Новая Ладога расположена у южного берега Ладожского озера, рядом с устьем реки Волхов.
3.
Город-крепость на пересечении важнейших транспортных путей России того времени был основан Петром I в 1704 году.
4.
Основан не на пустом месте: ещё с XV или даже с XIV века здесь существовал Медведский монастырь. Ещё до основания собственно города, в 1702 году в устье Волхова была построена судостроительная верфь, а Медведский монастырь был дополнительно укреплён: шла северная война, и эти места в ту пору примыкали к северо-западному русско-шведскому приграничью.
Впрочем, и до Новой Ладоги, и даже до Медведского монастыря устье Волхова нельзя было назвать глушью и необитаемым местом. Всего в 14 километрах выше по течению реки ещё с IX века существовал русский город Ладога, после основания Новой Ладоги ставший Старой Ладогой. Вдоль реки Волхов от самого Великого Новгорода и сейчас тянется полоса обжитых и населённых земель, которые выгодно выделяются на фоне окружающих болотно-лесных просторов.
5.
Конечно, я не мог не посетить и
Старую Ладогу; расскажу о ней в следующей серии.
Если Ладога/Старая Ладога со временем превратилась из крупнейшего города древнерусского Северо-Запада в село, то Новая Ладога, сыграв определённую роль в освоении этого региона, оказавшись в тени Петербурга, так и не стала значительным городским и административным центром. Впрочем, роль Новой Ладоги оставалась довольно высокой в дожелезнодорожную эпоху, когда по прорытым вдоль южного берега Ладожского озера каналам осуществлялось практически всё грузовое сообщение между столицей и внутренними районами империи, включая Москву. Пожалуй, город достиг максимального расцвета в 1860-е годы. Хотя железная дорога в Петербург уже пришла, национальной сети, которая охватывала бы значительную часть страны, ещё не существовало, и продовольствие в столицу везли по тем же водным путям; в первой половине 1860-х гг. взамен старого был сооружён Новоладожский канал, который увеличил пропускную способность системы.
Наверное, стоит пояснить, зачем нужны каналы, прорытые в низменной болотистой местности, прилегающей с юга к Ладожскому озеру - если до озера всего несколько километров и, в принципе, сообщение могло бы осуществляться и по нему?
Дело в том, что Ладога печально известна своими штормами; это, конечно, не морские волны, но для речных барж озёрных волн вполне достаточно для крушения. По этой причине уже в петровское время началось строительство канала от истока Невы до устья Свири, который позволил многократно снизить, так сказать, уровень аварийности водного транспорта в этом районе.
А после пика развития в середине XIX века Новая Ладога стала постепенно уменьшаться в размере, что продолжалось до самой индустриализации 1930-х годов; в начале 1930-х гг. в городе проживало около 3 тыс. чел.
Индустриализация пришла сюда в ограниченном размере, но город вновь начал расти.
В войну Новая Ладога не была захвачена немцами и была важнейшим пунктом снабжения осаждённого Ленинграда; здесь начиналась Дорога Жизни.
6.
Город также был одним из основных мест базирования Ладожской флотилии, сыгравшей большую роль в войне с Германией в этом регионе.
Новая Ладога пострадала от авианалётов, но не очень значительно; население уменьшилось вдвое, но после окончания войны его численность быстро восстановилась и вновь стала расти.
Это продолжалось до конца 1980-х годов, когда ладожан было уже 11 тысяч человек - впрочем, это всё равно было меньше показателя середины XIX века.
Ну а потом Новую Ладогу вместе со всей страной настигли известные социально-экономико-политические перемены, и сейчас в городе проживает менее 10 тыс. чел.
7.
С 1989 г. Новая Ладога стала меньше почти на четверть, что является одним из максимальных показателей депопуляции в Ленинградской области.
8.
Города которые выросли и сформировались к началу XX века, и не претерпевали в дальнейшем периодов заметного роста, где не строились крупные индустриальные объекты, как правило, в наше время представляют большой интерес для краеведов и путешественников.
Обычно значительную часть такого города занимает исторический центр. Хотя Новая Ладога, как город северный и в большой степени деревянный, по разнообразию и богатству исторической застройки уступает многим более крупным южным городам,
9.
но в центральной части города сохранилось немало исторической архитектуры.
10.
Впрочем, застройка, что называется, "уездная": примечательных сооружений немного.
11.
Похожие друг на друга двухэтажные каменные здания, выше крыш заросшие деревьями улицы - это уютно:
12.
Руин и развалин, как где-нибудь в Тверской или Новгородской области, в Новой Ладоге замечено не было - хотя вот этому почтенного возраста дому не повезло:
13.
14.
Практически вся новоладожская старина сосредоточена на главной городской улице, которая носит гордое название "проспект Маркса".
На проспекте Маркса расположена и главная площадь Кирова с приземистым, основательным зданием гостиного двора:
15.
Фасад гостиного двора, который выходит на проспект, украшает монументальный Киров.
16.
Это обычное явление для Питера, Ленобласти и вообще Северо-Запада: ведь Сергей Мироныч, как раз когда его убили, был руководителем Ленинграда.
А задний фасад гостиного двора выходит к реке Волхов, на набережную Ладожской Флотилии, где и расположен уже показанный выше памятник этой самой флотилии.
В тот июльский день на площади Кирова проводился муниципальный (или региональный?) фестиваль:
17.
Люблю праздники в малых городах - как будто пришёл незваным на сельскую свадьбу.
Ну и помимо фестиваля в центре города было полно жизни - наверное, это был выходной день:
18.
Площадь Кирова расположена севернее гостиного двора, а южнее находится ещё одна площадь, поменьше и без названия.
19.
Эта площадь - главный транспортный узел: в изобильной водными путями Новой Ладоге железной дороги нет и не предвидится, и в город добираются автобусами.
20.
Автобусы в основном курсируют до города Волхов с его узловой железнодорожной станцией, который можно назвать локальным центром километром на 50, а то и на 100 во все четыре стороны. Но несколько раз в день можно уехать и в Санкт-Петербург.
Совсем рядом с безымянной площадью находится местный краеведческий музей
21.
Он мил и провинциален:
22.
Но главный архитектурный памятник Новой Ладоги - это тот самый Николо-Медведский монастырь, который существовал за века до основания города.
Монастырь - или, вернее, то, что от него осталось - расположен в дальнем конце проспекта Маркса, на полуострове Медведец у стрелки Волхова и Староладожского канала.
Храмовый комплекс, состоящий из Рождественского и Никольского соборов.
23.
Впрочем, Никольский собор гораздо меньше и как-то даже потерялся на фоне своего большого и стройного собрата.
Но он гораздо древнее: если Рождественский собор был построен в первой половине XVIII века, уже после основания города, то в основе Никольского - сооружение ещё XV века, когда эти земли относились к Водской пятине Новгородской вечевой республики.
За соборами - атмосферное старое кладбище с видом на реку:
24.
В нескольких сотнях метров западнее - судостроительный завод, градообразующее предприятие города. Он поживает не то чтобы хорошо, но, по крайней мере, до сих пор не закрылся.
Перед соборами, на проспекте Маркса расположено ещё одно приметное здание - бывшая Климентовская церковь 1743 г. постройки.
25.
Из-за отсутствия купола и креста церковная колокольня имеет какой-то почти западноевропейский вид - то ли магистрат, то ли модернистская кирха.
26.
Суворов - самый известный человек, чья деятельность была связана с Новой Ладогой: в 1760-е годы будущий генералиссимус командовал здесь пехотным полком. И в городе целых два памятника Александру Васильевич, где он, как всегда, скромен и немного субтилен:
27.
28.
Первый украшает городской проспект у площади, второй скрывается за деревьями у улицы Суворова, которая продолжает проспект Маркса на юг.
Второй памятник расположен между зданий так называемого "Суворовского городка": именно здесь был расположен Суздальский полк, которым командовал Суворов.
В Новой Ладоге совсем немного микрорайонной многоквартирной застройки; большую часть города занимает историческая застройка и частный сектор.
Но в южной части города можно обнаружить микрорайон "В" - подозреваю, его строительство связано с градообразующим предприятием, Новоладожским судостроительным заводом.
29.
А вода всегда делает город колоритнее; каналы же, можно сказать, придают городу прямо-таки очарование. В России не очень с водой в городе - то есть обычно её много, но плохо обстоят дела с взаимодействием воды и городской среды. Настоящие набережные редки, а город часто повёрнут к рекам, каналам и озёрам не самой своей лучшей стороной - во всяком случае, не лицом. Каналы сами по себе не часто увидишь прямо внутри русского города, а в Новой Ладоге их целых два - Староладожский и Новоладожский. Новоладожский проходит по северной периферии города, я его так и не увидел, а Староладожский есть практически в центре города. Более того, у него есть и северный рукав - то есть центр Новой Ладоги находится на острове, но в настоящее время этот рукав (на самом деле, насколько я понимаю, историческое русло канала) перекрыт Новоладожским судостроительным заводом - градообразующим и практически единственным городским промышленным предприятием.
По Новоладожскому каналу до сих пор осуществляется судоходство, в советское время было даже регулярное пассажирское сообщение с Петербургом, а Староладожский в основном зарос и непроходим даже для лодок. Впрочем, в черте города всё выглядит очень даже прилично:
Официальное название Староладожского канала в черте Новой Ладоги - Пролетарский канал; по крайней мере, дома вдоль канала имеют именно такие адреса.
30.
Такой вот канально-речной город.
Улица Суворова, продолжая проспект Маркса, проходит через Суворовский городок и микрорайон "В", и устремляется дальше вдоль левого берега Волхов, пересекая федеральную автодорогу "Кола" и уходя в сторону Старой Ладоги, Великого Новгорода и Москвы.
31.
На выезде из Новой Ладоги - воинское кладбище:
32.
33.
А нас не в первый раз уже ждал Санкт-Петербург - хотя, как оказалось позднее, это был вовсе не Петербург, а Шлиссельбург.
Но в следующей части, вопреки течению событий, у нас будет
Старая Ладога.