Печоры - город примерно в 50 км западнее Пскова, на самой эстонской границе. Современная российская граница в этих местах сейчас совпадает с исторической границей России, которая проходила здесь на протяжении нескольких столетий вплоть до XVIII века, когда победы в Северной войне отодвинули её на запад. Печоры выросли вокруг монастыря, который, будучи мощной крепостью (хотя и не такой мощной, как Изборск) охранял дальние подступы к Пскову. Таким образом, в древние времена Печоры были дальним псковским "пригородом".
И сейчас Псково-Печёрский Свято-Успенский монастырь - главное, что есть в городе:
3.
Как видно, монастырь расположен не на холме, как большинство крепостей, а в глубоком овраге и на его склонах:
4.
При этом основные храмы и, главное, знаменитые пещеры расположены в овраге, куда надо спускаться от ворот.
5.
Собственно, с пещер монастырь и начался. Скорее всего, они естественного происхождения; в конце XIV века бежавшие с юга от набегов монахи крымских татар поселились в местных пещерах. В XV веке в одной из пещер появилась церковь, что можно считать началом монастыря здесь. При этом только в 1521 году находящаяся на границе с немецкими землями обитель была укреплена стенами - сначала деревянными, а с 1560-х годов каменными; только после этого Псково-Печёрский монастырь превратился в настоящую крепость.
6.
Монастырские стены выдерживали множество осад; как и все псковские крепости, Печорская утратила своё военное значение только после Северной войны в начале XVIII века, которая отодвинула границы нашего государства на запад.
Комплекс Успенской (1473 г.) и Покровской (1750-е гг.) церквей, имеющий только передний фасад, большая часть помещений - внутри горы; слева - церковь Николы Ратного (XVI век):
7.
Монастырь отличается какой-то повышенной уютностью и миниатюрностью форм, напоминая этим соседнюю Прибалтику (опять я про европейский регион Псковщину):
8.
Хотя сами архитектурные формы и стили. конечно, скорей русские:
9.
И уже по воротам видно, что Печорская крепость - самая несуровая во всей Псковской земле:
10.
Стены крашеные, кровли зелёные.
Думаю, это связано с тем, что всё это поддерживалось в хорошем состоянии всё время, в том числе последние несколько столетий, когда все остальные крепости давно утеряли своё военное значение и потихоньку разваливались. Это не значит что Печорская крепость сохраняла военное значение - но в монастыре стены имеют и символическое значение, и практическое вне всякой связи с военными действиями. Всё-таки монастырь с его монашеской жизнью - это особый мир, который нуждается в некоторой изолированности от внешнего мира. Кроме того, монастырские стены (особенно когда они не должны вставать на пути у вооружённых отрядов) имеют и декоративное значение - с чем, видимо, связано их украшение, которое я наблюдал не только в Печорах.
11.
Но большая часть стен всё же имеет более традиционный и простой вид:
12.
Единственное масштабно-величественное сооружение монастыря - классицистический Михайловский собор, построенный к 1827 году:
13.
(Обратите внимания на монастырскую велопарковку в левом нижнем углу кадра)
Ещё одна российская примета - торжественно-шаблонный памятник игумену Корнилию (убитому в 1570 году параноиком-садистом Иваном Грозным) перед монастырём:
14.
15.
Но Псково-Печорский монастырь - не единственная достопримечательность города Печоры.
16.
Хотя, конечно, и самая выдающаяся.
Центр города, примыкающий к монастырю с северо-запада, компактен и не то чтобы интересен, но уютен.
17.
В основном он застроен зданиями конца XIX - первой половины XX века.
Прямо около монастыря - церковь Сорока Мучеников Севастийских XIX века постройки:
18.
А прямо перед ней - Варваринская церковь (деревянное нецерковного эстонского вида здание).
19.
Она уникальна тем, что это православный храм, но не русский, а сету. Сету - это что-то вроде субэтноса эстонского народа, отличающиеся от эстонцев православным вероисповеданием и некоторыми русскими особенностями вроде традиционного костюма или формы традиционного дома. Сету издревле жили в пределах Псковской земли и подверглись сильному влиянию русского народа. Как не занесённые в "официальный" список народов, сету на протяжении последних столетий подвергались сильной ассимиляции - как со стороны русских, так и со стороны эстонцев; сейчас их почти не осталось, но около двух сотен человек ещё проживает в пределах Печорского района, большая часть которых - горожане.
А так достопримечательность главная достопримечательность Печор - водонапорная башня 1913 года:
20.
Сама башня и продолговатая Октябрьская площадь-бульвар перед ней - приятное и даже довольно уютное место:
21.
Хотя торговые ряды, находящиеся здесь с XIX века, были с течением лет перестроены до неузнаваемости.
Печоры в 1920-е и 1930-е были в составе независимой Эстонии, и здания того времени придают городу особый колорит.
22.
Самое выдающееся здание эстонского периода - бывшая кирха Святого Петра (сейчас Петровская церковь), построенная в начале 1920-х годов:
23.
От десятков неоготических кирх и костёлов, строившихся в Российской империи в предшествующие революции десятилетия, это здание отличается большей простотой форм и какой-то скруглённостью, что ли.
И да, как и регион в целом, Печоры выглядят весьма по-европейски, что ещё больше усиливается местами европейской застройкой.
24.
Около кирхи - небольшой парк с необычным для русских городов крошечным круглым прудом, в котором умещается ещё более крошечный остров:
25.
Самое совковое в плохом смысле место в Печорах - это площадь Победы с автостанцией.
26.
Это тоже центр Печор, между прочим.
А за пределами центра Печоры почти по-эстонски разбросаны: город с населением около 10 тысяч человек занимает более 20 квадратных километров. В городе даже есть объездная, обходящая центр с севера (Прибалтийское шоссе) - для транзитного потока в Эстонию; через Печоры проходит самый короткий путь из Пскова и Центральной России в эту страну.
Отдельно стоит сказать про станцию Печоры-Псковские.
27.
Она расположена километрах в 3 севернее центра города, в советское время была узлом пассажирских сообщений (здесь сходятся железные дороги из Пскова, из Тарту и из Риги через Валгу). После развала Союза пассажирское сообщение в Эстонию довольно быстро прекратилось, а дизель на Псков был отменён не так давно, когда мы начали с удвоенной силой искоренять пригородные железнодорожные перевозки. При этом пригородный из Тарту до приграничной эстонской станции Койдула ходит и сейчас.
28.
Так или иначе, станция совсем опустела; есть грузовое сообщение, но оно едва ли очень активное.
29.
Вот такой вот город Печоры.
30.