Каргополь: сверху

Nov 13, 2017 01:34






2.


На широте Петрозаводска и Сыктывкара, в верховьях реки Онеги, не ожидаешь увидеть вместо архангельской тайги и бараков белокаменные храмы и особняки.

3.


Несколько квадратных километров старых домов, 10 церквей разной степени сохранности - это много и по меркам Золотого Кольца.

4.


Хотя бараки тоже есть, конечно.

5.


Как уже упоминалось в предыдущем посте, Каргополь - центр самого северного ополья Русской равнины - района, который немного плодороднее всего, что вокруг.
И "поль" в названии города - это не от греческого "полис", как в крымских Симферополе и Севастополе или кавказском Ставрополе, тут всё проще - это от русского "поле".
И действительно, поля (хотя чаще луга) среди архангельских лесов и болот смотрятся диковинно; подозреваю, что самый северный настоящий древнерусский город неспроста вырос именно в таком месте.

6.


Каргополь был впервые упомянут в летописи в середине XV века - но новгородские колонисты и укреплённое поселение появились здесь, на пути к Белому морю, как минимум на пару столетий раньше; по некоторым данным, город был основан в 1146 году, на год раньше Москвы - и на три столетия раньше любого другого города Заволочья, новгородских земель "за волоками", в долинах Онеги и Северной Двины.
Но каменное строительство началось здесь только в XVI веке, тогда же появилась и деревянная крепость.

7.


Расцвет города в следующем столетии был связан как с тем, что Смута обошла Каргополь стороной, так и с расцветом Архангельска, тогда единственного морского порта России - основной путь из Центральной России в Поморье по-прежнему проходил через Каргополь. К концу XVIII века Каргополь получил уездный статус, но после смещения торговых путей с Белого моря на Балтику стал приходить упадок - вместе со всем Севером. С начала XIX века это уже далёкая провинция в стороне от всего; как и во многих других северных городах (из Сольвычегодск, Усолье, Верхотурье), такая "заморозка", остановка развития позволила в большой степени сохранить исторический облик города, и даже что-то осталось от традиционного образа жизни местных.

8.


Такая российская национальная машина времени.

9.


Промышленный подъём последних десятилетий Российской империи практически не коснулся города - в начале прошлого века в городе проживало менее 4 тысяч человек, главной отраслью промышленности была выделка беличьих мехов, а какое-то оживление на улицах города наблюдалось только во время ярмарок. Тем не менее (хотя и с большим отрывом) это был второй по населению город на территории современной Архангельской области, и третий в Олонецкой губернии, в состав которой тогда входил Каргополь (после Петрозаводска и Вытегра).

10.


Советская индустриализация, кажется, тоже обошла город стороной - если в соседней Няндоме, которая у железной дороги и, значит, ближе к цивилизации, хотя бы к 400-летию Архангельска (1584 год) появилась такая примета советского прогресса, как пятиэтажные блочные дома, то в Каргополе жилые массивы по-прежнему выглядят как-то так.

11.


Или так - даже здесь сталинки, пусть и такие - это элита жилого фонда:

12.


Развитие города, тем не менее, интенсифицировалось начиная с 1930-х годов - подозреваю, что за счёт лесопромышленного комплекса - и к середине 1990-х годов население Каргополя выросло до 13 тысяч человек.

13.


Да, рост продолжался и в 1990-е годы, когда по всему региону (да и почти по всей стране) население уже стало уменьшаться - могу предположить, что это происходило за счёт русских, возвращавшихся из какой-нибудь бывшей советской республики.

14.


Тем не менее, к сегодняшнему дню население города уменьшилось по сравнению с 1990-ми годами на 20% - средний показатель для архангельской глубинки - и составляет чуть более 10 тысяч человек.

15.


16.


Впрочем, в последние годы убыль населения, кажется, остановилась; подозреваю, что причиной может быть относительно благополучная по северным меркам сельская округа (не все деревни вымерли, другими словами), всё ещё являющаяся источником миграции в город и развитие туризма, который скоро, кажется, станет главной отраслью местной экономики.

17.


Ну и крупные города всё же очень далеко - 400 километров до Вологды, 500 до Архангельска и Петрозаводска, 700 до Санкт-Петербурга, то есть уехать не очень просто. Можно назвать Каргополь "локальным центром" у границы регионов - но центром только культурно-историческим, может ещё центром агропромышленного комплекса (почвы здесь по-прежнему чуть ли не лучшие в области); практически все соседние райцентры крупнее Каргополя и оживлённее в экономическом смысле.
Ещё про экономику: кроме музеев и объявлений о турах, на самом деле, в Каргополе мало что напоминает о туризме. Туристов тут не очень много по сравнению с Кирилловым или даже с Соловецкими островами, но они всё же есть, и регион позиционирует себя как туристический - так что за сейчас за стариной здесь следят и поддерживают её. Но не чересчур - хотя, подозреваю, причиной тут не избыток чувства вкуса, а некоторое осознание себя историческим городом в сочетании с бесхозяйственностью и безденежностью; но, так или иначе, с аутентичностью в Каргополе всё в порядке.

18.


Такое ощущение, что большинство гостей города заедают сюда транзитом, по пути в Кенозёрский национальный парк и старинные сёла района; я и сам в первый раз посетил Каргополь именно в таком формате.
А так из экономики - как и по всей округе километров на 400 в любую сторону, периодически попадаются небольшие пилорамы (хотя и реже, чем в Няндоме), и предприятия, связанные с переработкой сельхозпродукции, действительно существуют и неплохо себя чувствуют - так, на въезде в центр со стороны онежского моста дымит трубой местный молочный комбинат.

19.


Но постсоветских индустриальных развалин даже в не очень индустриальном Каргополе хватает:

20.


Город расположен на двух берегах довольно широкой реки Онеги, и через реку даже есть капитальный мост.

21.


Впрочем, практически весь Каргополь, включая исторический центр, расположен на левом, западном берегу реки.

22.


Видна регулярная прямоугольная сетка улиц - город, как и сотни других, был таким образом упорядочен во время градостроительной реформы екатерининского времени.

23.


Основные архитектурные памятники сконцентрированы вдоль левого берега Онеги, в полосе толщиной в несколько кварталов, по двум главным улицам (Ленина и Октябрьскому проспекту).

Но исторический центр - это чуть ли не две трети территории города: хотя за прошлый век Каргополь вырос вдвое, ни многоэтажных (читай: пятиэтажных) кварталов, ни сколько-нибудь крупных промышленных предприятий здесь не появилось.

25.


Спальные районы здесь состоят из двухэтажек, видел только одно жилое трёхэтажное здание:

26.


Так что самые высокие сооружения города - это, как и прежде, храмы,

27.


а зданий выше 3 этажей нет совсем.

28.


Из производств кроме вышеупомянутого молочного завода и пилорам здесь, кажется, есть только дорожное ремонтно-строительное управление и пеллетный завод, который тоже деревообработка, но более высокой степени по сравнению с пилорамами.
Жилая застройка почти по всему городу - малоэтажная откровенно деревенского облика; впрочем, кого этим удивишь в малом городе России.

29.


Не только дореволюционные храмы, но и дореволюционные особняки возвышаются над большей частью более новых строений, что прибавляет Каргополю историчности.

30.


Всё это вперемешку с бараками, благодаря которым никогда не забудешь, что находишься на Севере.

31.


Теперь наша традиционная рубрика - транспорт.
Железной дороги в городе нет и никогда не было (и это не последняя причина каргопольской подлинности и аутентичности), основным средством сообщения с внешним миром - по крайней мере, со всеми регионами России южнее - происходит через восточную дорогу, которая соединяет город со станцией Няндома.
Собственно, это часть автодороги Няндома - Каргополь - Пудож, соединяющей Архангельскую область и станцию Няндома через Каргополь с Восточной Карелией. Впрочем, даже сейчас дорога не доделана: в паре десятков километров западнее города асфальт сменяют суровые советские плиты армированного бетона, потом снова немного асфальта, а за Орловкой и поворотом на Кенозёрский национальный парк, ближе к карельской границе, по славной российской традиции, дорога превращается в глинистую грунтовку. Конец 1980-х годов может показаться довольно поздним временем - если учесть, что это была первая надёжная сухопутная связь Каргополя с внешним миром - но тут надо вспомнить, что до 1960 года в Архангельской области не было вообще ни одной асфальтированной загородной дороги, и ни одного сколько-нибудь протяжённого капитального автомобильного моста, а асфальтирование главной региональной дороги, федеральной трассы М8 ("Холмогоры") завершилось только в 1986 году.
Вместе с дорогой в городе появился и единственный крупный мост:

32.


Вместе с первой асфальтированной дорогой во внешний мир в Каргополе появилась настоящая объездная. Меняют асфальт, и поэтому объездная временно стала грунтовкой - зато стоят камеры; немного сюрреалистическая картина.

33.


Транзитный поток растёт - кроме восточного выхода на Няндому/федеральную трассу М8 и западного выхода на Карелию/Санкт-Петербург в последние годы, говорят, стала получше северная дорога на Архангельск.

Теперь по ней до регионального центра доехать не только короче, но и быстрее - третий путь из Каргополя во внешний мир; говорят, что главная причина того, что этот путь наконец привели в порядок - соседство космодрома Плесецк.
А вот южная дорога, по которой в прошлом проходили волоки из Балтийского и Волжского бассейна к Белому морю, на которой и вырос город - она в последние десятилетия, кажется, совсем пришла в негодность, и дальше края Каргопольского района, в Вологодскую область без вездехода по этому пути проехать затруднительно.
Если говорить об общественном транспорте, то городских автобусов в Каргополе замечено не было - что не очень странно в городе с небольшой плотностью населения, ни в какую сторону не вытянутом больше чем на 4 километра.

34.


Впрочем, кое-где были замечены знаки автобусной остановки.

35.


Почти все междугородние автобусы уходят в сторону Няндомы, в том числе архангельские - хотя такой путь длиннее в полтора раза. Есть ещё один рейс в сутки до Северодвинска, который идёт через Плесецк.
По всем остальным направлениям, кроме няндомского и плесецкого, движение только внутрирайонное, и не каждый день - на площади 10 тыс. квадратных километров (вчетверо больше Москвы в новых границах) за пределами Каргополя живёт всего 7 тысяч человек и, несмотря на относительно благополучные по северным меркам условия для земледелия, большинство деревень - депрессивные и вымирающие. На Пудож рейсовых автобусов нет, только такси.
Ещё в Каргополе есть аэродром, куда, видимо, до 1990-х годов летала доступная в те годы по ценам малая авиация, как-то компенсировавшая бесконечное советское бездорожье.

Каргополь, Русский Север, Север-2016, лучшие города России, 2016, Россия, июль, Архангельская область, Север, большое путешествие

Previous post Next post
Up