Бронзовая монета Императора Каракалла (198-217), изображающая храм Афродиты в Пафосе.Самое древнее сооружение в Пафосе относят к XII веку. Это монументальное строение, использовалось ахейцами, выходцами из Микен. Не подлежит сомнению, что Фасад храма, который был украшен рогами, имеет микенское происхождение. Таким его изображают на монетах.
Эти, так называемые «Рога посвящения», которые известны со времен раннего бронзового века, возможно, происходят из Анатолии. Таким же образом украшались фасады храмов и фасадов древних минойцев Крита.
Минойский перстень-печать, изображающий «Рога посвящения» на фасаде храма или горного святилища.Однако, само строение Храма не микенское.
Сильное влияние Сирии ощущается еще до того момента, когда на острове купцы из Тиры основали свою колонию.
Интересно отметить, что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита. На Кипре в эту эпоху она известна под именем «Vanassa», которое современные лингвисты интерпретируют как «госпожа». Общеизвестное имя богини Афродита появляется намного позже, в античных текстах греческих авторов 8 века до н.э., в то время как имя Ванасса естественным образом ассоциируется с принятым в латинской традиции именем богини «Venus», которое, судя по всему, является намного более древним, чем греческие аналоги.
Статуэтка женского божества, предположительно Астарты, найденная на острове Кипр; датируется 6 в. до н.э
Вторичное привнесение в культ Афродиты произошло под влиянием финикийской Астарты (хотя связь с Сирией видна и раньше). И это очень сильное влияние. Посвятительные дары Афродите, найденные во втором, относящемся к эпохе архаики, святилище Афродиты в Пафосе, демонстрируют многочисленные связи с культурой Финикии.
Подвесная плита с фигурой богини Астарты с локонами Хатор. Саламин, конец VII - начало VI века до н.э.Этот взгляд, названный в одном из описаний «Магнетическим», и архаичная полуулыбка западают в душу не меньше, чем статуя Афродиты, работы Праксителя. (Подобные подвесные плиты с богинями приносились в дар и вешались на стену святилища. Восходят ко II тысячелетию до н.э.)
Кипр. Конец VII - начало VI в. до н.э.
Великая Кипрская богиня-мать древности была божеством очень синкретичным. Она одновременно представляла собой и сиро-финикийских богинь - Ашеру, Астарту, Анат, крито-микенское женское божество, на подобии «Змеиная богиня», «Древесная богиня» и отчасти «Владычица зверей», иногда заимствуя черты египетской Хатор (валютообразная прическа и головной убор). Потому так легко ложились на образ Афродиты культы других женских божеств тех народов, с которыми греки имели дело, потому так великолепно он приживался среди последних.
Плита из Фамагусты, наиболее архаичная по структуре. Она делится на три части, соответствующие трем частям космоса, - нижнюю, среднюю и верхнюю. Нижний двухчастный «короб» представляет хаос, прошедший космизацию, - разделенный на две равные части: левую-правую, женскую-мужскую, нижнюю-верхнюю; творческой силой сотворения мира выступает богиня-женщина. Рожденный же ею паредр, в зооморфном образе быка, представляет небесный, верховный мир. Можно думать, что здесь две головы животного, аналогичные двум отделениям «короба», соотносятся с коровой-быком, коль скоро левая от богини протома, находящаяся в «женской» зоне, несколько выше и значимее второй. Тщательная украшенность плиты должна передавать красоту новосозданного мира, одним из ярчайших символов которой выступает египетский лотос, перешедший в минойско-микенскую, кипрскую, греческую и другие древние культуры.
С таким цветком, огромным для хрупкой фигурки, выступает богиня (или представляющая ее жрица) на луврской пластине (Л.И. Акимова. Подвесные плиты с фигурой богини).
Другой тип статуэток, изображающих кипрскую богиню.
Кипр. Конец VI в. до н.э. Статуэтка богини из кости.
Эти богини изображены. Поддерживающими грудь, которую оставляет обнаженной наряд, чем-то напоминающий знаменитое платье Минойских жриц. Поза традиционна для ближневосточных богинь.
Какие выводы можно сделать?
Несомненно, что культ Великого женского материнского божества существовал на Кипре с самых древнейших времен. На мощную местную подоснову было наложено несколько пластов влияния.
1. Критского Великого божества, которое связывало её с рогатым богом.
2. Малоазийское
Антипатия Гомера к «золотой» Афродите, проявляется в том, что он называл её фригийкой. Все, что греки не желали простить Пафосской богини, они просто приписывали Фригийской Кибеле.
3. Финикийское. Собственно самые впечатляющие и запоминающие обряды и черты культа происходят от почитания Астарты.
Нельзя не отметить египетское влияние на образ, как Афродиты, так и Астарты (На то, как повлиял образ египетских богинь Исиды и Хатор на культ Астарты, будет сказано в соответствующей теме, если я доберусь до неё). Сама Афродита окажет не меньшее воздействие в дальнейшем на культ Исиды Пелагии.
Этот синкретически культ держался на Кипре вплоть до VII века до нашей эры, когда сильное эллинское влияние не заставило его угаснуть, уступив место той богине, что позднее войдет в историю как Афродита-Венера.