Лодейному Полю не очень повезло - город старый, и название звучное, и широкая река, и лес, но вот как-то..
"И что? И ничего. Ничего не случилось? Ничего не осталось".
И мне с Лодейным Полем не очень повезло: я посетил этот город, но не успел про него рассказать.
И чего бы, казалось - не самая интересная точка на стыке Севера и Северо-Запада.
Но положение у города самое что ни на есть благоприятное - трасса, железная дорога, река Свирь; и история славная; да и карту Лодейного Поля я ещё в 15 году успел сделать.
Так что рассказываю, куда уж тут деваться.
Лодейное Поле - один из "технологических пригородов" Санкт-Петербурга: верфи, крепости и заводы спешно строили для поддержки Северной Столицы по всей современной Ленобласти.
Название, можно сказать, говорящее: здесь действительно ровный берег реки Свирь ("поле"), где действительно с 1700-х и до 1830-х годов из местного соснового леса строились "ладьи", корабли для судорожно создававшегося Северного Флота.
Постепенно около верфей вырос посёлок, при Екатерине II ставший городом - впрочем, городом таким маленьким, что вместо "городского головы" здесь сидел "городской староста".
Не то чтобы что-то изменилось к началу XX века: Лодейное Поле, конечно, стояло на важном водном пути (Балтика - Ладога - Онега - Волга/Белое море), но всё равно оставалось как-то в стороне от цивилизации.
Как и во всём глухом поясе от Волхова до Мурмана, ситуация стала меняться здесь с постройкой железной дороги к Баренцеву морю, которая завершилась в 1916 году.
После революции положение города не то чтобы сильно изменилось: железная дорога, лес, река.
Лодейное Поле стало центром "Свирьлага", заключённые которого валили лес и строили ГЭС на реке Свирь.
В войну город стал прифронтовым: финские войска были остановлены на рубеже реки и оставались там три года. Вся эта эпопея завершилась Свирской победой, которая сейчас, пожалуй, является одной из основ идентичности Лодейного Поля.
По своему экономико-географическому положению центр всего северо-востока Ленинградской области, город не достиг сколько-нибудь значительных размеров: к 1989 году население Лодейного Поля составляло лишь около 27 тыс. человек.
Наверное, дело в том, что "большая индустриализация" сюда не добралась: городская экономика по большому счёту ограничивалась лесом, рекой и обслуживающими потребности города предприятиями (хлебозавод).
И с распадом Союза городу как периферийному и не имеющему крупной/успешной промышленности пришлось несладко: судоходство упало, большой лесозавод постепенно сменился пилорамами поменьше, лодейнопольцев стало меньше на четверть.
Хотя круизные теплоходы, проходящие мимо города - туристическое судоходство тут по-прежнему оживлённое, Москва - Петербург - Волжский бассейн всё-таки - иногда по-прежнему останавливаются в городе.
3.
В Ленинградской области больше населения потерял только совсем такой же периферийный и деиндустриализирующийся Бокситогорск, а также Тихвин, который вроде как благополучнее и крупнее.
4.
В итоге сейчас в Лодейном Поле живёт чуть меньше 20 тысяч человек - это лишь 18-е место в регионе по населению, но по-прежнему первое место на ленинградском Северо-Востоке.
5.
Как и лет двести назад, основа Лодейного Поля - это прямоугольные кварталы вдоль левого, южного берега реки Свирь, та часть города, которая южнее железной дороги, появилась за последний век.
6.
Как и сто лет назад, город начинается с железнодорожной станции.
7.
Мурманская железная дорога пришла сюда незадолго перед революцией, но вокзал тут брежневского времени; от своих аналогов вроде
тобольского вокзала он отличается разве что весёленькой раскраской.
Станция Лодейное Поле - это по-прежнему железнодорожный узел: к магистральной мурманской линии тут примыкает приладожская железная дорога на
Олонец -
Питкяранту -
Сортавалу ; впрочем, пассажирского сообщения туда нет уже несколько лет.
Но на север и на юг поезда ходят исправно: до 8 пар поездов дальнего следования, 2 "Ласточки" Санкт-Петербург - Петрозаводск и 1 "Ласточка" Великий Новгород - Петрозаводск (говорят, что такой неожиданный маршрут сделан для удобной пересадки петрозаводчан на "сапсаны").
8.
И тут можно встретить практически реликт для нашего времени - утренняя электричка Волховстрой-Свирь (
Подпорожье), на которой я и приехал в сей славный город.
9.
А ведь ещё есть вторая электричка, идущая через Лодейное Поле в Свирь аж из самого Санкт-Петербурга.
Город начинается от вокзала;
10.
Вокзал - это альтернативный центр города - хотя и пустынный в те часы, когда ничто сюда не прибывает и ничто отсюда не отходит; главный лодейнопольский Ленин стоит именно здесь.
11.
Тут же и автостанция:
12.
От вокзала в город ведёт бульварная улица Гагарина.
Перекрёсток бульвара Гагарина и главной лодейнопольской улицы - проспекта Ленина можно считать композиционным центром города.
13.
Интересного в городе, прямо скажем, немного.
14.
15.
Типичный проспект Ленина:
16.
Зато тут можно наблюдать переход от цивильного, местами почти европейского Подпетербуржья к Ближнему Северу - это не Белое Море, конечно, но уже шаг в эту сторону.
Лодейнопольские известия:
17.
Одну из немногочисленных городских достопримечательностей я откровенно пропустил: новодельная церковь Петра и Павла, реплика разрушенного в войну храма, как-то осталась за рамками моего маршрута.
Как это часто бывает у нас, вытянутое вдоль реки Свирь Лодейное Поле чуть ли не на половине этой протяжённости отделено от неё: значительную часть городской береговой линии занимает деревообрабатывающий комбинат.
18.
Ныне практически полностью умершая промзона.
19.
Впрочем, на западе города мемориальный парк "Свирская Победа" - он как раз между городом и рекой.
20.
Парк совсем неплох, и совершенно потрясающе деревянное здание краеведческого музея - хоть и новодельное, советское:
21.
В парке есть даже пляж:
22.
В речных видах Лодейного Поля привлекает внимание автомобильно-железнодорожный мост через реку (железная дорога на Сортавалу-Янисъярви и федеральная автодорога "Кола").
23.
Кажется, главной площади в городе не было предусмотрено по изначальному плану.
24.
Наверное, поэтому она как-то неприкаянно притаилсь в глубине квартала и никак не называется.
25.
Это гораздо меньше похоже на площадь, чем та что у вокзала - и Ленина там, в отличие от привокзальной площади, нет.
В самой-самой центральной части центрального проспекта Ленина Лодейное Поле приобретает совсем городской вид:
26.
27.
Как водится в малых неисторических городах, самая представительная часть Лодейного Поля - это жилой массив из пятиэтажек, который начинается у вокзала:
28.
Как минимум часть из них - ленинградских серий:
29.
Впрочем, попадаются и дома повыше.
30.
Ладьи, выложенные кирпичом на торцах зданий - кажется, единственное что напоминает о славном корабельном прошлом Лодейного Поля:
31.
IMG_2080.jpg на ixbt.photo:
Хотя нет, не единственное, вот ещё урны есть:
32.
Послевоенный неоклассицизм в городе тоже есть, но немного:
33.
Современная лодейнопольская архитектура:
34.
Маленькие кусочки исторического в виде довоенной деревянной застройки:
35.
Памятник Музрукову, советскому хозяйственнику и большому организатору советской военной промышленности на фоне деревянного дома:
36.
Этот дом, мне кажется, самый красивый во всём Лодейном Поле - конкуренцию ему может составить только здание музея в парке "Свирская Победа".
37.
Монумент - типовой, который полагалось ставить на родине всех дважды героев Советского Союза:
38.
Вот такой город - ни единой ладьи нет, поля тоже, но пример показательный.