Святой Марк и история хирургии

Feb 09, 2015 13:45

Через эту дверь я ходила несколько раз - еще в то время, когда здесь была городская больница, Оспедале Чивиле. После дожеских гробниц Дзаниполо нужно было выйти на свет, незаметно смешаться с людьми скорбного вида - это те, кто идет навестить своих больных, пройти уверенным шагом мимо будки с вахтером, подавив неизбежное чувство неловкости: все-таки люди тут по неотложному и печальному делу, а я-то - с праздным туристическим интересом. Потом надо было миновать какие-то невнятные, пахнущие лекарствами коридоры, за гастроэнтерологией свернуть вбок и выйти, наконец, в тихий внутренний двор с чахлым садиком и красивым поццо, украшенным львиным барельефом.




Но уже больше года назад в Scuola Grande di San Marco закончилась обширная и дорогостоящая реставрация (как писали местные газеты, работы стоили 350 тысяч евро), и самое красивое здание Венеции доступно всем за небольшую мзду.



Scuola Grande di San Marco - одна из шести «больших» венецианских скуол. Основана в 1260 году, и за следующие двести лет стала достаточно влиятельна и богата, чтобы взять имя святого покровителя города. В 1437 году рядом с доминиканским монастырем Свв. Иоанна и Павла (Сан Дзаниполо, на венецианском диалекте) выросло первое здание скуолы. Простояло она недолго. Венецианский хронист Доменико Maлипьеро подробно описывает ужасную ночь на 31 марта 1485 года: накануне члены братства собрались в Зале Капитула перед тем, как отправиться службу в церковь. Когда расходились, кто-то невнимательный забыл погасить горящие на алтаре свечи, ветер всколыхнул занавес, свечи упали, занавес загорелся - в начавшемся пожаре скуола за четыре часа сгорела дотла.

В огне сгинул фасад, построенный Джованни и Бартоломео Бонами, а соседняя церковь Санти Джованни и Паоло, место погребения нескольких дожей, едва избежала огня.

Реконструкция началась немедленно, и с размахом, прежде невиданным. На деньги членов братства былы наняты архитекторы Пьетро Ломбардо с сыновьями. Учитывая размах проекта, не удивительно, что Ломбардо обратился за помощью к Джованни Буору, чья мастерская в то время единственная в Венеции была способна производить огромное белокаменного декора без ущерба для качества. Так их усилиями фасад была покрыт панелями из цветного мрамора.




Строительство было прервано в 1490 году - влиятельные члены братства продавили контракт с другим архитектором - бергамаском Мауро Кодуччи. Он несет ответственность за верхнюю зону фасада: высокие окна второго этажа, изогнутые венцы, задрапированные мраморным кружевом. Мастерская Ломбардо продолжала поставлять Кодуччи многочисленные статуи и декоративные скульптуры, крылатые акротерии, они же создали «обманки», создающие эффект трехмерного пространства, и пару львов, охраняющих нынешний внушительный портал из камня и цветного мрамора, праздничный и прихотливый.

\
Лев Св. Марка



Сам Св. Марк



Giochi di putti («Играющие путти»)

Несколько фрагментов первоначального портала, уцелевших в огне, стали часть нового фасада. Это люнет со Св. Марком и членами братства, - он сейчас установлен над главной дверью. Кроме очевидных соображений экономии, эти рельефы дают некоторое представление о стоявшем на этом месте здании.

Конная статуя кондотьера Коллеоне работы Андреа Верроккьо довершает ансамбль. Апокриф о посмертном надувательстве венецианцами тщеславного наемника пересказывать не стану, его и так все знают. Но получилось, определенно, даже к лучшему - Венеция прикарманила состояние Коллеоне, кондотьер запечатлен в виде величественно-придурковатом, а под копытами его коня раскрылись зонтики нескольких кафе, пользующихся дурной славой из-за дороговизны и плохой еды.




Зато, в отличие от абсолютного большинства венецианцев, кондотьер, человек сухопутный, уверенно держался в седле, что только добавило убедительности его конному монументу. Венецианцы же и сейчас любым транспортом, кроме водного, по меткому выражению писателя Андреа Камиллери, управляют как обдолбанные коты.

Насколько я знаю, преобразование скуолы в очередной выставочный зал венецианцев не особенно обрадовало, как и обещание построить новую больницу в Местре, куда добраться можно будет ценой потерянных минут жизни... Все больше музеев, все меньше работающих систем жизнеобеспечения - так Венеция превращается в Veniceland.

Но туристам как раз хорошо - еще один выдающийся памятник расчищен от наслоений и показан в своем историческом великолепии.

"Стакан", где сидел вахтер, снесен, и заменен обширным аквариумом со стеклянными стенами. Там теперь просиживают штаны целых три хранителя, обозревая расчищенный от больничных наслоений холл, и регулируя поток посетителей.




Истертые трехцветные плиты, два ряда колонн с коринфскими капителями, поддерживающие деревянный потолок, бесконечные арабески рельефов, расчищенные до кирпичей стены - прямо от входа скуола производит сильное впечатление. Справа от аквариума - лестница работы Сансовино. Она ведет в Зал капитула, парадный зал скуолы, где теперь библиотека и выставка Mузея истории медицины.



Вдали: главный алтарь работы Сансовино и находящаяся в нем работа Пальмы-младшего "Христос во славе со свв. Марком, Петром и Павлом».

Многие картины, написанные специально для Скуолы, сейчас хранятся в коллекции музея Accademia. Но большинство работ умыкнули французы либо австрийцы. Сейчас стены закрыты их цифровыми репродукциями, исполненными Studio Cameraphoto Arte (этот метод в Венеции уже применили раз в монастыре на острове Сан Джорджо). Размерами и расположением копии точно соответствуют оригиналам.






Это вот, например, повторное обретение мощей Св. Марка. Первый раз венецианцы похитили мощи в египетской Александрии, но при перестройке базилики Сан Марко и при очередной пересменке дожей рака с мощами была потеряна, тайное место, где она хранился, было забыто.

Есть тут предание, что когда святому надоело прозябать в забвении, он просигнализировал о себе из бронзовой раки рукой с надетым на ней золотым перстнем. Дальнейшую банальную историю воровства изворотливый ум венецианцев «переформатировал» в легенду о неком сенаторе, присутствовавшем при этом собитии. Он якобы вымолил у святого позволение взять это кольцо как драгоценную реликвию. И святой Марк снова подал ему руку...



Зал Капитула: золоченый деревянный потолок, работа Веттора Шиенциа и Лоренцо ди Винченцо.



Резная деревянная дверь, с типичным для этой скуолы сюжетом: члены братства поклоняются Св. Марку.



Основное пространство Зала Капитула сейчас занимают витрины, посвященные истории медицины, со старопечатными медицинскими книгами и пособиями, а также жуткого вида медицинскими инструментами.



Страх наводят инструменты для ампутации, наборы ножей и пил всевозможных размеров, щипцы акушерок, ретракторы для челюсти и прочие пыточные аксессуары.



А это печальные задворки скуолы на фондаменте Мендиканти, и церковь San Lazzaro dei Mendicanti. Тех, кому в госпитале помочь не смогли, похоронные катера увозят отсюда на кладбищенский остров Сан Микеле.

Сан Марко, Италия, Венеция

Previous post Next post
Up