Итак,первый день в школе закончен, время исследовать город...Хотя слово исследовать здесь не совсем к месту, ведь почти весь Рим я к данному моменту уже могу обойти без помощи карт и прохожих, поэтому это больше похоже на вечерний променад.
Не знаю кто как,но я предпочитаю пешую прогулку, возможно это связано с тем, что я целыми днями просиживаю за компьютером, но профессия обязывает...Именно поэтому, пропустив все советы насчет метро и автобусов мимо ушей, я решила добраться до центра города пешком. Если знать короткую дорогу, то от Bologna до Termini дорога занимает всего 20-25минут,а оттуда уже можно на все четыре, по желанию...
Мое главное желание на этот день было оказаться в Santa Maria Maggiore...
полтора года назад я оказалась там во время службы и была сражена ее красотой. К сведению, эта церковь - одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана достаточно распространенная легенда, не раз применявшаяся по отношению к другим религиозным постройкам.
В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Богоматерь и сказала построить церковь на месте, где завтра выпадет снег. Следующим утром, это было 5 августа, на Esquilino лежал снег. После этого и стали возводить церковь. В 440-х ее сменила базилика, посвященная Мадонне, которую построили по приказу папы Сикста II. На данный момент она является самой большой церковь в Риме, все благодаря многочисленным пристройкам.
Вобще я считаю, что каждый, кто едет в Рим, просто обязан посетить эту церковь, хотя бы просто для того, чтобы почувствовать мощь этого строения. Но мое желание оказаться там было связано в первую очередь с одной маленькой деталью - витражом в Розе. Витражи в целом одна из моих маленьких слабостей, но этот особенно. Возможно, это связано с ситуацией, когда мы впервые "познакомились". В тот день на улице было весьма пасмурно и дождливо, кроме того, несмотря на всю мою любовь к церквям, как материальным объектам, я в целом не являюсь верующей, поэтому часто чувствую себя на службах не в своей тарелке. Видимо тут играет свою роль мое излишнее уважение (по-другому это не назвать), я всегда начинаю ощущать себя не к месту... Поэтому тогда я просто стояла в стороне и уже собиралась уходить,когда мой взгляд наконец упал на этот витраж. Надо сказать, что я люблю сидеть в церквях, просто потому что там всегда очень спокойно и можно быть уверенным, что никто тебя не потревожит. Но как уже ясно, в этот раз я оказалась не там и не в то время. Так я и стояла, смотрев на это витраж... именно тогда я ощутила то самое спокойствие, которое искала...
Еще одна потрясающая черта, и кстати не только этой церкви, но и большей части остальных, - это разномастность колонн. Если внимательнее посмотреть, то с вероятностью 98% вы не найдете одинаковых колонн. И правда, при таком количестве развалин почему бы не воспользоваться тем, что есть. В маленьком возрасте я иногда представляла картину: какой-нибудь человек тащит на себе колонну, подходит к стройке и спрашивает:"Колонна не нужна?"...Не знаю, как это происходило в Риме, но позже я узнала, что подобный опыт был в Испании в Кордобе...правда, думаю, все-таки люди колонны на себе не таскали...
Но вернемся к прогулке...от S.Maria по via Cavour можно легко добраться до форумов. Но я не особо хотела быстро бежать в ту сторону и решила просто свернуть в небольшую улочку по правой стороне и медленно двинулась в сторону форумов. Именно в этой части холмы накладываются друг на друга, поэтому улицы ныряют то вверх, то вниз, а людей обычно не так много, поэтому никто не мешал наслыждаться атмосферой. Только иногда кто-то торопился домой, чтобы оттуда двинуться со всей семьей в ресторан, или проходил какой-нибудь такой же турист, как я.
Но вот я и вышла к Foro Traiano и via dei Fori Imperiali...Идти к Colosseo не входило в сегодняшние планы, поэтому бросив на него взгляд, я двинулась в сторону Колонны. На самом деле я обожаю Колизей, именно поэтому и решила, что один день я проведу рядом с ним, чтобы в полной мере насладиться этим Гигантом. А пока Колонна Траяна...Одно из моих желаний - это когда-нибудь подняться по лестнице внутри нее. Правда, думаю, она более несбыточна, чем покупка дома на Канарах, хотя о нем я никогда и не мечтала...
Оттуда мой путь лежал на Piazza d. Quirinale...как раз солнце близилось к закату, и я предвкушала великолепный вид на San Pietro.
Никому не секрет, что фигуры с Аничкова моста в Питере копии с фигур фонтана на Quirinale. Но мне больше нравится смотреть за людьми, которые всеми силами пытаются сфотграфироваться с охраной Palazzo Quirinale. Признаюсь, у меня тоже иногда возникала такая мысль, но я предпочитаю не мешать людям и фотографировать незаметно. И все же вернемся к панораме...Однажды я уже была здесь днем и зимой, тогда небо было действительно по-зимнему голубое. Сегодня же это была оранжевая симфония: рыжие стены, оранжевый закат и холодный силуэт San Pietro, а также немного зелени на крышах домов. В очередной раз я убедилась, что его купол и барабан построены так, что практически при любом освещении кажутся нарисованными... Видимо это все из-за окон на барабане...
Но солнце неумолимо движется вниз, а значит и мне пора спускаться с Квиринала и потихоньку двигаться в сторону дома по via del Quirinale и via XX Settembre. Но по пути домой есть еще несколько остановок, они связаны с "холодной войной" между двумя великими архитекторами: Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини. Так сложилось, что по счастливой/несчастливой случайности жии они в одно время, и уж точно никто не знает, кто кому больше завидовал. Но в результате, когда идешь по Риму, и если видишь постройку, например, Бернини, то следует рядом поискать и Борромини (и наоборот)...Видимо они все же специально строились рядом, чтобы в очередной раз выяснить, кто же круче...Кстати, Sant'Andrea al Quirinale, построенная Бернини, (если идти от Квиринала она попадется первой по правой стороне) в плане очень похожа на божью коровку. В свое время только это мне и помогло запомнить ее и сдать экзамен. Следующая церковь - San Carlo alle Quattro Fontane Ф.Борромини. При чем здесь фонтаны? Просто потому что стоит она на перекрестке, по углам которого 4 фонтана, врезаных в стены домов.
При всей моей искренней любви к Бернини, я считаю, что эту "барочную битву" он проиграл, поскольку плавные линии San Carlo создают такую мощь и напряжение, что глаз оторвать невозможно. Каждая часть фасада, изгибаясь, будто бы работает на пределе возможностей. Я всегда предпочитала динамику....и этим все сказано.
И тем не менее со счетов никого не сбрасываем.
Двигаясь дальше, постепенно заметила, что архитектура раз за разом становится все более современной. И, кстати, нам есть чему поучиться у итальянцев в связи с этим. Ведь, несмотря ни на что, старая и новая архитектуры не конфликтуют!
Но наибольшего внимания, на мой взгляд, из всего разнообразия заслуживает здание посольства Великобритании. К моменту моего с ним столкновения, я ровным счетом ничего о нем не знала...Кстати, в итоге единственная информация, которую я смогла найти, говорит о том, что архитектор этого здания - Бэзил Спенс. Я в свою очередь могу сказать только, что он мастерски использовал воду и создал потрясающий по динамике фасад,хоть и образован он банальным по сути ритмом...
Практически напротив него находятся Porta Pia. Они были построены по приказу Пия IV рядом с разрушенными Porta Nomentana - одними из ворот старого города. Кстати, это последний проект Микеланджело, причем предоставил он три возможных варианта, а папа взял и выбрал самый дешевый...Что сказать...ничто не меняется в нашем мире...Итога Микеланджело так и не увидел. Да и со стороны города итог еще и переделывали.
Напротив ворот, на площади (Piazzale di Porta Pia) стоит памятник берсальерам, которые 20 сентября 1870 года вошли в Рим через брешь в стене...Так и началось завершение рисорджименто, музей которог можно найти даже в самом маленьком городишке.
Двигаясь вдоль Аврелиановой стены в сторону дома, я смотрела на то, как последние лучи солнца освещают фасады, а редкие прохожие возвращаются домой...
Первый день прошел, а на завтра я запланировала для себя день Колизея.