Древняя Русь, давшая начало России, Белоруссии и Украине - она была гораздо более западным государством, чем теперешняя Россия. Не столько в цивилизационном и культурном плане - хотя и здесь тоже, возможно - сколько в чисто географическом. Тогдашние восточнославянские земли, составившие это довольно рыхлое государственное образование, протянулись широкой полосой от Ладожского озера на севере до реки Рось и днепровских порогов на юге, между Шексной, Верхней Волгой и Окой на востоке и верховьями Немана и Южного Буга на западе. Лишь через одно-два столетия, к XII веку колонизация и освоение новых земель привели к появлению славянских центров и сплошной полосы расселения в тех местах, которые сейчас принято считать ядром Русского государства (Золотое Кольцо), а также на Западной и Южной Украине. А в IX-X веках в пределах современной России сколько-нибудь крупные поселения существовали только на севере, северо-западе и крайнем западе - Смоленск, Псков, Новгород, Ростов, Белоозеро (
Белозерск), ну и Ладога, которая стала Старой Ладогой лишь в XVIII веке - чтобы отличаться от
Ладоги новой, основанной поблизости, у впадения Волхова в Ладожское озеро. Южнее были степные регионы, лесное приграничье, восточнее и севернее жили финско-угорские народы, большая часть которых за последующие столетия были ассимиллированы русскими и практически полностью растворились в нашем государствообразующем этносе.
Как и большая часть русских городов той эпохи, Ладога возникла на одном из сегментов пути "Из варяг в греки", тогда самого главного то ли в Восточной, то ли даже во всей Европе - на реке Волхов.
2.
Ладога вместе с Белоозером была самым северным русским городом; по некоторым данным, она вообще была первой столицей Руси, тогда ещё не Киевской - мол, Рюрик сначала пришёл княжить сюда, а только потом в Новгород и Киев.
Если
Белозерск, тогдашний город Белоозеро расположен на границе с Севером и Приуральем, то Ладога - на границе с Северной Европой и Скандинавией. По одной из версий, скандинавы колонизировали эти места первыми - чуть ли не в середине VIII века, и лишь позже были вытеснены славянами; неудивительно, что именно через Ладогу на Русь пришла варяжская династия Рюриковичей.
И после того, как окрестности Ладожского озера были заселены славянами, значительная часть населения города Ладога была скандинавского происхождения; уже на рубеже VIII и IX века в Ладоге была построена первая в русских землях каменная крепость - по западноевропейскому образцу, мало напоминавшая отечественные кремли.
В конце X века первая каменная крепость в Ладоге была разрушена варягами.
Новые каменные укрепления появились здесь лишь в XII веке; тогда же внутри крепости была построена каменная Георгиевская церковь, сохранившаяся до наших дней.
Даже при такой датировке это одна из древнейших русских крепостей; сравнимый возраст имеют лишь
Псковский Кром и
Изборская крепость.
Стратегическое значение крепости и города определялось тем, что это самое дальнее место от Балтийского моря и Ладожского озера, куда могли подниматься крупные суда; выше через волховские пороги на Ильмень и дальше в сторону Причерноморья могли пройти лишь плоскодонки и другие суда внутренних водных путей.
И вплоть до основания Петербурга Ладога оставалась важнейшим опорным пунктом на северо-западной границе, она неоднократно осаждалась и захватывалась шведами. Зато после Северной войны Ладога потеряла всякое военное значение, а потом и просто значение: роль транзитного торгового пункта и города у устья Волхова перешла к Новой Ладоге, Ладога же превратилась в Старую Ладогу.
Город стал небольшой деревней, а стены быстро превратились в руины.
Во второй половине XIX века до Старой Ладоги дошёл общий для всей Европы той эпохи интерес к собственному прошлому, и тут начались археологические раскопки. Но интерес этот, видимо, был не такой силы и масштаба, как где-нибудь в Германии, да и отечественная история последующего столетия была не в пример тяжелее и заковыристее, чем в любой центрально- или западноевропейской стране. Так что до музеефикации древних укреплений дело дошло только в позднесоветские времена; первая постоянная экспозиция в Старой Ладоге открылась только в 1971 году, а потом была восстановлена часть крепости.
3.
Новый подъём интереса к Старой Ладоге начался уже в 2000-е годы; в 2003 г. широко отмечалось 1250-летие бывшего города, который был объявлен "древней столицей Руси".
Хотя Старая Ладога - не самая крупная средневековая крепость в окрестностях Санкт-Петербурга (Шлиссельбург больше), и не самая близкая к Санкт-Петербургу средневековая крепость (Шлиссельбург ближе), и не самая, на мой взгляд, атмосферная средневековая крепость в окрестностях Санкт-Петербурга (
Копорье атмосфернее), именно в Старой Ладоге какой-то карнавальный, праздничный дух я ощутил сильнее всего.
4.
Ну и туристов тут, как мне показалось, больше всего.
5.
Не последний фактор повышенной туристической привлекательности Старой Ладоги - наличие здесь, помимо собственно крепости, ещё двух древних монастырей.
6.
Уже в 2010-х гг. началось восстановление остальной части укреплений; его планировалось завершить к 2018 г., но, судя по всему, работа продвигается медленно и ещё не закончена.
Во время моего посещения Старой Ладоги, в июле 2013-го, в целом виде была только западная стена крепости и башни с двух концов стены.
Восточная стена крепости, обращённая к Волхову, продолжала оставаться в руинах - впрочем, уже тогда здесь неспешно велись какие-то работы; видимо, она и сейчас продолжает восстанавливаться.
Как и практически все древнерусские укрепления, Староладожская крепость была построена на стрелке - у слияния рек Волхов и Елена, она же Ладожка.
Но эти реки образуют очень уж острый угол. В итоге, крепость была построена в виде узкого длинного треугольника с длинными стенами вдоль рек, которые у слияния текут практически параллельно, а стена-перемычка с юга получилась очень короткой. Это давало определённые преимущества при обороне: не усиленная естественными водными преградами стена составляла небольшую часть оборонительного периметра. Но, с другой стороны, полезная площадь внутри крепости очень невелика - это треугольник 140 на 140 на 40 метров.
Как это часто бывает в старых крепостях, которые дошли до наших дней, небольшое пространство внутри крепости в основном пустынно. Зелёный газон с живописными старыми деревьями напоминает почему-то о Прибалтике.
7.
Здесь расположены две небольшие церкви.
Деревянная церковь Дмитрия Солунского XVII века - что для постройки из такого материала более чем солидный возраст:
8.
И каменный Георгиевский храм 1160-х гг. постройки, одно из древнейших сооружений Северо-Запада:
9.
Немного переборщили с реставрацией - и эта церковь даже немного кажется новоделом.
Видимо, в прошлом западная стена Староладожской крепости, как и восточная, омывалась водой - в данном случае, водой реки Елены/Ладожки; однако, русло с тех пор несколько изменилось и теперь восстановленная западная стена ненавязчиво возвышается над транзитной автомобильной дорогой, которая ведёт из
Новой Ладоги и от автодороги "Кола" через город Волхов до самого Великого Новгорода.
10.
С юга к крепости примыкает городище - остатки деревянно-земляных укреплений, пристроенных в 1580-е годы. Последние десятилетия перед Смутой вообще были временем расцвета каменного крепостного строительства в нашей стране - в его средневековом понимании, с высокими стенами и башнями. В те годы в России, кое-как оправившейся от разорения эпохи Ивана Грозного, развернулось масштабное каменное строительство - чего стоит только московский Белый Город и крепостные стены Смоленска.
Впрочем, укрепления, примыкающие с юга к Староладожской крепости, судя по их бастионным очертаниям, в следующем столетии были реконструированы с учётом развития артиллерии, став более низкими и приземистыми.
11.
Здесь продолжаются археологические раскопки:
12.
Приятен сочный цвет почвы - неискушённому зрителю может показаться, что это не болотная земля у финских границ, а благородный чернозём где-нибудь на
Белгородчине или хотя бы на Орловщине.
13.
Но значительную часть городища занимают огороды местных жителей, выгодно обрамляющие башни Старой Ладоги:
14.
Важнейшие после собственно крепости достопримечательности Старой Ладоги - это Никольский и Успенский монастыри, расположенные в 500 метрах южнее и в 400 метрах севернее соответственно. Они ненамного уступают по древности крепости: Никольский монастырь ведёт свою историю с XIII, Успенский - с XII века.
Никольский монастырь напомнил мне ростовское зодчество XVII века.
15.
Впрочем, древнейшие монастырские сооружения относятся именно к этой эпохе.
16.
В то же время, большая часть архитектурного ансамбля была возведена уже в XIX веке.
17.
В центре, в лесах - монастырская колокольня середины XVII века:
18.
Слева - Никольский собор XVII же века, возведённый на месте постройки XIII века, справа - Иоанно-Златоустовская церковь XIX века, своей продолговатой формой похожая на полковой храм.
Снова Никольский собор и колокольня:
19.
Интерьер монастыря с моим любимым архитектурным элементом на переднем плане ("дынька"):
20.
Недавно восстановленные церковные интерьеры:
21.
Северный же Успенский монастырь и крупнее,
22.
и лучше сохранился:
23.
Именно монастырский Успенский собор, построенный в середине XII века - древнейший храм Ладоги; это и самый северный храм домонгольской Руси.
Старая Ладога, которая сама по себе - немаленькое село (почти 2 тыс. жителей) вместе с сопредельными населёнными пунктами образует целый куст деревень, настоящую сельскую агломерацию.
24.
Сплошная застройка распространилась даже на другой берег реки Волхов - моста через реку рядом, впрочем, нет; добраться на ту сторону можно через мост федеральной автодороги "Кола" (12 километров севернее), или через новый мост около города Волхов (4 километра южнее).
25.
Церкви на той стороне - это Васильевский погост деревни Чернавино, храм постарше (церковь Василия Кесарийского) был построен в XVII веке, храм поновее (Спасо-Преображенская церковь) - в XIX веке.
К слову, Старая Ладога с XIX века притягивала художников своими прекрасными, практически нетронутыми временем видами; уже после войны в Чернавино в бывшем имении Шаховских был организован ленинградский Дом творчества художников, просуществовавший до 1990-х годов.
Освоенная и густозаселённая полоса тянется от
Новой Ладоги через Ладогу Старую до Волхова с его железнодорожным узлом, в более широком смысле полоса расселения раскинулась по обоим берегам реки Волхов до самого Великого Новгорода.
Всё это сочетается с практически незаселённой глушью, которая начинается в десятке-другом километров в обе стороны от речных берегов.
Такое своеобразное "ленточное ополье", отличающееся от южных опольных плодородных районов, которые, как правило, имеют более компактную и больше приближенную к кругу или многоугольнику форму. Лежащее в сотне километров к северу
олонецкое ополье тоже вытянуто вдоль рек, но всё же не имеет такой длины.
Питер и
Ленобласть вообще отличаются большим контрастом между густонаселённой и освоенной урбанизированной территорией и болотно-лесной периферией, которая может начинаться непосредственно за кольцевой дорогой - в то время как в Москве от города до таких мест вам придётся преодолеть как минимум полсотни километров.
В следующей главе расскажу о главном транспортном узле восточной периферии Ленинградской области - городе Волхов.