Север огромен, не очень пригоден для жизни и сравнительно малонаселён - даже Русский Север, хотя наши соотечественники ещё во времена Господина Великого Новгорода отличались большими успехами в освоении этой части света. Русские осваивали Север, ассимилируя, оттесняя, экономически подавляя местное население, а нередко просто сосуществуя с коренными народами. Но сёл и деревень в этих краях было немного, городов ещё меньше; севернее Каргополя вплоть до XVIII века города можно было пересчитать по пальцам.
Так что вместо городов, административных, торговых и военных центров были погосты и монастыри. Военная функция погостам - как правило, это были храмовые комплексы - удавалась не очень, а вот крупные северные монастыри были способны совмещать все эти три функции. Всё это относится ко всем великим обителям Севера - и к
Соловкам, и к
Кирилло-Белозёрскому монастырю, и к
Валааму, отчасти и к менее известному Александро-Свирскому монастырю, что на крайнем северо-востоке Ленинградской области.
4.
Монастырь менее известный, но красотой не уступает своим более известным собратьям.
5.
И у Александро-Свирской обители есть уникальная особенность: на самом деле здесь две обители-отделения, расположенные на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга; и из одной всегда открывается прекрасный вид на другую.
Во многом поэтому тут нет одного по-настоящему огромного собора, подавляющего своим объёмом и прихожан, и все остальные постройки.
6.
Есть несколько храмов среднего размера и сопоставимой древности, хорошо сочетающихся друг с другом.
7.
Конечно, (за редким исключением) монахи основывали монастыри не чтобы там были ярмарки, паломники и прочая суета, а чтобы уйти от мирской жизни куда-нибудь подальше. И тут Север тоже прекрасно подходил - в Средневековье неосвоенные просторы оставляют мало шансов столкнуться с мирской суетой.
Возможно, такие соображения были и у Александра Свирского в конце XV века, когда он основал монастырь в этом тогда ещё более малолюдном и совершенно нерусском краю (карелы, вепсы, чудь). Впрочем, далеко Александру было ходить не надо - он сам был из этих мест, с реки Ояти и, предположительно, он был вепсом по происхождению.
Очень быстро появились ученики, а за ними и внимание власть предержащих: к 1533 году относится строительство каменной Покровской церкви, выполненное на пожертвования московского великого князя Василия III. Интересно, что два монастырских отделения-комплекса возникли практически одновременно, развивались и сосуществовали на протяжении всей истории монастыря.
Монастырь, кажется, никогда не относился к числу самых известных и почитаемых, и пострадал раньше других: уже в 1918 его закрыли, настоятеля расстреляли, в одном из отделений сделали по славной советской традиции сначала исправительно-трудовой лагерь (знаменитый
Свирьлаг), а потом психиатрическую больницу.
И вернулась религиозная жизнь сюда сравнительно поздно - только в 1997 году.
Александро-Свирский монастырь расположился у самой границы Ленинградской области и Карелии, но всё же в Ленинградской области, в паре десятков километров от города Лодейное Поле. Село Старая Слобода, выросшая у стен монастыря - это несколько километров от мурманской трассы "Кола", от которой я и добрался сюда автостопом в один прекрасный августовский вечер.
На первый взгляд, места здесь не очень отличаются от той же Новгородской области, или даже севера Тверской области - та же болотистая, но густая, полнокровная тайга. Но местность на ленинградско-карельской границе уже сложно назвать населённой: деревень мало, сёл ещё меньше - очаговое расселение.
В
Олонце - настоящее ополье, где лес, болота и озёра отступают на задний план, а здесь, совсем недалеко - редкие деревни, леса и огромные болотные массивы.
Александро-Свирский монастырь с его двумя частями-"комплексами" раскинулся на берегу небольшого Рощинского озера; из озера берёт начало один из истоков реки Кукас, которая, в свою очередь - один из важных источников воды в Мегреге, в впадающей в Олонку в городе Олонце.
Между двумя частями монастыря - луг и ручей в небольшой долине.
8.
Ручей течёт в Рощинское озеро из маленького Святого озера, расположенного буквально в 300 метрах южнее. А сама Старая Слобода раскинулась в основном по восточному берегу Святого и Рощинского озёр, вдоль дороги.
9.
Монастырь и сейчас гораздо менее популярен у паломников, чем такие гиганты как Валаам или Дивеево.
10.
Но печать туризма на селе всё-таки лежит.
11.
12.
Восточный монастырский "комплекс" - Троицкая часть.
13.
Более старого вида, более пустынная:
14.
Именно в Троицкой части находится старейшая александро-свирская постройка - Покровская церковь 1530-х годов постройки.
15.
К церкви прилагается трапезная столь же почтенного возраста; гражданские постройки XVI века - гораздо более редкие объекты, чем постройки религиозного назначения.
Стены монастыря давно потеряли оборонительное значение - и были, так сказать, укомплектованы братскими/келейными корпусами.
16.
Фактически, они превратили территорию Троицкой части в двор.
Троицкая часть местами выглядит не просто пустынной, а прямо-таки заброшенной сразу после реставрации: закрытые храмы, необитаемые келейные корпуса, отсутствие дорожек, а кое-где - деревьев и кустов.
Именно в Троицкой части в позднесоветские десятилетия располагалась психиатрическая больница.
Кроме Покровской церкви, в Троицком комплексе ещё можно обнаружить великолепную шатровую звонницу 1646 года постройки:
17.
И Троицкий собор 1690-х годов какого-то образцово средневеково-старомосковского облика.
18.
Такое ощущение, что он не младше, а то и старше Покровской церкви.
19.
И самая новая церковная постройка комплекса - церковь Иоанна Дамаскина 1716 года, архаично-северного вида:
20.
Восточная часть монастыря мне показалось более атмосферной и живописной, чем западная (Преображенская).
21.
И более древней - всё-таки с петровского времени тут ничего серьёзного не строилось.
22.
Производит впечатление настоящей северной обители - и полузаброшенный вид этому только помогает.
23.
Как и погода.
24.
IMG_0361.jpg на ixbt.photo:
Преображенский комплекс поновее и чуть более полон жизни.
Более "конвенционального", более южного и современного облика - отдалённые ассоциации с Валаамом.
25.
Но тоже красиво, конечно - особенно если смотреть от ворот Троицкой части:
26.
Главный здешний собор - Преображенский - был возведён в 1640-е годы.
27.
IMG_0322.jpg на ixbt.photo:
28.
Ближе к концу XVII века к нему была пристроена церковь с необычным посвящением Захарию и Елизавете.
29.
Собственно, кроме этого ансамбля в Преображенской части ничего толком и нет: здешний пейзаж более ухоженный (дорожки, даже цветы), но более пустынный:
30.
И этим Преображенский "комплекс" больше напоминает какой-нибудь сферический в вакууме среднерусский монастырь, чем северную обитель.
31.
Исторически Преображенская часть Александро-Свирского монастыря возникла рядом с монастырским кладбищем - некоторые его элементы есть и сейчас:
32.
33.
Надвратная Никольская церковь 1791-1794 годов постройки, на монастырской стене, как и в Троицкой части - кельи (Настоятельский корпус):
34.
Братские корпуса Преображенской части имеют гораздо более обитаемый вид, что тоже добавляет жизни в местную атмосферу.
Ещё тут есть колокольня какого-то совсем неприлично маленького возраста (1904 год) - кажется, единственное на территории обители сооружение новее XVIII века.
35.
Строго говоря, у Александро-Свирского монастыря есть и третья часть - Свято-Пантелеймоновский скит на противоположном берегу озера:
36.
Он, конечно, поскромнее любого из двух "комплексов"; если они - это полномасштабные небесные тела, то скит - это как спутник.
37.
Но туда я не добрался, только полюбовался со стороны.
38.
Ещё у основного монастыря, на берегу озера есть благородные кирпичные развалины монастырской прачечной и квасоварни:
39.
Вот так - бывает двойная звёздная система, а бывает двойной монастырь.
В следующей серии - соседнее Лодейное Поле, которое я посетил ещё в 2015 году, во время своей
ближнесеверной поездки, но тогда рассказ как-то не задался.