Рабыни любви: Божественные блудницы. Часть 4.

Aug 13, 2017 16:49

Часть 1 - http://mazayka-urza.livejournal.com/7211.html
Часть 2 - http://mazayka-urza.livejournal.com/7568.html
Часть 3 - http://mazayka-urza.livejournal.com/7923.html
Рассмотрим несколько общений древних авторов о сакрализации продажной любви на Древнем Ближнем Востоке.

Храм МиллитыСамые интересные свидетельства сакральной проституции оставил в своей "Истории" древнегреческий писатель и исследователь Геродот. Оно широко известно даже тем читателям, кто не интересуется глубоко этой темой. "В Вавилоне существовал храм Милитта. Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме иностранцу". Только иностранцу позволялось воспользоваться правом свободного совокупления с вавилонскими дамами, при этом не имело никакого значения замужем она или непорочная дева. На голове у таких женщин были повязки из веревочных жгутов. Богатые вавилонянки проезжали мимо храма в колесницах, окруженные многочисленной челядью, и искали взгляды приезжих купцов. Менее богатые или просто бедные входили за ограду храма и сидели там, повязав голову лентой. Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались по одну сторону, а иностранцы, выбирая их, прохаживались по другой, бросая тем, кто приглянулись, монеты в колени. Отвергать мужчину, какой бы мизерной ни была плата, женщина не имела права. Мужчина, бросая монету, говорил, должно быть: "Я взываю к богине Милитте". Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме по несколько лет, прежде чем их выбирали. Одни уходили, другие занимали их место.
Это утверждение Геродота подтверждается и «Посланием Иеремии» в Книге Варуха (vi, 42): «Женщины, обвязавшись тростниковым поясом, сидят на улицах, возжигая курения из оливковых зерен. И когда какая-либо из них, увлеченная проходящим, переспит с ним, попрекает свою подругу тем, что та не удостоена того же, как она, и что перевязь ее не разорвана».
Изучая мифологию древнего Двуречья мы не находим там божества под именем Милитты. Так вот, Миллита - это переиначенное Отцом истории «Бэлет», что означало «Владычица». Эпитет или титул Бэлет носило несколько верховных богинь Древнего Вавилона.
В шумеро-аккадский период этот титул носила Нинлиль - супруга верховного бога Энлиля.
Затем титул был присвоен Сарпанит - супруге Мардука, главного бога Вавилона.
Так же нередко им награждали и Иштар (например, в качестве владычицы Урука - Бэлет-Урук).
Сами греки отождествляют эту Миллиту с Афродитой Уранией.
Об Инанне Владычице Урука, я уже говорила.
Нинлиль - супругу верховного (некогда самого почитаемого бога) шумеро-аккадского пантеона Энлиля чтили во всех городах древнего Двуречья. Её священный браке со своим супругом Диким Быком Энлилем интересен тем, что был совершен в подземно царстве мертвых. И оттого тесно связан с плодородием земли.


Найденная в Ниппуре вотивная (обетная) табличка изображает Энлиля и Нинлиль, которым подают еду и напитки в посвященном им храме. Табличка была преподнесена У-Эн-лилем («слугой Энлиля»)Нинлиль - «Госпожа воздушное пространство», Госпожа Неба и Земли, великая мать и одновременно "великая корова", уравновешивающая силу "дикого быка" Энлиля.

А вот в славном городе Вавилоне, обители разврата, о котором рассказывает Геродот, почитали другое божество - молодого и энергичного Мардука, тот, что убил древнее стихийное вселенское чудовище Тиамат, Великую мать, породившую богов. За что и прославился. Супругой его называли красавицу Сарпаниту (Царпанит).

Неудивительно, что именно от названия этого города пошло известное всем прозвище Вавилонская блудница, которое в легендах получила царица Семирамида, дарившая свою благосклонность всем мужчинам. То есть и сама царица города не избежала участи сакральной любви. Понятно, что царь Вавилона, наиизвестнейший Навухудоносор II любил свою жену, даже за эту славу блудницы. Он создал в её честь знаменитые висячие сады, которые вошли в список семи величайший чудес света. С финиковыми пальмами, кедрами, смоковницами, миртами и другими редкими растениями, которые в условиях степной безлесой Месопотамии - действительно казались дивом. Ведь высажены они были на террасах дворца в искусственно насыпанную землю и алебастровые вазы.



Висячие сады (реконструкция)А уж какое впечатление на греков производил факт того, что царь совокуплялся на брачном ложе с Верховной жрицей в главном храме Э-сагила («Дом поднятия головы»), наверху храмовой башни Этеменанки ("Дом основания небес и земли"), известной как Вавилонская башня!



Э-сагилаКрасноречивы женские имена жительниц Вавилона - Ина-Эсагили-рамат («Любима в храме Эагилы»), Идти-Мардук-балату («Жить с богом Мардуком»).
Культ семитской богини Иштар или Астарты широко распространился во 2-м тысячелетии до н.э. у Хурритов, Митаннийцев и финикийцев. И перенесемся теперь из Междуречья в другие области Ближнего востока.
Финикия
Древнегреческий писатель Лукиан упоминает в своем трактате «О сирийской богине». «В Библосе я также видел огромное святилище Афродиты (Астарты) и познакомился с оргиями, которые там в обычае. Жители верят, что смерть Адониса, когда он был убит кабаном, случилась в их местах, и в память этого события они бьют себя в грудь и причитают, и великая скорбь охватывает всю страну. Когда они заканчивают битье в грудь и причитания, они совершают воображаемый обряд похорон Адониса, а на следующий день изображают в представлении, будто он пробудился от мертвого сна и попал на небо. Они бреют головы, как египтяне в память о смерти Аписа. Но все женщины, которые отказываются расстаться со своими волосами, подвергаются следующему наказанию: в определенный день их обязывают заняться проституцией, и на этот рынок допускаются только чужестранцы, а доход идет в пользу святилища Афродиты».



Богиня Астарта с голубем, который так же был символом богини Афродиты (с финикийской терракоты, Лувр)Обнаружены многочисленные изображения Астарты - финикийской Иштар, выглядывающей в окно, так называемы «Астарта в окошке». Предполагают, что это жрицы, которые выглядывают в окно в ожидании гостя.



Рельеф из Арслан-Таш, Северная Сирия. Древний Хадат. «Астарта в окне»Библ славился своим святилищем Астарты, где посреди открытого дворца, окруженного крытыми галереями, возвышался белый, конусообразный обелиск, священный символ богини.



Финикийская монета с изображением храма и символа богини Астарты в Библе.Подобный конусообразный камень бетил располагался так же в знаменитом кипрском святилище Афродиты Киприды в Пафосе.
У карфагенян женщины, которые занимались священной проституцией именовались уламмат (букв. «половозрелая девушка») или имматаштарт («служанка Астарты»). Были так же и мужчины - иеродулы, которые именовались калбим («собаки»), гурим («юноши») и, возможно, Абд(бит) аштарт («служитель Аштарты»). Нам особо ничего не известно о том, как происходло их «служение». Хотя источники упоминают так называемые Бенот Суккот («Палатки девушек»), публичные дома при въезде в город Карфаген, и предполагается, что распространение проституции подобного рода (Гостеприимной) было связано с религиозными ритуалами. Но из мифов об Элиссе, можно увидеть, что культ Тиннит, местного божества Карфагена отличался целомудрием, и эта традиция греческого происхождения.
Зонах на Ближнем Востоке считались священными проститутками, они одновременно исполняли роль пророчиц. Однако в Иерусалимском храме женщины жили в отдельных кельях, занимаясь ткачеством, вышиванием покрывал для божественных статуй. Такими же накидками покрывали и каменные фаллосы, установленные рядом с алтарем. Вместе с женщинами в храме проживали и мужчины, в обязанности которых входила дефлорация девственниц. Кстати, именно в Израиле проституцией занимались женщины, только что вышедшие замуж. Их место было на вершине горы, в окружении дубов и тополей. По одной из древнееврейских легенд, Фамарь (Тамар), невестка Иуды, перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам. «Любодействие дочерей ваших и прелюбодействие невесток ваших» происходило под сенью священных деревьев. Не случайно пророк Осия гневно обвиняет своих сограждан в том, что они позволяют женам и невесткам свободно отдаваться их сыновьям и братьям. Кстати, в Палестине религиозные реформаторы выгнали проституток из храмов, но не из соображений высокой нравственности, а только потому, что матриархальная богиня создавала серьезную конкуренцию богу Яхве. Свидетельством тому, что жрецы Яхве не осуждали проституцию, является сбор налогов только с тех представительниц древнейшей профессии, которые занимались любовью в непосредственной близости от божественного святилища.
С точки зрения яхвистского монотеизма культовая ритуальная сексуальность была равнозначна измене религии Яхве и обращению к ложным богам. Измена (отступничество) в Библии считается тягчайшим грехом, поэтому слова, обозначающие ритуальную сексуальность - «разврат», «распутство», «блуд» - используются в [ныне знакомом нам] негативном смысле. Однако, подобное отношение к ритуальной проституции существовало далеко не всегда и установилось с большим трудом. Авторы еврейских священных книг упоминают о существовании и активной деятельности иеродул (мужчин (Кадеш) и женщин (Кадеша или Гадисту)) в Иерусалимском Храме. «Не должно быть блудницы («кадеша») из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника («кадеш») из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету» (Втор., гл. 23). Многие научные исследования посвящены подробному изучению неустанных попыток древнеизраильских пророков искоренить эту практику. По всей видимости, эти попытки, наконец, увенчались успехом только после разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э. и окончания Вавилонского плена

Иеродулия, Богиня, Кипр, Инанна, Религия, Иерогами, Месопотамия, Адонис, Афродита, Финикийская религия, Жрицы, греческая мифология, Астарта, Иштар

Previous post Next post
Up