3.
4.
Север ещё со времён вольной Новгородской республики был тылом русских земель, наиболее защищённым как от западных, так и от восточных врагов.
5.
И русские владения долгое время были асимметрично вытянуты от Москвы и Владимира на север и на северо-восток; здесь сложно было прокормиться с полей, но зато эти земли изобиловали главным русским богатством той поры - пушниной, много здесь было и драгоценной соли, и рыбы.
6.
7.
Уже во второй половине XVI века этот тыл превратился в фасад: расположенный в сердце Севера
Архангельск вплоть до начала XVIII века был главным окном Российского царства во внешний мир.
8.
Городов здесь меньше, чем в окрестностях Москвы, Владимира или Ярославля.
9.
Тем более важную роль на Севере играли монастыри -
Соловки,
Ферапонтово, Кириллово-Белозёрский монастырь,
Валаам, часто выполнявшие городские функции управления и освоения новых земель.
10.
Не говоря уже об обычной для всех крупных монастырей той эпохи роли культурных центров.
11.
Да, Соловецкий монастырь - это не город, и местная монастырская слобода, посёлок Соловецкий, так и не стала городом (в отличие от Кириллова или Сергиева Посада), и не приобрела сколько-нибудь городской облик (как Борисоглебский в Ярославской области).
12.
13.
14.
Но роль монастыря в истории Русского Севера сложно переоценить, и сам он своим непривычным как для нашей, так и для западной фортификационной традиции (низкие толстые стены, огромные валуны как строительный материал) и своим масштабом в окружении Белого моря, озёр и островов похож на город в его изначальном понимании - как крепость и оплот цивилизации.
15.
16.
Место вроде невесёлое - и климат, и ГУЛаг - но какое-то светлое, чистое, по-хорошему старинное, нет того налёта пафоса и коммерции, которые так заметны в самых славных наших монастырях (Дивеево, Валаам).
17.
Видимо, даль и погода действуют как фильтр.
18.
И прекрасный пример сосуществования церковного и светского - в монастыре и монахи, и музей. Если хочется посетить Русский Север, но есть возможность посмотреть только что-нибудь одно - то надо ехать на Соловецкие острова.
19.
А самый северный из старых русских городов, где есть всё, что полагается старому русскому городу - каменные соборы и дореволюционная регулярная застройка - это Каргополь.
20.
По сути, это единственный русский Старый город на настоящем Севере - где лес, море и река могут дать гораздо больше, чем болотистая и кислая земля. Дело в том, что Каргополь - центр
ополья, оазиса, которое тоже самое северное (широта Петрозаводска и
Сыктывкара).
Оно расположено на относительно плодородных землях в верховьях реки Онега и вокруг озера Лача.
21.
Но упадок Русского Севера, который стал особенно явным начиная с 1960-х годов, даже заметнее в более населённых окрестностях Каргополя, чем в более обычной для Архангельской земли лесной глуши.
22.
Он привёл к особенно эффектной консервации исторического ландшафта.
23.
Тут привычные нам церкви в камне соседствуют с более типичным для севера деревянным зодчеством; и исторический аграрный район вокруг Каргополя, и лесная глушь дальше - тут чуть ли не самая высокая в России концентрация старых деревянных церквей.
Дальше можно было бы рассказать про Сольвычегодск, где атмосфера глуши и безвременья чувствуется ещё лучше, чем в Каргополе.
24.
Сольвычегодск очень мал, его можно назвать городом одной достопримечательности.
25.
Хорошо, четырёх с половиной - Благовещенского собора, Введенского собора, Козьмы Пруткова, соляных источников и места ссылки Сталина; но, так или иначе, про него я уже
писал.
26.
В прошлом богатый центр соледобычи, Сольвычегодск уже пару столетий как окраина, или даже заокраина: севернее реки Вычегды, на правом/северном берегу которой стоит город - только Сольвычегодск, несколько деревень, а дальше лес почти без перерывов до самой Большеземельской тундры. Сложно поверить, что город, который в своём теперешнем виде в южных регионах страны был бы маловат даже для села (2 тысячи человек населения), в XV-XVII веках был центром освоения сначала Севера, потом Урала, косвенно - Сибири; именно в Соли Вычегодской Строгановы, богатейшая семья Русского царства, на чьи деньги в большой степени расширялась страна на север и на восток, заработали свой основной капитал.
27.
Сельская застройка, пара старых каменных зданий, те же соборы, музей Козьмы Пруткова и музей политической ссылки, а ещё осыпающиеся скульптуры около бальнеологического курорта - наследника былых соляных промыслов.
28.
29.
Паром, грунтовая дорога, по которой нас туда везла скорая помощь, а обратно - участковый на своём УАЗике - и такая атмосфера, такое остановившееся время.
30.
Тотьма - не такая северная, как Каргополь или даже Сольвычегодск; но можно придраться и назвать её "самым северо-восточным древнерусским городом" - Сольвычегодск был основан уже во времена Великого княжества Московского.
31.
Долина Сухоны - это не каргопольское ополье, но земля здесь не хуже, и климатические условия всё же немного южнее и благоприятнее.
32.
Отсюда, по Сухоне в Северную Двину через Архангельск в Белое море, издревле шёл водный торговый путь; здесь и вниз по течению - старый и в прошлом самый главный район соледобычи.
33.
Соль тогда была на вес золота, и город был очень богат. Прибавочный продукт новгородские, вологодские - а потом и свои, тотемские - купцы вкладывали в освоение новых земель - и таких, как описанный выше Сольвычегодск, а потом добрались и до
Соликамска.
34.
Так что в этом небольшом русском городе неожиданно многое связано с путешествиями, и не только на Урал и за Урал, но и гораздо дальше - тотьмичи внесли огромный вклад в освоение зауральских просторов в России уже во времена империи.
Ещё одна особенность Тотьмы - местные церкви, чьи купола иногда имеют совершенно фантастические очертания.
35.
Как и на Вологодчине в целом, в Тотьме лучше с туризмом и с продвижением города, чем в среднем в российской провинции; но по количеству гостей города это не Великий Устюг, конечно - хотя, на мой вкус, Тотьма красивее и аутентичнее.
Про Великий Устюг я не могу не написать - хотя подробно я про него уже
писал.
36.
Город, известный своим Дедом Морозом и по этой причине являющийся, пожалуй, самым посещаемым туристами малым городом Севера, на протяжении веков являлся тем самым локальным центром между регионами и городами покрупнее, феномен которого я описал в посте про
Касимов.
37.
Сохранившееся историческое наследие здесь огромно - 28 храмов и несколько десятков зданий, но всё это какое-то не такое выразительное и подлинное, как в соседней Тотьме, в Каргополе или в Сольвычегодске.
38.
Возможно, город исторически сложился как менее самобытный; отчасти, виноват туризм, который в нашей стране, увы, часто приводит к "лакировке" и утрате аутентичности.
39.
Так что в
моё посещение города в августе 2013 года больше, чем панорама города с Сухоны, меня поразила местная налоговая агитация.
40.
41.
Стоит написать и про Кириллов - вот уж действительно город одной достопримечательности.
42.
Зато какой - Кириллово-Белозёрский монастырь; это, как уже упоминалось выше, был одним из центров освоения всего Севера; тем более, что, в отличие от Соловков, поселение около монастыря здесь официально стало городом ещё в екатерининские времена.
43.
Монастырь грандиозен - в северных землях с ним может сравниться только
Соловецкий монастырь.
44.
Но сам город не очень примечателен - есть немного старой застройки, но это такой средний уездный центр XIX века.
45.
Вологда - после некоторых колебаний я решил написать и про этот крупный город.
46.
Конечно, в 300-тысячном региональном центре, пусть даже и историческом, не может быть такой атмосфере, как в каком-нибудь старинном маленьком городке. Но Вологде удалось избежать многих негативных последствий урбанизации и городского развития последнего столетия - масштабной и неразборчивой индустриализации, реконструкции и сноса целых районов. Конечно, и тут возводились заводы и новые районы, и сносились церкви и старые кварталы - но такое ощущение, что соседний промышленный Череповец оттянул на себя почти все эти мероприятия, а в Вологде, как где-нибудь во Владимире на Золотом кольце, город строился осторожно, исторический центр оказался мало затронут.
47.
48.
Очень важный показатель - то, что обком/горком/администрация, страшненькое брежневские здание здесь воткнули не где-нибудь вместо соборов и старой застройки, а немного в стороне - как в том же Владимире.
49.
50.
Соборы, церкви, уютные улочки с прекрасными деревянными особняками (именно особняками, а не домами деревенского вида, как это бывает почти во всей остальной России) над тихой рекой, северная атмосфера в сочетании с относительной цивильностью и заботой о памятниках - это Вологда.
51.
Впрочем, последнее здесь понимается своеобразно и по-российски: очень многие дореволюционные деревянные памятники оказываются или сгоревшими, или брошенными, или благополучно сносятся, реставрируются немногие, и не всегда с полным сохранением исторического облика, так сказать - наличие денег опять не идёт на пользу эстетической стороне российской действительности.
Не только деревянные, каменные тоже, но дерево у нас как-то особенно недолговечно.
52.
Но, так или иначе, Вологда всё равно остаётся одним из самых атмосферных и живописных крупных городов России.
53.
Солигалич, который расположен в северном углу Костромской области - это вроде как официально уже не Север.
54.
Но атмосфера северная - какая-то прозрачность в сочетании с запущенностью и безвременьем; обшарпанные белые храмы, река и хвойный лес.
55.
Грандиозные и покосившиеся деревянные сооружения.
56.
И поезда там, где и РЖД и в помине нету.
57.
Ну и сейчас это тупик дороги - хотя севернее ещё и Тотьма, и Архангельская область, и раньше дорога была; но сейчас, если ехать из Костромы, то упираешься в Солигалич.
58.
В общем, такой ближний Крайний Север всего в 600 километрах от столицы.
59.
Как я добирался из Солигалича в Тотьму через Северные Увалы и заброшенные деревни - об этом я расскажу в отдельном посте.
60.