Наряду с
Усть-Каменогорском это самый русский крупный город Казахстана - если не по теперешнему состоянию, то по расположению и истории.
Петропавловск был основан в 1752 г. в составе Ново-Ишимской оборонительной линии, примерно в одно время со соседними крепостями юга Западной Сибири - Омском и Курганом. Границы империи постепенно сдвигались на юг, выходя из лесов и болот в более приятную для жизни степь, и вынесенные коммуникации (попросту говоря, Сибирский тракт) должны были прикрываться укреплениями - казахские жузы ещё не были полностью подчинены России, и южная граница Сибири оставалась неспокойной. Каждая оборонительная линия пролегала на несколько десятков километров южнее предыдущей, и российская граница двигалась на юг.
Это были земли Сибирского казачьего войска
В 1807 г. крепость Святого Петра официально получила городской статус - на севере страны раньше это произошло только с Семипалатинском, древние среднеазиатские города Южного Казахстана (Туркестан, Чимкент, Тараз) не в счёт.
Интересно, что более известный Петропавловск, Петропавловск-Камчатский, стал городом примерно в тот же момент - в 1812 году.
В 1894 г. через Петропавловск прошёл исторический, южный ход Транссиба, город ещё раз встал в один ряд с Омском, Курганом и другими зауральскими городами. Это была первая железная дорога широкой колеи на территории Казахстана - соединившая немного ранее Поволжье с западно-казахстанским уральским линия была узкоколейной.
Петропавловск к XX веку был довольно крупным городом, но имел скорее местное значение - транспортный центр и центр переработки сельскохозяйственной продукции (скотобойни) для аграрной округи.
Город почти всю свою историю административно принадлежал сибирским землям - он был уездным центром сначала Тобольской, а потом Омской губернии. Только в рамках блистательной советской национальной политики Петропавловск в 1920-е прирезали сначала к Киргизской, а потом к Казахской ССР. Думаю, причина была такая же, как у того факта, что первые годы существования Казахской ССР её столицей был русский Оренбург - в Казахстане просто не было крупных городов.
Несмотря на то, что главный ход Транссиба сейчас северный, проходящий полностью по российской территории (Тюмень - Омск), некоторое количество поездов всё ещё проходит через Петропавловск. Государственное стремление к "казахизации", к приданию национального колорита всему что можно здесь, в отличие от многих других стран, ограничено, о чём свидетельствует, в частности, двуязычие Северного Казахстана. Вот и в плане железных дорог удалось договориться: проходящий по территории российской Оренбургской области участок железной дороги Уральск - Актюбинск (в районе Соль-Илецка) эксплуатируется казахстанским оператором КТЖ, а участок Транссиба Курган - Омск в районе Петропавловска эксплуатируется РЖД.
Главное промышленное предприятие города - завод тяжёлого машиностроения; как и в России, успешные предприятия машиностроительной отрасли в Казахстане - не частое явление. ПЗТМ хорошо себя чувствует во многом потому, что производит оборудование для национальной нефтегазовой промышленности, которая (опять-таки, как и в России) - главный двигатель казахстанской экономики.
Несмотря на всю свою историю и большое экономическое значение, Петропавловск сравнительно небольшой город - здесь проживает лишь немногим больше 200 тысяч человек, это 14-е место в стране.
3.
Как и во многих северо-казахстанских городах, где в советское время преобладало русское население, население Петропавловска за последние 25 лет снизилось - на 10.8% (что даже больше, чем в соседнем
российском Кургане). Вообще, в Казахстане очень большие контрасты в демографической динамике у городов с преимущественно казахским и преимущественно русским населением. Население Казахских городов в последние десятилетия выросло очень значительно, в России такие показатели можно встретить только в Москве, пригородах крупных городов, в северокавказских и нефтяных городах; в то же время население русских городов часто так же разительно уменьшилось; городов с небольшим ростом или небольшим уменьшением численности населения, как в России, немного. Очень многие русские уехали, а у оставшихся рождаемость в целом ниже, чем у казахов - но, несмотря на это, казахов в городе всё ещё лишь около четверти населения; это один из самых русских областных центров страны.
4.
Как и везде на Севере (и почти везде в Казахстане), вроде как ничего в Петропавловске не нарушает картины дружбы народов.
5.
6.
7.
Cтарого в Петропавловске не очень много, но для Казахстана с его преобладанием советских моногородов это не так уж и мало.
8.
Такое ощущение, что то, что есть - в основном краснокирпичное.
9.
В дореволюционные времена был крупным по меркам Российской империи, и самым крупным на территории современного Казахстана (40.4 тыс. чел. по состоянию на 1897 г.), но город никогда не имел статуса выше уездного центра, в связи с чем застройка тут имеет именно что уездный облик.
Как и почти во всех крупных казахстанских городах, в Петропавловске подчёркнуто есть большая православная церковь и большая мечеть. В отличие от большинства казахастанских городов, церковь здесь не "для виду", а исторический собор в стиле сибирского барокко.
А мечеть Кызыл-Жар, наоборот, новая - сказывается русская сущность города.
10.
Ещё тут есть костёл - самый старый в Казахстане. Как и почти все костёлы Российской империи, это польский костёл; как и в других случаях, поляки попали сюда как ссыльные после восстаний XIX века.
Центральная площадь - с огромным национальным флагом, что вообще характерно для Казахстана.
11.
Как и подобает западносибирскому городу, в Петропавловске есть район Подгора - некогда деревянное предместье, противостоящее собственно городскому центру. Как и в
петропавловским постам Тобольске, именно в Подгоре сосредоточена основная часть городских достопримечательностей.
Я, к сожалению, мало что увидел из этого, и могу отослать вас к подробным
петропавловским постам Варандея Как и для большинства проезжих путешественников, главной достопримечательностью Петропавловска для меня стала пешеходная зона улицы Конституции Казахстана с малыми скульптурными формами.
12.
13.
14.
Сама пешеходная зона - даже не по-российски, а прямо-таки по-европейски уютная.
15.
Малые скульптурные формы и советские артефакты - не так уж редкие в Казахстане, несмотря на благоустроенную современность центров крупных городов.
16.
Не только скульптурные формы, но ещё и некое декоративно-реквизитное оформление - в России мне такое в таких масштабах только в Москве припоминается:
17.
18.
В Казахстане на периферии и окраинах крупных городов не редкость увидеть совсем печальные пейзажи - убитый асфальт, столбы, пыль. Но центр даже небольшого регионального центра сейчас всегда благоустроен и носит какой-то отпечаток местной специфики. По уровню ухоженности своей парадной части Петропавловск, в принципе, не уступает Алма-Ате и Астане.
19.
Про большую часть российских провинциальных центров такое сказать нельзя; и это при том, что Казахстан по многим параметрам даже более централизованная страна, чем наша - например, по количеству денег, вкладываемых в столицы. Это специфика большого, но не такого гигантского государства, как наше; ещё мне кажется, что это всё же связано с тем, что казахстанское государство всё-таки национальное и (без прямой связи с этим фактом) тут получше с национальной идеей.
20.
В этих местах ещё есть разветвлённая речная сеть - хотя и значительно более редкая, чем в паре сотен километров к северу - но уже много озёр ( как пресных, так и солёных).
Главное городское озеро - Пёстрое:
21.
В целом, природа в Петропавловске российская - город окружает вполне курганского или омского вида лесостепь, поля и берёзовые перелески, но если отъехать на пару десятков километров на юг, то деревья совсем расступаются...
22.
а потом начинаются чисто казахстанские безбрежные просторы.
23.
Некогда целинные земли, за которыми ждал меня Кокчетав.
24.
25.