СССР как страна полных прилавков (4). Шоколад

Oct 15, 2019 08:48



Реклама советского шоколада

Итак, продолжим путешествие по СССР как Cтране Полных Прилавков. Теперь речь пойдёт про знаменитый советский шоколад. Чем он был, собственно, знаменит? Прежде всего, своим высоким качеством. А также и большим ассортиментом.
Причём в 50-е годы шоколад был отнюдь не дёшев. Но разнообразие шоколадной продукции и тогда поражало воображение. Моя мама, бывшая студенткой на рубеже 40-х и 50-х годов, рассказывала, что после каждой стипендии обязательно шла в кондитерский магазин, покупала 100 граммов хороших шоколадных конфет, чтобы угостить ими родителей. Всего сто граммов - покупать больше для скромных студенческих доходов было бы неоправданным мотовством и расточительством. Но каждый раз непременно нового сорта! Разновидностей конфет было очень много, и все неизменно отличного качества. Так что ежемесячные «шоколадные экскурсии» в магазин можно было совершать целые годы...



Иллюстрация из советского "Товарного словаря" 1956-1961 годов

После Октября 1917 года ведущие кондитерские фабрики перешли к государству и получили новые имена: фабрика Абрикосовых стала называться именем рабочего-революционера Петра Бабаева, фирма «Эйнемъ» превратилась в «Красный Октябрь», а фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Но некоторые названия конфет советского ассортимента уцелели с дореволюционных времён: например, шоколадно-пралиновая конфета «Мишка косолапый», которую придумало и выпускало с 80-х годов товарищество «Эйнемъ». Та же фирма была создателем и других популярных до сего дня конфет - «А ну-ка, отними!». Но чрезвычайно характерное изменение произошло с обликом этих конфет (о чём я уже как-то писал). Фантики их и реклама, созданные художником Мануилом Андреевым, до революции выглядели так:



Рекламный стишок:
Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Стёпку.
Забияку и растрёпку...
Ты что? -
Хочешь половины?
Не угодно ли дубины?
И пошёл махать дубьём...
Стёпка вышел с фонарём...

А в СССР полюбившиеся народу конфеты под этим названием сохранились, а вот драчун-сладкоежка с угрожающей битой в руке с них исчез, сменившись на весёлую игру девочки с собачкой.



В 1952 году ученик Андреева, художник фабрики «Красный Октябрь» Леонид Челноков нарисовал новую картинку для обёртки конфет «А ну-ка, отними!»

Было несколько вариантов этого фантика, более или менее весёлых. Но все они были достаточно безобидными. Мне даже в детстве казалось, что девочка собирается угостить собачку конфетой, просто решила её немного перед этим подразнить. При всём воображении не могу представить себе злобного драчуна-обжору в заплатанной одежде и с битой, жадно поедающего свой шоколад, на советских конфетах. Такого просто не могло быть! Почему? Потому что, как это ни громко прозвучит, это не соответствовало ценностям, принятым при социализме. Хотя и вполне отвечало принципу «человек человеку волк» (и даже «ребёнок ребёнку волк»), действующему в буржуазном обществе. (Впрочем, 74 советских года всё-таки не прошли бесследно - в наше время мальчик с битой на фантике, пожалуй, несколько шокировал бы публику).

До 60-х годов разнообразный шоколад свободно лежал на прилавках, но для публики оставался дорогим деликатесом. Однако его производство росло и расширялось с каждым годом. Так, в 1946 году на фабрике имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м - 2000 тонн, а к концу 60-х годов перерабатывалось 9000 тонн ежегодно.



Фото Елены Геринас 1962 года



Елена Геринас на обложке «Здоровья» 1962 года и обёртке шоколада «Алёнка» образца 1965 года

Призыв к советским кондитерам придумать детям дешёвый шоколад прозвучал на пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года, в бытность главой страны Никиты Хрущёва. И он был исполнен: в 1965 году фабрика «Красный Октябрь» выпустила первый относительно доступный по цене молочный шоколад «Алёнка». Говорят, что первоначально шоколад собирались назвать «Алёнушкой» и поместить на обёртку репродукцию известной картины Виктора Васнецова. Но девочка, в немом отчаянии сидящая у омута, тоже не соответствовала ценностям СССР: «У нас в стране счастливое детство, а девочка - босоногая». В итоге обёртку самого популярного шоколада украсила своим изображением маленькая румяная девочка с широко распахнутыми глазами. Это была Елена, дочь фотографа фабрики «Красный Октябрь» Александра Геринаса. Он заснял дочку в возрасте 8 месяцев, и её фотография была опубликована в журнале «Здоровье» ещё в 1962 году. Она точно соответствовала тогдашнему идеалу детской красоты, хотя для нашего буржуазного времени показалось бы, пожалуй, излишне пухлой, слишком пышущей здоровьем и краснощёкой. Облик этой девочки, вероятно, ближе к крестьянскому, простонародному представлению о том, как должен выглядеть красивый ребёнок, чем к идеалам привилегированных классов - некоторой изнеженности и воздушной хрупкости. Что, между прочим, лишний раз подтверждает, какие социальные вкусы и, соответственно, какие классы господствовали в СССР. Вслед за выпуском этого шоколада произошёл, говорят, и всплеск популярности имени «Алёнка» среди новорождённых...
В 1967 году, согласно легенде, по инициативе главы правительства СССР Алексея Косыгина, появился шоколад «Вдохновение». Это был первый в Советском Союзе шоколад, разделённый на порционные кусочки. Чем-то подобным во время визита во Францию премьера угостили местные кондитеры, и его вдохновила подобная идея... Для названия и упаковки выбрали тему балета, которым всегда гордился Советский Союз.
Вплоть до перестройки шоколад в СССР сохранял качество и разнообразие, хотя некоторые конфеты, такие, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум», уже не всегда бывали на прилавках, а кое-какие, как «Птичье молоко», вообще были дефицитом. В общем, с шоколадом произошло ровно то же самое, что и с другими продуктами в СССР, о которых шла речь ранее: потребление выросло, но прилавки перестали поражать своей роскошью и великолепием, как это было до начала 60-х годов.
А с 1992 года магазинные витрины, как известно, вновь заполнились до отказа, совсем как в 50-е годы... но, если не считать того, что для многих они стали недоступны по цене, неуклонно стало снижаться качество продуктов. Так, в шоколаде дорогое какао-масло стали заменять суррогатами из «пальмы» и прочих дешёвых масел. В позднем СССР кто-то наивно надеялся, что буржуазный строй означает борьбу за качество? Ха, держи карман шире! Он означает борьбу за прибыль всеми средствами, в том числе и с помощью ухудшения качества. Кстати, не только качество шоколада, но и, как ни забавно, качество обёртки также упало с советских времён. В СССР шоколадную конфету заворачивали в несколько обёрток, в том числе фантик, серебряную фольгу и провощённую полупрозрачную бумагу. Это позволяло лучше сохранять вкус и аромат конфет. С 1992 года этим стали пренебрегать, обходясь зачастую одним-единственным фантиком. Нетрудно также предсказать, что и впредь качество постсоветского шоколада будет неуклонно снижаться... по крайней мере, до восстановления социализма.



А. Побединский. Реклама 1950 года

ВСЁ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ

Предыдущие посты по теме:
СССР как страна полных прилавков
СССР как страна полных прилавков (2). Крабовое
СССР как страна полных прилавков (3). Живая рыба
СССР как страна полных прилавков (4). Шоколад
СССР как страна полных прилавков (5). Продуктовые прилавки 1959 года
СССР как страна полных прилавков (6). Детские игрушки-1959
СССР как страна полных прилавков (7). Электротовары-1959
СССР как страна полных прилавков (8). Одежда и обувь-1959
СССР как страна полных прилавков (9). Всякая всячина-1959

СССР, личное, рынок, Россия, Реставрация

Previous post Next post
Up