2.
3.
Порхов - город в Псковской области, между Псковом и Новгородом, примерно в 90 км восточнее Пскова и в 150 км юго-западнее Новгорода. При этом исторически Порхов - это Новгородская земля; выстроенная здесь в 1239 г. деревянная крепость была призвана защищать подступы к Великому Новгороду со стороны Великого княжества Литовского. Дело в том, что Порхов расположен в верховьях реки Шелонь, которая впадает в озеро Ильмень, от которого рукой подать до Новгорода. В те годы основным (а часто и единственным) видом транспорта на Русской равнине был водный, и можно сказать, что Порхов контролировал основной путь к Новгороду с юго-запада.
Уже в 1387 г. деревянная крепость в Порхове была заменена каменной, что было не самым частым случаем в Новгородской земле (в отличие от Псковской): каменные крепости в изобилии встречались в новгородских владениях только гораздо севернее, ближе к Финскому заливу, Неве и Ладожскому озеру.
4.
Крепость пережила десятки осад, и при этом дошла до наших дней в довольно ветхом и немного осыпавшемся, но в целом неплохом состоянии - сохранились 4 башни, одна из которых (Никольская) расположена над воротами и напоминает колокольню:
5.
Крепостные стены сохранились на всём протяжении, и на западном, северном и северо-восточном участках - совсем полностью (включая зубцы):
6.
Южный и юго-восточный сегменты сохранились похуже:
7.
Небольшой участок около не сохранившихся Покровских ворот, где кремлёвская стена полуразрушена:
8.
Башни крепости при этом практически не сохранились (кроме надвратной Никольской), и изнутри представляют собой каменные колодцы:
9.
Порховский кремль, один из 15 более-менее сохранившихся российских кремлей принадлежит к числу самых миниатюрных из них - длина стен всего лишь около 500 м; по этому показателю он значительно уступает соседним Изборскому и Псковскому кремлям.
Внутри крепости сохранилась Никольская церковь начала XV века постройки:
10.
А также довольно деревенского вида деревянные здания XIX века:
11.
Сейчас в первом просто краеведческий музей, он же музей почты:
12.
А в другом - музей, посвящённый жизни города в годы Великой Отечественной войны:
13.
Псковщина в районе Порхова несколько отличается от Псковщины на западе, ближе к Пскову - здесь уже начинается более привычная нам плоская, нередко заболоченная равнина, города тоже имеют более привычный для российской провинции вид. Тем не менее, Порховская крепость изнутри необычно ухоженная и уютная:
14.
15.
Памятник Б.П. Калачёву - агроному, который в войну возглавил местную подпольную организацию:
16.
Но сам город где-то посередине между типичной немного европеизированной псковской провинцией (Остров, Опочка), и гораздо более бедно выглядящей и убитой новгородской (Окуловка, Холм):
17.
Непосредственно вдоль западной стены Порховского кремля протекает неширокая здесь река Шелонь:
18.
На восточном, правом берегу реки кроме крепости ещё можно обнаружить бани - возможно, весьма почтенного возраста, но в ходе многочисленных перестроек сильно поменявшие свой внешний вид:
19.
Ещё бросается в глаза здание местной пожарной части - насколько я могу судить, межвоенной постройки:
20.
C 1905 года и по сей день берега Шелони соединяются единственным автомобильным Железным мостом:
21.
Впрочем, кроме него ещё есть сооружённый в 1897 году на линии Псков - Бологое железнодорожный мост; и несколько пешеходных мостов.
На западном, левом берегу реки - центр города:
23.
Порхов был практически полностью разрушен в последнюю войну, и сейчас основа центра города в основном - это двух- трёхэтажные дома послевоенной постройки:
24.
Здание местной городской администрации носит гордое название, больше подходящее такому зданию в региональном центре:
25.
Сквер в центре городка:
26.
27.
История в центре Порхова - она в основном в табличках на стенах домов:
28.
Городской парк культуры на юго-востоке центра, на левом берегу реки (второй полноразмерный Ленин):
29.
30.
Необычным в Порхове является существование аж двух проспектов на 9 тысяч человек населения.
Пересечение проспектов 25 лет Октября и Ленина, одно из самых центральных мест города:
31.
При этом самое центральное место Порхова, площадь Красной Армии находится вне пределов застройки сталинского времени и довольно уныла:
32.
Здесь же находится и местная автостанция:
33.
К слову, в Порхове существуют аж два городских автобусных маршрута (фактически, оба имеют пригородные участки, заходя в ближайшие деревни).
34.
Ещё в Порхове за пределами кремля сохранились аж три церкви XVIII-XIX веков постройки (Богородицкая и Спасо-Преображенская на юге города, Рождества Иоанна Предтечи на городском кладбище на западе), но я до них не добрался.
Известно, что Псковская область - это классический случай депопуляции (уменьшения) населения: за 100 лет население этих мест уменьшилось более чем в 2 раза. Конечно, в большей степени обезлюдела сельская местность, терявшая население на протяжении почти всего последнего столетия, но уже начиная с конца 1980-х гг. (к сведению больших любителей советского прошлого - уменьшение населения в нашей стране было следствием советского времени, а кое-где началось уже тогда) эта тенденция стала наблюдаться и в городах, в первую очередь в малых. Порхов - один из лидеров по депопуляции среди городов Псковской области - с 1991 года его население уменьшилось с 14 до 9 тыс.чел. (на 35%, больше только в Гдове и Себеже).
35.
В завершение - о станции Порхов. Она находится по порховским меркам далеко за пределами центра города (более километра).
36. a href="
https://fotki.yandex.ru/next/users/atanatar/album/500699/view/1485651?page=2" target="_blank">
Железная дорога пришла в Порхов в 1897 году, и сейчас линия Бологое - Псков, проходящая через город выглядит оживлённо на фоне полуживых железнодорожных линий Северо-Запада: через неё идёт основная часть траффика между Москвой и Псковом.
37.
По меркам Псковской области (где были похоронены почти все пригородные поезда) станция Порхов также оживлённая - в сутки через неё проходят два пригородных Псков - Дно.
Хотя, конечно, в целом железная дорога здесь проигрывает автобусному транспорту: как и водится у нас на тепловозных линиях, поезда идут в полтора раза медленнее автобусов, да и железнодорожный вокзал, в отличие от автобусного, находится не в центре города.
Такой вот город Порхов.
38.