Генерал Бонапарт в Совете пятисот (Бушо, 1840). 18 брюмера VIII года Республики
Тов.
noldo-ecthelion обратил внимание на совершенно поразительный факт, который слишком явно лежал на поверхности, и, возможно, именно поэтому его никто, кроме него, не заметил.
Оказывается, историк и реконструктор, известный как "Сир" и подражатель Наполеона, профессор Олег Соколов был задержан не в какой-нибудь день, а 9 ноября. То есть 18 брюмера по французскому революционному календарю, в день прихода к власти его кумира, Наполеона Бонапарта. И даже не просто в этот день, а в круглую 220-ю годовщину... Всех интересующихся подробностями отсылаю к
посту на эту тему.
В чём же смысл этого удивительного совпадения? Ведь не может быть так, чтобы в таком ярком факте совсем не заключался никакой философский смысл. Да, он есть и, как выясняется, очень невесёлый для всех нас.
Чтобы понять этот смысл, можно открыть классическую работу... да-да, вы угадали, "18 брюмера Луи-Бонапарта" Карла Маркса:
"Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Коссидьер вместо Дантона, Луи Блан вместо Робеспьера, Гора 1848-1851 гг. вместо Горы 1793-1795 гг., племянник вместо дяди. И та же самая карикатура в обстоятельствах, сопровождающих второе издание восемнадцатого брюмера! [...] Французы... получили не только карикатуру на старого Наполеона, - они получили самого старого Наполеона в карикатурном виде, получили его таким, каким он должен выглядеть в середине XIX века".
Иначе говоря: меняется класс, меняются и Наполеоны. Буржуазия эпохи Великой революции не была равна самой себе спустя полвека. Она сильно поуменьшилась в своём росте. Её исторические задачи, идейные ценности, модели поведения - всё катастрофически измельчало. Первой соответствовал Наполеон Великий, второй - Луи-Бонапарт, Наполеон Малый, как его язвительно обозвал современник, Виктор Гюго (кстати, при этом большой поклонник Наполеона Первого).
...С тех пор прошло уже 150 лет. Но, ничтоже сумняшеся, мы, граждане бывшего СССР, попытались 30 лет назад воскресить все эти отжившие ценности, устаревшие наряды, старорежимные модели социального поведения, всё-всё-всё. Которые 200 лет назад были трагедией, 150 лет тому назад - фарсом... Что же мы получили в итоге? Нет, не 18 брюмера Наполеона Великого, даже не 18 брюмера Наполеона Малого, а... ну, вы уже поняли, какое 18 брюмера нам досталось.
18 брюмера, которое мы заслужили.