Афродита - божество не греческого происхождения. В древних микенских текстах, где можно найти упоминания об Аресе, Посейдоне, Зевсе (под именем Дивий) и некоторых других Олимпийцах, об Афродите нет и слова. Все исследователи сходятся в едином мнении о том, что культ Афродиты имеет восточные корни и очень похожа на семитскую Астарту-Иштар. На подобном, семитском, происхождении Афродиты настаивал уже Геродот.
- Астарту-Иштар называют «царицей небес» - так же, как Афродиту - «небесной», Уранией;
- Принадлежностью культа Аштарт являются алтарь благовоний («бескровные жертвы»). К Афродите в особой степени относится употребление ладана, который у греков всегда назывался своим семитским именем. Принесение в жертву голубей - полное совпадение с культом Афродиты.
- Иштар одновременно воинственная богиня, и точно так же Афродита может носить оружие и даровать победу.
- Обеих богинь отличала некая двуполость.
- Культу Афродиты была свойственна храмовая проституция, эта особенность была заимствована из культа Иштар-Аштар.
- Связь с морем отличает обеих богинь.
- Так же именно Астарте жители финикийского города Тира приписывает честь появления знаменитой краски цвета Пурпура из улиток murex brandaris. На своих изображениях она в руках держит те самые улитки. А раковины и краска пурпур были атрибутами Афродиты.
- Связь с плодородием и растительностью так же отличительная особенность семитской богини, как и греческой.
- Обеим богиням посвящались рощи.
- Наконец, общий возлюбленный Адонис, который имеет много общих черт с древним месопотамским богом Думузи-Таммузом.
Перешейком, по которому эта восточная богиня попала в Грецию, является остров Кипр, который в легендах назван местом рождения Афродиты, из-за чего она получила свой самый известный эпитет - Киприда. Но вот так вот запросто, переплыв с восточного побережья Средиземного моря вместе со своим народом - финикийцами - на Кипр, под именем Астарты, Афродита не стала простой калькой этой семитской богини.
Все было чуточку сложнее.
В мифах говорится, что сошла Афродита на берег возле большого камня недалеко от Пали Пафоса (сегодня там расположена деревня Куклия), где располагался её самый известный храм - Пафоский. На месте будущего храма в течение многих веков существовала особая священная роща, связанная с древнейшим, доахейским культом кипрской богини.
Небольшой экскурс в историю религиозных воззрений обитателей острова Кипр
Статуэтка «Двойные божества». Стеатит. Халколитический период. Из района пафоса
В неолите этот остров населяло население, которое основало одно из древнейших поселений в Европе - Хирокитию. Домики Хоббитов. Поселение было основано около 7000 г до н. э., в середине VI тысячелетия до н. э. было покинуто жителями по невыясненным причинам, после чего заселено только приблизительно через 1000 лет (в керамический период). Окончательно заброшено в начале IV тысячелетия до н.э. Они составили основной костяк местного населения острова, явившегося создателем всех последующих культурных ценностей Кипра, вплоть до прихода микенских греков. Поселение существовало в течение долгого времени; в сущности, это были три сменившие друг друга поселения, причем между гибелью второго и возникновением третьего прошел большой промежуток времени. Наиболее значительным было второе поселение. Возможно, что около 9 тысяч лет назад, Хирокития располагалась на побережье моря. Это был настоящий протогород.
В современной науке эту странную цивилизацию принято именовать неолитической докерамической культурой Кипра. Народ Хирокитии имел схожие черты с тем, что населял древний Левант. То есть уже в неолите Кипр был связан с будущей родиной нашей богини. Поселения людей эпохи неолита известны и в других местах острова - Калавасос-Тента (Kalavassos-Tenta), Вриси (Vrysi), Филия (Philia), Ерими (Erimi), Лемба (Lemba), Кастро (Kastros), Петра ту Лимнити (Petra tou Limniti), Френарос (Phrenaros).
Погребения совершались прямо в полу в ямах. Погребальный инвентарь (преимущественно женских могил) состоит из каменных чаш (разбитых при погребении), ожерелий из раковин или камней. Несколько раз отмечено, что на голову покойного наваливали камень.
На черепах отмечены случаи искусственной деформации, сами же «хирокитийцы» были брахицевальными. Происхождение этой традиции на Кипре неизвестно. Были обнаружены несколько антропоморфных статуэток чрезвычайно стилизованные, без каких-либо признаков пола. Поэтому исследователи не соотносят их с так называемым типом «матери-богини». Кроме того, в поселении не обнаружено специальных культовых мест, и на этих основаниях сделан вывод, что в неолитическом обществе Хирокитии не существовало религии или культа, в современном понимании этого слова.
Статуэтка из необожженной глины. неолитический период. Кипрский Музей, Никосия
В двух других изваяниях с трудом можно узнать головы льва и овцы.
В энеолите появляются свидетельства о связях населения Кипра с Анатолией (на что указывает примесь олова в изделиях из меди). Остров Кипр славился залежами Меди, даже его название происходит от этого металла.
В этот период изготовляются статуэтки обнаженных женщин из глины и камня. Из поселения Эрими происходит знаменитый крестовидный идол.
Мрамор. 3000 - 2500 гг. до н.э.
Иногда встречаются имеющие крестообразную форму кулоны из камня.
Крестообразные статуэтки. Халколитический период. Сеатит, район Пафоса. Второй Lemba Lakkous; 3000-2500 B.C.
Посмотрите на шею «божества» или адоранта справа.
Статуэтки в большинстве своем имеют женские признаки.
Около 2400 г. до н. э на Кипр прибыли мигранты из Анатолии, которые потом смешались с аборигенами. Считается, что именно новые поселенцы принесли с собой технологию обработки металлов, освоили медный пояс у возвышенности Троодос и на остров пришел бронзовый век. Это население известно под названием культура Филия, которая со временем распространилась по всему острову.
На Кипре, среди археологических находок этого времени особое место занимают глиняные сосуды, и даже целые композиции, обязательным элементом которых являются атрибуты, непосредственно связанные с изображением быка. Бык был тотемным животным для народов, населяющих Анатолию. И его изображения буквально пронизывают все искусство малой Азии с древнейших времен.
Глиняная модель святилища. 3-е тысячелетие до н.э. из некрополя Кочати
Модель святилищ, представляющая собой стену, увенчанную бычьими рогами. Перед ней стоит фигурка, совершающая некое ритуальное действие - возлияние или омовение.
Глиняная модель святилища. 3-е тысячелетие из некрополя Вунус
Еще одна глиняная модель святилища, более сложная. Внутри святилища на троне человек, увенчанный короной, а вокруг стоят у стен другие люди. С двух сторон у входа, на специальных местах стоят предназначенные для жертвоприношений быки, а на руках у одной из человеческих фигур лежит младенец (возможно, также предназначенный для жертвоприношения). Алтарь украшен тремя рельефными человекоподобными изображениями с головами быков, держащих змей в соединенных руках. Именно этим трем фигурам и собираются принести жертву присутствующие в святилище посвященные.
Те же самые быки и рога, что примерно в тоже время можно обнаружить на Крите.
Женские идолы, происходящие из могильников тех времен.
2500 - 2000 г. до н.э. Могильник Вунус Голова женской пластинчатой фигуры. 1900-1725 до н. э.
К началу II в. до н. э. возникли города, специализировавшиеся на торговле медью. Наиболее важным из них стал город-порт Аласия (современный Энкоми). Заметно усиливалось культурное влияние живших на Кипре египетских и финикийских купцов.
Древнейшие известные до настоящего времени медные мастерские раскопаны в Пиргос-Маврораки, в 90 км к юго-западу от
Никосии. В то время Кипр был известен под названием
Аласия, которое дошло до нас в египетских, хеттских, ассирийских и угаритских документах.
Такие вот красотки с птицеообразными мордашками обнаружены в Никосии и Хара-Султан-Тэкке. Примерно середина - вторая половина второго тысячелетия до нашей эры.
Они очень похожи своим птичьим обликом на те, что обнаружены в Сирии примерно в то же время.
Южная Сирия, 1200 до н.э. Богиня, предположительно, в образе птицы, в пятиконечной короне, предположительно, из перьев.
Женские статуэтки из глины. Ок. 1000 Израиль.
Уместно вспомнить связь Афродиты с голубем, и реже с лебедем.
Древнейший манускрипт, найденный на Кипре в развалинах Алсии (XVI в. до н. э.) - это минойская глиняная табличка с письменами, возникшими в результате связей с Минойской цивилизацией Крита, так называемое Кипро-минойское письмо. Вообще сильно крито-минойское влияние. На острове много критских колоний. Откуда все эти быки и рога.
Чаша с изображением бычьих голов, XIV век до н.э. Высота 6 см. Диаметр 15,7 см. Кипрский музей.
К этому периоду относят знаменитые статуи «Рогатых богов», происходящие из святилищ Энкоми.
Они несут на себе следы хеттского влияния. Святилище состояло из зала с жертвенным алтарем и двух внутренних комнат. В святилище, рядом с алтарем было найдено большое количество черепов рогатых животных (быков и оленей) и ритуальных сосудов для возлияний, сама бронзовая скульптура «Рогатого бога» находилась в одной из внутренних комнат. Некоторые исследователи предполагают, что это статуя бога изобилия и защитника рогатого скота, и идентифицируют его с Аполлоном Кератэасом («кератэас» - рогатый), имя которого упомянуто в надписях 4-го столетия до н.э.
Во втором святилище города была найдены бронзовая статуэтка, получившая название «Бог металла». Вооруженный копьем и щитом, и увенчанный шлемом с рогами «Бог» стоит на основании в форме таланта (прямоугольный слиток меди, напоминающий растянутую шкуру быка). Интересно отметить, что подобная женская статуэтка, стоящая на основе в форме медного слитка, относящаяся к этому же времени, и изготовленная на Кипре, находится в музее в Оксфорде. Это дало исследователям повод усмотреть в этих двух скульптурках супружескую пару - кузнеца Гефеста и Афродиту - в символической форме отображающих изобилие медных рудников Кипра (Г.Росси).
Еще одна интересная находка - отлитая из бронзы 12-ти сантиметровая статуэтка восточного божества - Ваала, является копией с известного оригинала. Статуэтка когда-то была вся покрыта тонкими листами золота, сохранившимися сегодня только на лице и груди.
Благодаря этим находкам можно сделать выводы о том, что население Энкоми было этнически неоднородным. Переселенцы из Египта, Угарита, с острова Крит - составляли основную часть жителей города. В Энкоми поклонялись восточным божествам, о чем свидетельствует упомянутая статуэтка Ваала. Ваал почитался в Сирии, Палестине, Угарите, Финикии, Ханаане, Карфагене, Вавилоне, и изображался часто в виде воина с копьем (как упомянутый выше «Бог металла»), в виде человека в рогатом шлеме («Рогатый бог») или в виде быка.
Эллинская колонизация острова началась, как полагают, в середине II тысячелетия до н. э. Прибывавшие из Аттики и с греческих островов поселенцы обычно обосновывались в прибрежных городах и занимались в основном торговлей, ремеслами, земледелием. К этому периоду относится возникновение на Кипре нескольких городов-государств типа Микен, складывавшихся под влиянием греческих переселенцев. Кипрские и иностранные археологи обнаружили остатки таких городов-государств во многих районах острова. В захоронениях найдены золотые скипетры и диадемы, богатые украшения и оружие, свидетельствующие о процветании и богатстве. Наибольшего влияния на Кипре в тот период добилось одно из основных древнегреческих племен - ахейцы, которые к началу I тысячелетия до н. э. уже составляли значительную часть населения острова.
Археологи обнаружили ряд храмов, относящихся к данному периоду: кирпичный алтарь в виде рогов быка в Мирту-Пигадесе, храмы в Энкоми,
Китионе и
Куклии (Палеа-Пафосе).
Население Кипра со второй половины II тыс. до н.э. было многонациональным: кроме местной «этеокипрской» ветви, большую роль играли греческая микенская и, с начала I тыс. до н.э. - финикийская (западно-семитская). Тогда же стали формироваться города-царства, среди которых выделялись Идалион, Саламин, Ледры (Никосия), Курион, управлявшийся царем, которого присылали из Тира, а также северный Лапифос, западный Марион и другие. На острове развивалась особая ветвь восточно-средиземноморской религии, в которой проявлялось тяготение к отказу от политеизма и от антропоморфных образов искусства в том виде, в котором они нам известны по памятникам древней Эллады.
Это неспокойный период, когда большое влияние оказывают на остров Хетты, Угарит, имеются связи, указывающие на связь с Древним Египтом. Около 1230 г. до н.э. предполагают вторжение на остров «народов моря», 1179 год до н.э. - вторжение беженцев с Эгейского региона.
Имеются находки, указывающие на тесную связь также с
Древним Египтом.
В 1050-750 гг. до н.э. Кипр приобретает известность греческого острова с десятью городами-царствами. Процветает культ Афродиты.
- Собственно сам, Пафос. (Первое поселение возникло еще во времена неолита). На месте будущего храма в течение многих веков существовала особая священная роща, связанная с древнейшим, доахейским культом кипрской богини.
- Около 8 века до н.э. получил развитие Аматус, расположенный к востоку от современного Лимасола. Тот самый, где был расположен второй храм Афродиты на острове. Здесь древнейшее местное Этеокипрское письмо и язык употреблялся вплоть до эпохи эллинизма.
- Еще одним городом, где чтили Афродиту, стал Идалион, располагался близ современного города Дали в районе Никосия.
В Китионе - теперешняя Ларнака - поселились финикийцы, и он стал основным торговым городом и центром культа финикийской богини Астарты. Изначально здесь был так же микенский храм.
Таков вкратце обзор религиозных воззрений обитателей острова Кипр с древнейших времен до того момента, как здесь стали почитать Афродиту. Женское божество плодородия чтилось в этих местах с самых древних времен (как впрочем, и во всем тогдашнем мире). И это божество не могло не оставить следов своего древнего культа в более молодом культе Афродиты. Эти следы еще только предстоит выяснить.