Часть 1 -
http://mazayka-urza.livejournal.com/7211.htmlЧасть 2 -
http://mazayka-urza.livejournal.com/7568.html Головной убор царицы Пуаби
На примере Ура, можно так же рассмотреть иерархическую структуру женского жречества.
Высшими жрицами считались женщины, носившие титул Эн (Энтум, по-аккадски). Энтум почитали супругой самого бога Нанны, воплощением Нингаль. Она была, по собственному описанию одной из верховных жриц, «лоном, пригодным по святости для отправления службы верховной жрицы». Со времен царя Саргона Древнего жрицей-супругой бога Нанны становилась царская дочь, которая получала шумерское имя, включающее титулатуру Эн. Например, царь Ишме-Даган в 1927 году до н.э. назначил жрицей в Ур свою дочь, дав ей шумерское имя Эн-Анатум, по древнему обычаю.
Жрица-Энтум считалась самым влиятельным человеком после отца-царя (уж среди женщин точно) в городе. Однозначно, это звание было не ниже такого же ранга мужского. И проституткой, конечно же, такая жрица не была. Роль её супруга (бога) играли либо царь, либо верховный жрец. Дети, рожденные от таких браков, стояли высоко на социальной лестнице. К примеру, есть версия, что царь Гудеа и Саргон Древний были сыновьями таких вот жриц («Люди города Ура» Дьяконов И.М.), да и Гильгамеш тоже (в Уруке). Именовались они не по отцу, а по матери.
Дочь Саргона была жрицей энтум и возможно первой в истории человечества женщиной-композитором - автором гимнов лунному богу и инструментовок к ним.
После главной жрицы верховного божества Эн (Энтум), следовали жрицы-супруги других божеств почитавшихся в городе. Их называли на шумерском Нин Дингир (по аккадски их титул звучал так же Энтум).
Если рассмотреть положение женщины в древней Месопотамии, то можно понять насколько высоко стояли такие жрицы-энтум.
Жена в целом считалась собственностью мужа, однако, ее достоинство и положение в какой-то мере гарантируются в Законах Хаммурапи. И жена, и муж имели право на развод, однако, для мужа оно было неизмеримо шире, а жена, вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу. Женщина в законах Хаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь, и являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц, приравненных к «авилумам» (свободный общинник) и называвшихся в женском роде авилтум, но исключенных, зато из нормальной семейной жизни. А жрицы-энтум - составляли особую категорию (дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, и в отношении их собственности. Однако на них налагались и определенные запреты:
- жрицы не могли посещать “злачных” мест,
- заниматься торговлей, корчемством - эти занятия, видимо, считались обычными для прочих женщин.
Жрицы, в отличие от жрецов-мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами из дворцовых или царских земель. Жрецы-мужчины получали не землю, а только жалованье.
Нравственность энтум и других жриц оберегалась еще строже, чем нравственность замужних женщин: очевидно, предполагалось, что бог гораздо ревнивее смертного мужчины.
Некоторые жрицы занимали эту должность в течение не одного десятка лет и само собой не могли исполнять роль супруги на ложе сами. Возможно, у них были заместительницы из числа наложниц бога - например Лукур святилища.
Энтум носила одеяние, которое обертывало её тело мягкими фестонами, плащ-накидка с бахромой, высокий белый войлочный колпак. Этот наряд не менялся с течением времени и выглядел довольно архаичным. На печати времени «Архаического Ура» жрица Нингали одета лишь в род юбки.
Женские ритуально-парадные костюмы Раннединастического периода. Автор - М.В. Горелик
Из своих покоев Энтум выходила в моменты важных богослужений, вся её жизнь была загружена различными действами в честь своего супруга. Ни одно свое решение она не принимала без гадания. Кстати - гадание - это то, чем славились жрицы и жрецы Нанны и Нингаль. После многочисленных молитв и обрядовых действий, энтум выполняла свои обязанности. Среди которых были и хозяйственные. Многие энтум принимали самое живое участие в постройке и реконструкции храмов. От имени самого Нанны в храме велись ростовщические операции.
Известная «царица» Пуаби могла быть жрицей Энтум. Титул на печатях звучит, как Нин или Эрех, что может означать как царицу, так и жрицу. Она лежала на деревянном ложе в плаще из синих лазуритовых бус и пышном головном уборе из золотых цветов. Она лежала как бы на брачном ложе.
Под её могилой была обнаружена еще одна - царя Абарги.
Вокруг склепа сидели десятки трупов-прислужниц в цветных плащах и серебряных лентах в волосах из свиты, по всей видимости «Добровольно» последовавших за госпожой, выпив яд. С ними лежали арфы искусной работы, с приделанными головками из золота и серебра быка с лазуритовой бородой (бог Нанна) и коровы Нингаль, различная драгоценная утварь. В коридоре, ведущем к гробнице, найдены повозки и волы, а так же трупы погонщиков, а также воинов с оружием и в доспехах, словно бы охраняющих покой умерших.
http://nulla-b.livejournal.com/338630.htmlВ связи с тем, что на должности Энтум цари выдвигали своих дочерей, возникает интересный вопрос - в тех случаях, когда роль Бога исполнял сам царь - совершался инцест? Отец-царь (как, например, Саргон) ложился с дочерью-жрицей. Эта гипотеза подтверждается надписью Ишби-Эрры, царя Исина, в которой говорится о его вступлении в священную связь со своей дочерью Нинзианой, которую он до этого назначил верховной жрицей Лугальмарада. Дикая ситуация для человека 21 века. Но вспомним, что подобного рода кровные браки не были чем-то страшным для египетских фараонов. Более того - фараоном становился тот сын бывшего правителя, который женился на старшей дочери - то есть единокровной сестре (по отцу, по крайней мере). А некоторые владыки Египта брали в жены своих дочерей, к примеру, фараон Эхнатон в своем последнем браке был женат на одной из своих дочерей. Интересно, что такая ситуация не была характера для обычных египтян. Вспомним, фараоны олицетворяли себя с богами. А боги, как известно состояли между собой в тесном родстве, и кровосмешение между ними было не исключение, а правило (например, греческий бог-громовержец Зевс был женат на родной сестре Гере, египетский бог Осирис на сестре Исиде). А что позволено богам, то не позволено простым смертным. У богов возможно то, что запрещено у людей. Отсюда ясно, что инцест при священном браке мог рассматриваться не как кровосмешение, но как иная форма брака, возможная только для бессмертных.
Богиня Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. 19-18 вв. до н. э. Музей дейр аз Зур. Сирия
Существовал еще один ранг жриц, которые так же были очень влиятельными, и которые существовали только в некоторых городах - Надиту (м), что означает «брошенная», «отложенная», или даже «лежащая в бесплодии». В Сиппаре они были служанками бога солнца Шамаша и его супруги Айи. Они были затворницами. В Вавилоне при храме Мардука им разрешалось выходить замуж, но запрещалось рожать детей. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях - удела их современниц - и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении обитель надитум получали приданное в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они покупали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле. Жрицы-надитум, по-видимому, сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена).
У шумеров этот ранг жриц назывался Лукур, и их функции отличались от Надитум. Поскольку цари III династии Ура обожествлялись не только временно, в порядке отождествления с богом, но и сами по себе и навсегда, при этом имея отдельный собственный культ, постольку с ними разыгрывался собственный «священный брак»; для этого существовали особые «походные жрицы-лукур» (lukur-kaskal-(l)a), отличные от законной жены царя («царицы»). Некоторые из них нам известны по имени из их песнопений, надписей на печатях и из хозяйственных документов.
В культовых песнях из Ура говорится о любви жрицы «лукур» к царю Шу-Суэну и подчеркивается священный и официальный характер их соединения. С прекращением культа обожествления царей эта категория жриц исчезла. Ранее Лукур играли какую-то второстепенную роль, и были в подчинении у жрицы Энтум.
Ниже верховных жриц Эн-Энтум, Нин Дингир-Энтум и их заместительниц Лукур, стояли другие жрицы, которые также носили на шумерском титул Нин Дингир, но на аккадском назывались уже Укбабту или Кубабту. Предполагают (к примеру, люди города Ура), что их наименование связано с очень древней, еще дошумерской богиней Кубабой, чей культ в последствии развился в культ Великой Матери богов - Кибелы. Функции этих Кубабту не известны, возможно, они были наложницами (не женами, как жрицы Эн) богов.
О посвящение девушки в жрицы укбабту, немного говорится в письмах Ламасси, жены очень видного ассирийского купца, 19 века до н.э. Такую девочку, по достижению половой зрелости, родители возлагали на «лоно бога», роль бога исполнял или жрец или чужестранец, точно неизвестно. Есть рельеф из Дикдики, где изображено посвящение девочки в жрицы Укбабту. Девушка в платье, обнажившем её ниже пояса, а так же с открытой грудью стоит между женщиной и мужчиной в нарядной ритуальной одежде. Может быть, это жрец и жрица, или бог и богиня. Возможно, похожим образом посвящались и Ну Гиг.
Ниже этих всех служанок, супруг и наложниц богов стояли - Ну Гиг, по аккадски Гадисту - «посвященная», или Казерту - «Носящая косу». И вот именно эти жрицы выступали в качестве культовых блудниц. Возможно, как и Девадаси в Индии их посвящали богу, а выполнив свой долг, они могли покинуть храм. В самые древние времена именно жрица Ну гиг играла роль верховной жрицы и отождествлялась с Инанной.
Как называлась жрица, играющая роль Инанны в Уруке во время свершения ритуала священного брака неизвестно. Титул верховного жреца Эн носил, как говорилось, сам царь. Возможно, только к культу Инанны относились жрицы титаритум, нубар, аккадские кулмазитум с неясными функциями. А так же закру(м) (букв. Мужской, мужчина) - жрецы-гермафродиты, трансвеститы, а также евнухи, уродцы. Роль же богини теперь уже, по-видимому, играла не одна из жриц Ну Гиг - функции которых к этому времени, очевидно, действительно стали сводиться к обрядовому (но за подарок?) сношению с чужими мужчинами, - а жрица Лукур.
В Ханаане хорошо отличали храмовых жриц Гадисту и простых проституток, а вот в израильтяне не видели никакой разницы между ними.
Главной Ну Гиг всей Месопотамии считалась богиня Инанна (Иштар). Она носит титул Ну Гиг Небес, «Небесной блудницы».
Один из гимнов к Инанне.
О, блудница, ты направляешься к корчме,
О Инанна, ты собираешься встать у окна (на привычном месте)
(зазывать) любовника - о Инанна, владычица множества деяний,
ни один бог не может соперничать с тобою!
Нинегаль, здесь твое обиталище,
позволь мне сказать о твоем величии!
Как пыль, (поднятая) стадами, оседает слоями,
когда волы и овцы возвращаются в загоны и овчарни,
ты, моя госпожа, одеваешься, словно безвестная,
в единственное платье;
бусы - (знак) блудницы
ты надеваешь себе на шею.
Это ты окликаешь мужчин из корчмы!
Это ты бросаешься в объятия
своего жениха Думузи!
Инанна, семь твоих брачных спутников
укладывают тебя на ложе
Царский гимн для хорового пения, его исполнение сопровождается поклонами Инанне-Венере. Основной источник знаний ассириологов о процедуре священного брака в Шумере. Перевод с новошумерского В. В. Емельянова по изданию: Rorner W. Н. Ph., Becker К, Kaiser О. Lieder und Gebete, 1. Guterslob, 1989,
Сошедшую с Неба, сошедшую с Неба я приветствую,
Жрицу-нугиг, сошедшую с Неба, я приветствую,
Инанну - великую госпожу Неба - я приветствую,
Факел священный, наполняющий Небо,
Свет Инанны, сияющей словно Солнце,
Инанны - великой госпожи Неба - я приветствую,
Жрицу-нугиг, устрашившую Ануннаков,
Избранницу, великим сиянием Небо и Землю наполняющую,
Старшую дочь Зуэна Инанну я приветствую!
О ее величии, о ее владычестве, о ее избранности, о ее сиянии,
Что лучами своими утреннее Небо освещает,
О священном факеле, наполняющем Небо,
Подобно Нанне и Уту в Небе стоящем.
Снизу доверху все страны знающем,
О жрице-нугиг, над Небом властной,
Об Инанне пою я песню!
Считалось, что эти самые Ну гиг приносят посвятительную жертву своему богу, под жертвой разумеется подразумевалось тело женщины, которое она отдает на алтаре мужчине, который в этот момент становится как бы богом. NU (звучит как [no:]) - в шумерском "нет", а GIG - "болезнь", "порча". Таким образом, значение храмовой проститутки было "целомудрие", отказ от земного растления.
Реконструкция одежды протописьменного периода: а - знатная женщина, по каменным статуэткам и Тутуда (Хафадже) ок. 3000 до н.э.; б - жрица в одеянии богини, по изображениям на сосуде из Урука (Эль-Аны); в - повседневный костюм по изображениям из Тутубы прим. 3 тыс. до н.э.
Если женщина не вышла по каким-то причинам замуж, она не оставалась в доме отца, а шла в храм или становилась уличной блудницей. И Инанна-Иштар взяла этих женщин, что остались вне патриархальной семьи, и соответственно без мужской защиты, под свое покровительство.
Очень часто Инанну изображали нагой, поднимающей юбку, или откидывающей полу одеяния. Здесь изображена Шавушка - хурритский аналог богини Иштар. 2-е тысячелетие. Оттиски цилиндрических печатей, некоторые такие печати были из дома Техип-Тиллы, чья дочь была жрицей-энтум.
Простая блудница (не храмовая иеродула) именовалась в шумерском языке Kar-Kid - «Шляющиеся по рынку» или harimtu[m] «скрываемая». Браки с простыми харимту не поощрялись, потому такие блудницы старались сходить у людей за Гадисту или нугиг - то есть священных проституток.
Блудницы харимтум не подчинялись патриархальной власти, потому были «выделенными» - за них не давали приданное, как за других. Для женщин любовное прелюбодеяние было тягчайшим преступлением. Харимтум было запрещено общаться с другими женщинами. Но они не были просто уличными проститутками, а скорее гетерами, которые могли состоять в длительной любовной связи с мужчиной. Все харимту находились под покровительством богини. Вступать в брак с блудницей не возбранялось, единственное, что судьи могли воспрепятствовать этому, если была уже законная супруга. В таком случае муж должен был выплатить той определенное содержание. Статус этих «телиц Инанны» был оговорен в «кодексе Хамурапи».
Храмовые жрицы Ну Гиг тоже стояли вне патриархальной семьи.
Месопотамские тексты, по-видимому, тоже стремятся сблизить иеродулу и замужнюю женщину. И та и другая обязаны были носить покрывало в подражание Иштар, которая всегда изображалась с покрывалом на голове.
Согласно 127 параграфу «Кодекса Хаммурапи», иеродулы должны оберегаться от домогательств и заигрываний в той же мере, что и замужние женщины.
В «Кодексе Хаммурапи» (параграф 179 и далее) говорится, что у храмовых служанок были только усыновленные дети.
Известно, что супругой основателя шумерской 1-й династии города-государства Ура Месаннипадды была бывшая храмовая проститутка Нугиг из Киша.
Ритуальное соитие жрицы Казерту («носящая косу») происходило на алтаре в храме. Есть изображения таких сцен, где жрица ведет мужчину к алтарю, при этом он держит её за косу.
Как видно из рельефов, ритуальное соитие сопровождалось питьем ритуального напитка
Ритуальный секс, как между верховной жрицей и царем, так и между обычной Ну гиг и простым мужчиной, который заплатил деньги, олицетворял собой божественный брак. Гильгамеш нанял такую "посвященную", чтобы научить своего друга дикаря Энкиду морали, приличиям, приобщить с помощью ее любви дикаря к культуре людей.
Сперва блудница дает ему в течение недели насытиться собой, затем его жизненные силы начинают иссякать, а разум становится способен воспринимать речь. Животные, вместе с которыми раньше жил Энкиду, покидают его, и он целиком оказывается во власти своей соблазнительницы. Она же внушает ему следующие действия:
1. Есть хлеб и пить пиво, поскольку есть и пить свойственно всему живому;
2. Умащаться елеем, потому что так делают все люди;
3. Носить мужскую одежду, чтобы быть отличенным как мужчина;
4. Взять в руки оружие, чтобы сражаться со львами и волками (чтобы стать храбрым мужчиной).
Больше ничего не требуется. Энкиду исполняет этот ритуал и становится человеком, точнее - не столько вообще человеком, сколько мужчиной-горожанином.
Умирая, Энкиду проклинает женщину за эту услугу, которую она оказала ему против его желания. В ответ бог солнца Шамаш упрекнул его, сказав, что он не понял истинную суть "посвященной" служительницы, ибо культовая проституция означала жертвенную отдачу божеству; общавшийся с этими женщинами тем самым служил божеству. Это и было "возвышением сердца".
Конечно же, все не было так уж радужно, как кажется.
Как пример, не очень хорошего отношения к храмовым блудницам приведу два примера.
«Поучения Шуруппака»: «Не касайся блудницы, у которой мужей бесчисленное множество, иеродулы, посвященной божеству... если она попадет к тебе в дом, удали ее».
Две царские надписи из Гозана (совр. Телль-Халаф). Эти тексты аккадской клинописью датируются началом IX века до нашей эры и происходят из столицы одного арамейского княжества. Они грозят следующей карой потенциальному осквернителю царского имени: «Пусть семеро его сыновей будут сожжены для Хадада, а семь его дочерей отданы Иштар в качестве жриц», что, в сущности, является формулой проклятья.