Шарья

Jan 15, 2016 01:57









Костромская область - регион диспропорциональный, как вся наша страна: запад и юго-запад - поля, леса, города, деревни; северо-восток - леса, леса, леса, деревни, как-то так. Даже плотность населения в Костромской области - примерно как в России в целом. Логично, что почти всё население - на юго-западе; сама Кострома также находится на крайнем юго-западе региона. А центр восточных районов области, удалённых от Костромы более чем на 300 километров - это Шарья. Город третий в регионе по населению, не очень большой; но, по моему опыту, в России удалённые небольшие города, являющиеся центром притяжения для окрестных малонаселённых районов, часто выглядят более ухоженными и цивилизованными, в большей степени городами, чем иные региональные центры Средней Полосы.
От Макарьева почти до самой Шарьи меня подвезли очень милые шарьинцы, возвращавшиеся домой из Костромы. За Макарьевом средняя полоса и Центральная Россия совсем кончается, начинается север, в основном состоящий из хвойных лесов.
Место, где я ночевал - что-то вроде шарьинской зоны отдыха; это лес у старицы крупной реки Ветлуги:

3.


Но на следующий день довольно быстро выяснилось, что подвозившие меня шарьинцы - самое приятное, что есть в Шарье.

4.


Шарья оказалась таким довольно оживлённым, но забытым Богом северным городом - бараки, разбитые дороги, грязь, облезлые здания, почти полное отсутствие городской среды, застройки и какого-то лица города.

5.


6.


7.


8.


9.


Дороги в Шарье значительно хуже, чем за её пределами; впрочем, это вообще занятное свойство Костромской области, которое наблюдается и в столице региона.

9.


Такой суровый лесной край, где никто не думает о внешней стороне вещей.

10.


Такой край света, вдруг оказавшийся между Средней Полосой и Вяткой. Стоит отметить, что лежащая восточнее Кировская область выглядит местами не лучше Шарьи, но там даже в маленьких городках по большей части лучше с городской средой и инфраструктурой.

11.


И, конечно, машина времени - только не такая, как в Ивановской области, где ощущаешь себя в пролетарском городке этак годов 30-х - 50-х, а такая, что чувствуешь себя в тех же 30-х, но где-нибудь в лагерном краю на Севере или в Сибири.

12.


Как лежащая несколькими сотнями километров севернее Архангельская область, только без деревянных тротуаров (которые бы тут совсем не помешали).

13.


Если Макарьев - это крайний северо-восточный форпост Средней Полосы, то Шарья - это крайний южный пункт Русского Севера; она находится южнее Вологды.

14.


Печальное положение дел дополняется тем, что город всё-таки довольно большой, ещё больше по площади его делает запутанная планировка и преобладание бараков и частного сектора.

15.


В городе живёт почти 24 тыс. чел.; как и почти везде в российской нечерноземной провинции, его население убывает.

16.


17.


Но демографическая обстановка здесь относительно благоприятна: несмотря на неблагоустроенность и неуютность города, население за постсоветское время здесь уменьшилось всего на 11% (в сравнении почти с 20% убыли населения в целом по региону).

18.


Это можно объяснить тем, что Шарья - центр притяжения не только для окружающей местности, но и для других городов и городков восточной части Костромской области.

Шарья была основана в 1905 году при строительстве железной дороги Петербург - Киров - Урал, в 1938 году она получила статус города.

19.


20.


Тут не сформировалось никакого ансамбля центра города или даже сколько-нибудь цельной застройки, что не очень обычно для сформировавшегося в советское время города. Но на Русском Севере многие не исторические города выглядят так.

21.


Соответственно, достопримечательностей здесь почти нет.

22.


А те, что есть, в основном связаны с железной дорогой, это циркульное (круглое) депо (до которого я не добрался) и здание железнодорожного вокзала.

23.


Обратите внимание, что даже здание вокзала здесь в неважном состоянии.
По моему опыту, даже в совсем захолустных городах, где весь жилой фонд состоит из полуразвалившихся бараков, железнодорожный вокзал чаще всего отремонтирован и покрашен.

Единственное обнаруженное мною достойное отдельного внимания здание, не связанное с железной дорогой - это великолепное деревянное здание с колоннами, расположенное на центральной, практически парадной Октябрьской улице.

24.


Насколько я понял, там располагается городской ЗАГС.
Центральная (но не главная) Октябрьская улица, в отличие от большинства главных улиц провинциальных российских городков, не является внутригородским продолжением большой дороги, она довольно тихая и соединяет район вокзала с районом рынка и главными магазинами.

25.


26.


Она, а также прилегающий участок улицы Ленина - единственные куски города, которые я обнаружил в Шарье.

27.


28.


29.


А немного дальше пройдёшь по улице Ленина - и опять никаких тротуаров, и немного недорогой современной безвкусной застройки, выглядящей не лучше бараков:

30.


А в другую сторону - там сразу становится вот так (виднеется Никольская церковь):

31.


И это всё главные улицы города, не задворки, задворки выглядят вот так:

32.


В центре есть ещё пара приятных старых деревянных домов, составляющих основную прелесть северных городов - но больше в Шарье я их нигде не видел.

33.


Судя по карте, на западной окраине Шарьи есть парк, но я до него не добрался.
В центральной части города, по сути, есть только одна полноценная зелёная зона - сквер Памяти:

34.


Где-то между самым-самым центром и вокзалом:

35.


А оживлённая привокзальная площадь - на которой ещё и автовокзал - она уже такая:

36.


Посадочные платформы автовокзала:

37.


Ещё на северо-восточной окраине города есть аэропорт, до недавнего времени действовавший - в Костромской области долго сохранялась местная авиация. Она дотировалась, и поэтому можно было из областного центра долететь до Шарьи по цене автобуса, но в 6 раз быстрее.
Городской общественный транспорт:

38.


В городе 5 автобусных маршрутов - меньше половины от того, что когда-то было.
Автобусы играют большую роль не только в силу большой территории самой Шарьи, но ещё и в силу наличия у неё такого пригорода, как посёлок городского типа Ветлужский, примыкающий к городу с запада. Ветлужский лишь вдвое меньше самой Шарьи, образуя с ней настоящую агломерацию. В нём находится крупнейший в стране производитель древесных плит "Кроностар". Чаще всего ходящий 14-й автобусный маршрут соединяет шарьинский вокзал с Ветлужским.
Трогательное локальное благоустройство:

39.


От автовокзала, не найдя прохода к циркульному депо, и торопясь поскорее уехать в сторону Котельнича и Кирова, я стал выбираться скользкими и испещрёнными лужами шарьинскими улочками к восточному выезду из города.
Улица Вокзальная, по идее одна из главных в городе:

40.


В 20-тысячных городах я такое видел, наверно, только в Архангельской области и Карелии, но там хотя бы есть деревянные мостки.
Причём Костромская область - не самый бедный регион, она богаче не только Ивановской, но и Владимирской, и Псковской области; а Шарья - не самый бедный город региона. Тот же Макарьев депрессивнее и беднее; в Шарье есть работа (прежде всего переработка леса и железная дорога). Так что, как это часто бывает в России, тут дело не в скудости местного бюджета, а скорее в местной власти, мне кажется.

Я пешком вышел из города и направился в сторону объездной. Тут родная страна вновь решила меня поразить своими контрастами: восточнее Шарьи на объездной я неожиданно оказался на настоящей двухуровневой развязке.
Прямо - Великий Устюг, Котлас и Архангельск, направо - Котельнич и Киров, налево - центр Шарьи, назад - Нижний Новгород, Кострома и Москва:

41.


При этом средняя частота движения автомобилей по любому из сегментов этого восхитительного решения транспортных проблем восточной столицы Костромской области не превышала 1 штуки в 5 минут.

За развязкой я довольно долго торчал под моросящим дождём, пока меня не увезли прям до самого Котельнича.
Вообще, трасса Кострома - Киров оказалась на удивление востребована людьми, едущими издалека и далеко - меня в основном подвозили машины, едущие до самых Уральских гор. Был, конечно, соблазн не вылезать у каждого столба и доехать за полдня до самой Перми

Костромская область, Русский Север, Урал_Алтай_Иссык-Куль-2015, Россия, путеводитель, Центр, 2015, Шарья, июль, большое путешествие

Previous post Next post
Up