Пермь: настоящее и будущее городского общественного транспорта

Jul 10, 2016 01:44















Пермь - город многоплановый и сложно устроенный и, самое важное, разбросанный на огромной территории, так что вопрос транспорта тут имеет большое значение.




Тут нет метро, как в Москве или в соседнем Екатеринбурге, нет таких пробок, как в Москве или в соседней Уфе, нет тут и скоростного трамвая, как в Волгограде, который тоже страдает от растянутости своих кварталов и районов (хотя больше, чем Пермь).
Зато тут есть городская электричка - одна из немногих прижившихся в России систем.
Трамвайная и троллейбусная системы относительно востребованы и загружены.
Но их потенциал не может полноценно реализоваться из-за того, что они присутствуют только в основной части города - для раскинутых по территории в 800 квадратных километров периферийных городских районов остаются только автобусы и (для некоторых районов) городская электричка. Наверно стоит ещё раз, специально для этого поста уточнить понятие "основная часть города" применительно к Перми -это менее 20% территории города с плотной застройкой, где сосредоточено почти 70% населения.

6.


Автобус остаётся основным видом городского транспорта на огромной территории Перми.

7.


Его конкурентосопособность явно повышает тот факт, что в Перми почти нет маршруток и в основном пассажиров перевозят автобусы большой вместимости.

8.


Невероятное преимущество системы городского общественного транспорта в целом - наличие навигации, в которой знаменитые автобусные остановки авторства Артемия Лебедева играют не последнюю роль (хотя сейчас в городе их осталось совсем немного).

9.


В самом деле, мало где за пределами столиц можно увидеть на остановке что-нибудь кроме знака "остановка" (перечень маршрутов, название остановки). А в Перми можно даже узнать расписание любого маршрута городского транспорта - если не на остановке, то на официальном сайте.

10.


Сейчас систему пермского городского транспорта можно отнести к одной из успешных по российским меркам - хотя и отстающей по ряду показателей от соседних Ижевска и Екатеринбурга.

11.


К важнейшему достоинству городской транспортной системы стоит отнести высокую степень интеграции между различными видами транспорта - система приближается к интермодальной. Однако, и тут не всё так гладко: между видами наземными электротранспорта и особенно между троллейбусом и автобусом существует конкуренция на одних и тех же транспортных коридорах, в результате чего страдает, как правило, троллейбус; требуется оптимизация маршрутной сети для увеличения сбалансированности городской транспортной системы.

12.


13.


Несмотря на отсутствие развития сетей электротранспорта в последние 20 с лишним лет, линии трамвая и троллейбуса покрывают значительную часть основной части Перми.
Трамвайная сеть довольно компактна - 46.7 км по оси улиц, 17-е место в России (при 13-м месте города в стране по населению и 6-м по объёму промышленного производства).

14.


Сеть практически полностью охватывает основное городское ядро, ту самую его основную часть - исторический центр, культурный/торговый/административный центр, окружающие его с запада, востока и юга районы с плотной, преимущественно многоэтажной застройкой.
На мой взгляд, по своей топологии местная трамвайная сеть - одна из самых красивых в России: неправильной формы кольцо в центре, от которого отходят 5 радиальных линий (одна из которых разветвляется).

15.


Сейчас действует 9 трамвайных маршрутов, самые популярные из которых - 4, 5 и 11.

16.


Можно сделать вывод, что транспортный коридор железнодорожный вокзал Пермь II - исторический центр - Мотовилиха (микрорайон Висим), обслуживаемый маршрутом №4, по-прежнему остаётся одним из наиболее загруженных в городе.

17.


Вполне понятна и загруженность направлений промзона Осенцы - спальне районы Балатова - Автовокзал и Колхозный рынок - исторический центр - Мотовилиха (маршрут №11) и железнодорожный вокзал Пермь II - Автовокзал и Колхозный рынок - южная промзона - спальные районы Бахаревки (маршрут №5).

18.


В сутки вагоны пермского трамвая перевозят чуть больше 100 тысяч человек - это 14-е место в России по этому показателю, и третье с конца место среди трамвайных систем крупных городов Урала.

19.


Меньше только в Уфе, где от прежней трамвайной сети мало что осталось, и в Нижнем Тагиле, где подвижной состав практически исчез с линий. Можно сказать, что в плане востребованности пассажирами пермская трамвайная система - такой российский "крепкий середнячок"; по меркам очень трамвайного Урала она скорее отстаёт.
Собственно без малого 230 вагонов городского трамвая - это почти сплошь Усть-Катавский завод; более трети - КТМ-5 :

20.


21.


И не столь старые КТМ-8.
И практически новые (правда, высокопольные) КТМ-19:

22.


23.


И минские вагоны АКСМ (тоже высокопольные).
И почти четверть подвижного состава - это более-менее современные полунизкопольные вагоны КТМ-23:

24.


В общем, обновление трамвайного подвижного состава в Перми продвигается значительно успешнее, чем во многих других российских городах
По действующему генеральному плану Перми предполагается довольно существенное развитие трамвайной сети. Их не предполагается строить за пределами основной части города, но в её пределах новые трамвайные пути должны появиться практически во всех частях - в Парковом, в Балатово и Нагорном, в Бахаревке и Крохалёва, в Липовой горе, в Горках и Садовом. Протяжённая хордовая линия по Стахановской - Чкалова - Старцева должна будет соединить напрямую в обход центра западные и восточные жилые районы, что приведёт к значительному усложнению топологии сети (появится ещё несколько ярусов). При даже частичном осуществлении этих планов значение троллейбуса в пермской городской транспортной системе, видимо, снизится ещё больше - многие будущие трамвайные линии дублируют существующие троллейбусные, причём наиболее загруженные на сегодняшний день (особенно в Парковом).
Мне кажется, при сохранении теперешних тенденций развития общественного транспорта в Перми (отказ от строительства метро, сокращение троллейбусной сети, модернизация трамвайной системы) вполне можно надеяться на хотя бы частичное осуществление этих планов; в этом случае доля трамвая в городских пассажирских перевозках может восстановиться до оптимального уровня, сопоставимого с российскими городами-лидерами (Самара, Екатеринбург, Коломна).

25.


Существуют ещё красивые и стройные планы превратить пермский трамвай в настоящую скоростную систему по типу немецкого штадтбанна или брюссельского преметро - с тоннельными участками в центре города; по этим же планам предполагается сделать частично подземной хордовую линию от Балатова до Садового (хотя в целесообразность данного плана мне верится гораздо меньше). Есть ещё план вновь пустить трамвай в правобережную часть города - только теперь уже не по старому Коммунальному мосту, а по новому Красавинскому.
Так трамвайные вагоны сразу после пересечения Камы окажутся в населённой части Правобережья (Судозавод и Водники); оттуда уже не так далеко до Закамска, куда и предполагается дотянуть линию.

26.


Хотя по мне так лучше осуществить план ещё 2004-2005 годов: электрифицировать промышленную железнодорожную линию Курья - Химград и запустить в Закамск городскую электричку. Это будет и дешевле, и, вероятно, немного адекватнее загрузит этот незаслуженно остающийся в тени вид городского транспорта.
Ну, то есть пермская городская электричка - одна из более-менее успешных систем: она по крайней мере прижилась в городе и её никогда не отменяли (за исключением короткого периода в начале 2015 года, когда всероссийский погром пригородного железнодорожного транспорта достиг своего пика - после этого линия городской электрички была сокращена до границы города).
Из 7 российских более-менее полноценных систем городского железнодорожного транспорта (или 8, если считать открывающуюся в сентябре Московскую Кольцевую железную дорогу) пермская при длине 50 км и 22 станциях на единственной линии - 4-я по этим показателям.
Пассажиропоток при этом довольно скромный - 1.7 тысяч человек в день - хотя и не такой скромный, как на городских железнодорожных линиях в Уфе или Рязани.
В принципе, учитывая то, что в день курсирует всего 4 пары поездов по всему маршруту, плюс ещё 1 пара по западному сегменту (Курья - Пермь II).
Но, так или иначе, пермская городская электричка - единственный вид транспорта, на котором можно относительно быстро (час с небольшим) и в гарантированный срок пересечь весь этот необъятный город; это единственный вид электротранспорта за пределами основной части Перми.
Очевидно, что реальное количество городских пассажиров, перевозимых железной дорогой в Перми, гораздо выше - обычные пригородные электрички ходят относительно часто (16 пар в день на Горнозаводском направлении, 12 пар на Западном 7 пар на Восточном).

27.


Кроме того, железная дорога ещё с 1960-х годов неплохо интегрирована в городскую структуру (большое количество остановочных пунктов и станций, многие из которых расположены в крупных узлах формирования пассажиропотока).

28.


На мой взгляд, оптимальным решением было бы увеличение частоты курсирования городской электрички - возможно, вплоть до введения тактового движения (например, каждые полчаса). Также немаловажным шагом было бы развитие и без того немаленькой сети - кроме строительства линии в Закамск, новые участки могли бы появиться на линии от Лёвшино через плотину КамГЭС в Гайву (возможно, с закольцовкой на Пермь-Сортировочную); менее перспективным, но также возможным мне видится организация движения городской электрички по Восточному направлению - например, до Липовой Горы.
Теперь, наконец, можно перейти к следующему виду наземного городского транспорта - троллейбусу.
Пермская троллейбусная сеть всегда была невелика - а после недавних закрытий линий стала ещё меньше.

29.


Сейчас общая протяжённость троллейбусных линий в Перми - 35.9 км, 41-я из 77 российских троллейбусных систем (это примерно как в меньших по размеру Твери и Липецке или в сопоставимом, но пережившим практически полное уничтожение электротранспорта Воронеже).
Троллейбусные линии присутствуют во многих частях основной части города, но основные транспортные коридоры обслуживаются трамваем, и во многих местах трамвайные линии дублируют троллейбусные.

30.


Городская троллейбусная сеть не столь изящна топологически, как трамвайная: её основой служат две перпендикулярные линии в центре - по Комсомольскому проспекту и по улице Пушкина, от которых отходят все радиальные линии, за исключением юго-восточной линии в обход города, проходящей по улице Белинского и бульвару Гагарина.

31.


Сейчас действует 6 маршрутов, самыми загруженными линиями остаются западная, связывающая жилой район Парковый с рынком, автовокзалом и центром города.

32.


И южная линия, связывающая центр с микрорайоном Крохалёва; у 4 из 6 городских маршрутов конечная именно там.
Кроме того, троллейбус остаётся основным видом транспорта на главной и парадной улице города, на Комсомольском проспекте.

33.


Велика также его роль в перевозках на западном отрезке улицы Ленина вдоль Эспланады к железнодорожному вокзалу Пермь II.

34.


35.


36.


А в масштабах города роль троллейбуса в пассажирских перевозках продолжает снижаться вследствие закрытий последних лет; сейчас в сутки этим видом транспорта в Перми перевозится уже менее 50 тысяч человек.

37.


Это 39-е место в России, по этому показателю Пермь сопоставима с гораздо меньшим по размеру Кировом и Ростовом-на-Дону, где, как и в Воронеже, городской электротранспорт какое-то время находился под угрозой исчезновения. Вместе с тем, удельная загруженность городского троллейбуса несколько выше среднероссийского уровня.
Невысокая роль троллейбуса в системе городского общественного транспорта объясняется не только более развитой трамвайной сетью, частично дублирующей троллейбусную, но и дублированием автобусными маршрутами троллейбусных - этой часто встречающейся в России бедой.

38.


То есть, конечно, автобусные маршруты дублируют и трамвайные, но у трамвая в Перми, как правило, есть конкурентное преимущество обособленного движения, которого нет у троллейбуса, который движется в одном потоке с автобусами и автомобилями, и стоит в тех же пробках.
Сейчас в Перми 135 троллейбусов, из которых 46 - современные ТролЗа "Мегаполис", купленные городом в 2010-2011 гг.

39.


Как видно, пермский троллейбус, как и трамвай, характеризуется высокой степенью обновления подвижного состава; при чём эта степень даже несколько выше, чем у трамвая. Остальные троллейбусы - это вполне традиционные для наших городов старые ЗиУ.

40.


Интересно, что, если исходить из городского генплана, действующего до 2020 года, пермские планы по развитию троллейбуса ещё масштабнее, чем пермские планы по развитию трамвая.
В отличие от трамвайных планов, троллейбусные не предусматривают перехода этого вида электротранспорта через Каму (хотя такое положение входило в "концепцию развития городского пассажирского транспорта" на 2005-2008 гг.), но зато плотность и длина троллейбусных линий в основной части города должны существенно увеличиться. Троллейбус должен продублировать трамвайную линию в Мотовилиху и пойти дальше, до микрорайона Вышка и даже до КамГЭСа (Молодёжный), должна появиться троллейбусная линия от Балатова до микрорайона Бахаревка, который должен появиться на месте закрытого аэропорта. Впрочем, последнему плану немного противоречит тот факт, что сейчас и в Балатово движение троллейбусов не осуществляется.
Планы троллейбусного развития немного противоречат трамвайным в том аспекте, что новые троллейбусные линии часто дублируют существующие или планируемые трамвайные, при чём не всегда на самых загруженных направлениях. Я нахожу планы по развитию троллейбусной сети менее вероятно осуществимыми, чем планы по развитию трамвайной сети.
Пора бы уже написать и об автобусе, который в силу огромной площади и слабой плотности населения на большей части территории города, а также концентрации линий электротранспорта на небольшой части территории города остаётся основным по количеству перевозимых пассажиров городским транспортом.

41.


42.


Но, к сожалению, количество информации об автобусе непропорционально его значению в жизни города. Известно, что существует 67 постоянных маршрутов; несомненное достоинство Перми вообще и пермского автобуса в частности - что маршруток всего 7 линий, что, несомненно, увеличивает качество транспортного обслуживания населения.




43.


Ещё одно достоинство - в Перми, как и в Питере, по крайней мере некоторые городские автобусы снабжены информативным и видным издалека маршрутным указателем:

44.


Только около трети маршрутов обеспечивают перевозки в пределах основной части города, остальные обеспечивают связь центра города и удалённых пермских районов или удалённых пермских районов между собой.

45.


46.


Такое ощущение, что большая часть автобусов - бэушные немецкие машины.

47.


48.


В некотором роде пермский автобус больше других видов транспорта отражает территориальную специфику города: почти все конечные носят имена десятков пермских микрорайонов, в то время как в российской практике, как правило, конечные - как и большая часть остановок - носят имена улиц. В связи с тем, что многие крупные и удалённые районы больше похожи на города, чем на районы, то и ориентироваться проще по их названиям, а не по названиям улиц, которые к тому же могут повторяться.

троллейбус, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, июль, городская электричка, автобус, трамвай, Пермский край, Пермь

Previous post Next post
Up