Клиентское

May 31, 2011 13:11

Я отлично помню те времена, когда было невероятно модно ненавидеть заказчиков. Ну, вы знаете. «Мудаки, ни хрена не шарят!», «Мы им Канны, а они нам хрен», «Да кто они такие, чтобы рассказывать нам что такое хорошая реклама». На крайняк - простое и лаконичное «Долбоебы». Мода эта была поголовной, начиная от дизайнеров-стажеров, заканчивая владельцами студий и агентств. К этой моде был причастен и я. Добрая половина наших заказчиков была закоренелыми мудаками и ничего-не-смыслящими-в-рекламе-дегенератами. И мы теряли заказчиков один за одним, что лишь являлось для нас очередным доказательством их дегенеративности. И мы были уверены, что «ничего, они еще одумаются, поймут как им без нас хреново и вернутся». Но заказчики так и не возвращались.

Прошло много времени прежде, чем я понял, что единственным мудаком и дегенератом в большинстве случаев был именно я. Потому что я не понимал трех самых главных фактов о заказчиках:

1. Заказчик действительно в большинстве случаев ни хрена не понимает в рекламе, иначе он бы не обратился в агентство за помощью. Но этот факт означает лишь то, что агентство должно не только выполнять свою работу, но и обучать заказчика, рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо, рассказывать о принципах и механизмах рекламы. Я очень хорошо понял сторону заказчика, попав однажды на операцию. Тогда я совершенно ни хрена не понимал ни диагнозы, ни причины, ни последствия. И врач не назвал меня дегенератом. Он спокойно объяснил мне все, что я хотел знать и даже чуть больше.

2. Заказчик - человек, который гораздо лучше разбирается в своем бизнесе. Вне зависимости от того, какого вы мнения о собственных умственных способностях и знании всех на свете рынков, заказчик все равно будет умнее. Потому что он - человек, который работает на своем рынке каждый чертов день, 24/7, несколько месяцев/лет подряд.

3. Заказчик - человек, который смог не только создать компанию, но и сделать ее прибыльной, поднять на ноги. Он пришел к вам, чтобы отдать заработанные своим «дегенеративным» путем деньги.

Да, переход на новую модель отношения к заказчику был болезненным. До сих пор, нет-нет да срывается злобное «Вот мудаки!», но это уже скорее по инерции. Но как только я уразумел три этих простых факта, произошло две главные в нашей работе вещи.

Во-первых, мы начали обучать наших заказчиков. Везде и всеми возможными способами. Мы сделали специальный пятничный формат « Кофебрейк», на котором мы беседовали с заказчиками на разные темы, связанные с рекламой, дизайном, брендингом.

А во-вторых, мы начали больше разговаривать с заказчиками, задавать вопросы и слушать их ответы. Теперь для меня нет лучшего способа понять продукт и создать идею для его продвижения, чем хороший двух-трехчасовой разговор с клиентом. Попробуйте как-нибудь, обычный разговор - отличная штука.

Я очень рад, что в последнее время мода на «Заказчики - мудаки» постепенно проходит. Или я просто перестал обращать внимание на подобные выпады со стороны коллег по цеху. В любом случае не уподобляйтесь мудакам, уважайте и прислушивайтесь к своим заказчика - зачастую они говорят полезные вещи, просто не тем языком, к которому привыкли вы.

P.S. Все это, однако, никак не отменяет наличие мудаков среди заказчиков, описанных вот в этом и этом постах. Так что не расслабляйтесь, дорогие. В первую очередь будьте людьми, а с остальным разберемся ;)

случайные мысли, рекламизмы, дизайнеомы

Previous post Next post
Up