2013 г. алюминиевый завод ещё вполне работал.
Борисова Горка - Новооктябрьское - единственная часть Волхова, которая может претендовать на исторический облик. Этот район вытянут вдоль левого берега реки, главная улица - это Октябрьская набережная, городской сегмент автодороги Великий Новгород - Кириши - Новая Ладога; и всё сколько-нибудь примечательное сосредоточено именно на этой улице.
Некоторым местным представителям частного сектора и вправду немало лет, они явно старше города Волхов.
Но самым выдающимся историческим сооружением Волхова можно назвать деревянный дом Графтио в стиле модерн, построенный в 1924 году специально для Генриха Графтио, который руководил строительством Волховской ГЭС.
26.
P1760468.JPG на ixbt.photo:
В доме, где с первого десятилетия советской власти сохранилась вся обстановка, сейчас краеведческий музей.
А Волховская ГЭС со своим конструктивистским машинным залом пересекает совсем рядом с домаомГрафтио:
27.
А между ними - храм Михаила Архангела 1820 г, постройки:
28.
Вот такой не самый обычный и непритязательный город с красивым названием.
А я наконец отправляюсь в сторону Петербурга - но пока ещё не в сам Петербург.